МостКованый

Ольга Шамшурина
Почему Москву называют Москвой. Воспоминания, переданные из далеких времен.
Москва один из величественных и красивейших городов Европы и, наверное, всей нашей планеты. Это столица нашей бескрайней России. Я горжусь тем, что мне довелось жить в этом прекрасном городе.
Но вот почему Москву называют Москвой, так конкретно никто и не знает. Существует множество предположений и различных легенд о происхождение имени нашего великого города. Знаю и я одну из таких историй, она передается в нашей семье из поколения в поколение.
Моя прабабушка Прасковья родом из Архангельской губернии. Туда из Москвы уехал ее отец Андрей для строительства и содержания постоялых дворов на почтовом тракте. Было это еще до революции, а прапрадед мой имел образование инженера строителя. Вот его, как молодого специалиста и послали в Российскую глубинку для строительства почтового тракта. В тех местах до этого пролегал лишь почтовый путь, и правительственные послания не всегда доходили до адресатов.
Построив несколько почтовых станций, москвич Андрей не вернулся на свою родину в Москву, а полюбив мою прапрабабушку Арину, остался жить и работать управляющим на одной из станций.
Рядом с этой почтовой станцией быстро образовалось поселение Плесецк, поэтому, по современным определениям станция эта находилась рядом с современным городом Мирный и Плесецким космодромом.
Так вот, поясню, моя прабабушка Прасковья узнала историю имени нашей столицы от своего отца Андрея, который до приезда в Архангельскую глубинку был коренным Москвичом. Она эту историю рассказала своему сыну Андрею, названному в честь деда, а он рассказал своей дочке Маше, моей бабушке, а бабушка в свою очередь рассказала своей дочери, то есть моей маме. Моя мама рассказала мне, а сейчас эту занимательную историю происхождения имени нашей великой столицы я расскажу вам, всем своим читателям.
В далекие времена, когда еще существовал основной торговый путь, место, где сейчас располагается столица нашей России, попадало как раз на эту территорию.
Мало того, место это обосновалось торговыми людьми: путниками, караванами и обозами для ночлега. Происходило так потому, что даже самый быстрый обоз двигался с определенной скоростью и через время нуждался в остановке, а так же отдыхе, так как наступало темное время суток и двигаться было трудно, да и тягловой силе требовался отдых. Поэтому, от одной остановки до другой, от одного ночлега до другого, выкладывалось определенное расстояние. Оно как раз и попадало на эти холмистые места.
По этой причине здесь стали строиться постоялые дворы с харчевнями, конюшни для лошадей, где конные экипажи могли отдохнуть и подкрепиться. Можно было, по мере необходимости, поменять лошадей, подковать их, обновить подпругу. После образования постоялых дворов, сюда тут же устремлялись местные жители из окрестных поселений, которые могли здесь продать свои излишки зерна, овощей и разного скарба и купить нужные для себя вещи.
Одна трудность для этих мест имелась, места здесь были холмистые, а меду ними протекали реки, которые весной, и после больших дождей выходили из берегов, заливая дороги и преграждая караванам и обозам путь. Приходилось надолго задерживаться, а это торговым людям не нравилось.
Пробовали обозы севернее пойти, так там густые леса, непроходимые чащи, дикие звери: трудно и опасно было. Пробовали они южнее пойти, хорошо там, лесостепи в степи переходили, но в тех местах промышляли хазары да печенеги, которые разоряли обозы и караваны. Стали думать торговые люди, как им быть.
Мосты деревянные, которые они строили каждой весной в половодье сносило, а иной раз и в летние ливни мосты в щепы разбивало. Вот и приходилось каждый раз новые мосты строить, а это накладно да и время драгоценное тратится.
Тогда собрались с округи местные кузнецы и решили построить здесь кованный мост, иначе торговые люди со своими обозами, размышляли в то время местные жители, северные леса прорубят и дорогу там сделают. А если уйдет с этих мест торговый путь, то трудно местным людям придется, кому они излишки продуктов продадут, где экзотические шелковые ткани, да меха сибирские купят.
Вот и решились местные жители кузнецам помочь, закупили они руды железной, плавильные, да кузнечные сооружения построили, и пошла работа. Долго ли коротко, построили мастера мост кованный на крепких сваях каменных установили и пошел по нему торговый путь без задержек и остановок.
Услышали про этот мост торговые люди других мест и торговых путей, и тоже сюда устремились. Они так и говорили между собой, что пойдем, мол, на мост кованый.
Но в древние времена произносили не КОВАТЬ, а КВАТЬ. Так люди слышали удар молота о наковальню, поэтому некоторые говорили, что идут на Мост Кованный, а на Мост Кванный, а чтобы быстрее сказать на МостКван.
Так и прозвали с того времени это место — Мост Кваный. Но так как люди разных народов здесь проезжали и не всем удавалось четко произносить — МостКваный, да и длинным название казалось, поэтому, со временем в обыденной речи люди сокращать произношение, поэтому стало получаться у них так:
-Ты куда едешь? - спросит один путник другого.
-Да на МостКву, - ответит он, - на переправу еду, где мост кваный.
Вот так и получилось современное название: «мос» - означает мост, а «кава, кова или короткое ква», соответственно - кованый.
-А то, что это истинная история, - подтверждала мне бабушка, - говорит даже то, что долгое время люди говорили, что едут они не в Москву, а на Москву. Вот и в железнодорожных обозначениях было: поезд в Рязань, в Тулу, а в обратном направлении — на Москву.
Запомнился людям вложение своих предков, которые не поскупились на руду, на плавильни и кузни, чтобы построить мост, ставший узлом торгового пути. Потому и говорили они тогда: «НА МОСТ КОВАНЫЙ или МОСТ КВАНЫЙ».
Так что само имя столицы нашей — Москва означает — мост кованый. И стоит она на перекрестке всех торговых путей.
Мне кажется, что это так и есть, ведь одна из важнейших станций Московского метро является узловой и называется — Кузнецкий мост.
То есть мост, сооруженный кузнецами, который и сделал это место, ставшее Москвой, узлом торговых путей.

*Если развивать дальнейшую историю, то в старину говорили, что из-за запруд и прудов, которые стали активно делать поселяне, поднялся уровень воды в Неглинке.
По этой причине сама железная конструкция моста стала просидеть и вязнуть во влажной почве, особенно весной при проезде обозов. Хоть и был Кузнецкий мост узким, в одну повозку, но тяжести больших грузов обозов он не выдерживал и вяз в весенних берегах.
Когда железный мост почти совсем увяз в берегах, неподалеку построили Каменный мост, но и он просел по тем же причинам: тяжести повозок, при весенних разливах.
 
*По этой причине и сейчас на трассах, в городах и даже в маленьких поселках ограничивают движение большегрузов во врем весенней распутицы.

Но Каменному мосту повезло больше, его откопали археологи. А вот память о МостеКованном осталась. Видимо, поэтому и имя новому большому Каменному мосту, построенному в 1761 году по проекту архитектора  Дмитрия Васильевича Ухтомского, по привычке, как и улице, дали название - Кузнецкий мост.

Вот такая интересная история имени нашей столицы хранится в нашем семейном архиве.

Когда из жизни ушла моя бабушка Мария Андреевна - мамина мама, мы с мамой, опечаленные этим, долго гуляли по по подземным станциям Московского метро.
А на станции Кузнецкий мост, мы вновь размышляли над названием самой станции и истинностью происхождения имени нашей столицы.
Тогда я пообещала себе, что когда-нибудь напишу эту хронологическую историю.