Спящие боги, гл. 92. Духовный экспериментатор

Владимир Пяцкий
ДУХОВНЫЙ ЭКПЕРИМЕНТАТОР
Однажды обстоятельства привели меня к знакомству с человеком, входившим в состав руководства крупной религиозной школы. Он заинтересовался медитацией, связанной с успокоением ума. Наша беседа быстро вошла в русло обсуждения духовных тем, и мой собеседник рассказал об опытах, на проведении которых он сосредоточился в последнее время. Суть этих опытов состояла в следующем: мой знакомый задавал духовные вопросы тяжело больным людям, аутистам, которые не коммуникировали с окружающим миром, ставя перед ними демонстрационную доску с буквами алфавита. Затем он медленно вёл указку около букв, воспринимая любое проявление больного, отличающееся от апатии, как знак того, что нужно остановиться возле той или иной буквы. Затем из этих букв он выстраивал слова, отталкиваясь от которых выстраивал целые мысли. Мой собеседник был убеждён, что тяжелобольные люди, не имея глубокого контакта с обычным миром, воспринимают более отчётливо небесный мир. Из ответов, полученных на таких сеансах, он составил целую брошюру, посвящённую рассказу о грядущем конце мира и том, что последует за ним.
По мере углубления в свой рассказ, мой собеседник всё более воодушевлялся, но в этом воодушевлении чувствовалось болезненное напряжение. Вскоре я начал понимать, что мой собеседник не сможет принять ключевые моменты воззрения, необходимого для успокоения ума.
Так случилось, что в тот же период я около полугода проводил занятия медитацией в стихийно собравшейся группе совершенно светских людей и с удивлением обнаружил, что невзирая на их интерес к занятиям, прогресс в освоении ими навыков созерцания был совершенно неудовлетворителен. Конечно, я прежде всего пытался найти ошибки в своём преподавании Учения, но те поправки, которые я вносил в обучение, не давали ощутимого эффекта. Моё недоумение рассеял навестивший меня давний духовный друг. Он разъяснил, что для удержания медитативных навыков людям необходимо соответствующее системе медитации воззрение. Путь созерцания, ведущего к успокоению ума не сочетается ни с религиозной тягой к экстазу, ни со светской прагматичностью, с позиции которой медитация должна быть одним из инструментов для достижения успеха в миру. Слушая объяснения своего старшего друга, я начал осознавать, что экзальтированный духовный экпериментатор и светские люди, экспериментирующие с медитацией ради увеличения своих мирских возможностей, на самом деле движимы одним и тем же течением ума, хоть и разделяющегося на различные потоки, но несущего их прочь от истока познания.