Воспоминания о тёте Соне. Глава 7

Рита Аксельруд
               
   В седьмом классе у нас появился новый,  очень  интересный предмет –
химия. Преподавала его Иванова Анастасия Ивановна. Многие из нас
 полюбили химию. Я весь год ходила в химический кружок и решила, что
тоже буду учительницей химии. Тем более, что химию преподавала и наша
 тётечка. Она и показывала нам  с Любочкой  некоторые практические
 опыты. Например, как фильтровать или  как выпаривать соль.  Всё, чему она
 научила нас в детстве, пригодилось на всю жизнь и нам и нашим детям, и внукам.
   
    Когда я училась в десятом классе, тётечка, как обычно, приехала на осенние
 каникулы. Она уже собиралась уезжать обратно в Одессу, но тут заболела
 бабушка Ева – у неё ущемилась грыжа. Следующие пять дней были для всех
 нас очень тяжёлыми. Бабушка, отказавшись от операции,  умирала долго и
 мучительно.  Тётечка очень тяжело переживала,как обычно, считала, что она во всём виновата, что приготовила бабушке кашу из кабака (Из тыквы),и это спровоцировало ущемление грыжи. Бабушке было 78 лет, грыжа была у неё много лет, как арбуз в животе. Виноватых не было. Но было очень горько от бессилия и беспомощности.   Папа наш тоже переживал, но  как врач ничего,кроме  обезболивающих,  сделать не мог. Я видела всё и всех жалела в душе.
 Тогда  дала себе клятву, что ни за что не стану врачом.
   
   Окончила школу и поступила в Одесский педагогический институт. Там, к
 сожалению, не было химического факультета, пришлось поступать на
 физический.  А  Любочка стала  инженером-химиком  и знала химию, как
говорят, с младых ногтей.

  Жила я у  тёти Анюты, маминой двоюродной сестры на улице
 Ярославского, а сам институт находится  на Комсомольской, всего в двух
 кварталах от тётечки . Теперь мне ничего не мешало  часто видеться с  ней.
 Можно было после занятий  подъехать две остановки трамваем №5 или из-
дому троллейбусом №3, трамваем №4 или №28. Это было замечательно!
 До мельчайших подробностей запомнился мрачноватый подъезд, лестница
 на второй этаж  с мраморными ступеньками и давно не крашенными
  стенами, дверь, оббитая дерматином, со щелью для писем и газет.
 
  Сколько раз я приходила сюда к тётечке, пока училась в институте и потом,
 когда бывала в Одессе!  Здесь всегда мне были рады. Тётя меня кормила то
 рыбой, то пирожками, то ещё чем-нибудь. Тогда я знала обо всех её
 проблемах и очень ей сочувствовала.   Владик окончил институт и уехал по
 назначению  в Норильск. Толик уже не жил у них – сначала в общежитии, а
 потом  у своей жены. А вот Нина не вышла замуж за Шурика, хотя они
 любили друг друга. Лет через двадцать Нина на мой вопрос, почему они не
поженились, бросила в сердцах:
- А где бы мы с Шуриком жили? Здесь все вместе, в этих двух комнатах или
 у  Шурика в однокомнатной коммуналке?!
 Что я могла ей на это возразить?
 
    У дяди Гриши был двоюродный брат Яша Кравцов – молодой красавец,
 которого познакомили с Люсей Зайдман, племянницей нашей мамы. Вскоре
 они поженились. Люся работала экономистом, а Яша был прекрасным
 инженером-строителем. У них родились очень красивые дети – Олечка и
 Рома.  Люся и Яша прожили счастливо долгую жизнь. Оля теперь живёт в
 США, в Нью-Йорке, а Рома в Германии. Так разбросала всех нас жизнь по
 разным странам!
 
 В октябре 1962 года дядя Гриша  умер от инфаркта, который он перенёс на
 ногах.  Пока врачи раздумывали над диагнозом, пока надумали положить
 его в больницу, он умер. С того дня я не терплю запах хризантем. А у
 тётечки тогда образовалась язва желудка, мучившая её много лет.
  Всего восемь лет  тётя была замужем, любила своего мужа и была верной,
заботливой женой, старалась быть заботливой матерью его детей, но нельзя
 сказать, что она была счастлива!