Анна Алексеевна

Любовь Матвеева-Поротикова
   «Живи просто, проживёшь со сто»,
   «Живи дверями на улицу»,
   «Живи дольше, чтоб пользы было больше»,
   «Кто большого счастья не знал, тот и маленьким
    обойдётся»(русск. пог.)

     - Всё бы ничего, да коленки болят! – жалуется мне соседка по прилавку, Анна Алексеевна. Мы познакомились с ней только что, и я спросила её о самочувствии, видя её очень преклонный возраст.
     - А вы хотите, чтобы не болели, когда вам почти сто лет? Вон напротив нас сидит женщина – ей только за пятьдесят, а она уже с костылём! Да вы тут ни одной не найдёте, у которой коленки бы не болели! – нарочно обостряю я ситуацию. Люблю я таких старушек, как Анна Алексеевна! Сейчас всё у неё выспрошу, и открою секрет долголетия!
     - Каких сто лет? Мне всего восемьдесят семь! - добродушно отмахивается она от меня, и продолжает раскладывать на прилавке немудрёные дары своего огородика в пол-сотки. Живёт она одна во вросшем в землю домике напротив мясокомбината. Иногда навещает сын, помогает, он живёт в нашем городе Петропавловске. А его сын  – ого, давно живёт в Америке! Уехал туда как спортсмен, потом повредил колено, остался. Женился на русской, занимается автосервисом. Дочка Анны Алексеевны живёт в Германии.
       - Хорошо живут в Германии, ничего не скажу, была я там два раза - рассказывает она мне. – Но город стоит у моря, сыро, а по утрам такой туман поднимается, что я дышать не могу, задыхаюсь! Не то, что у нас! Смотри, какая благодать – конец сентября, а жара под тридцать! Всех вокруг затопило дождями, завалило снегом, а у нас – божья благодать!.. – снова повторяет она, и я с ней согласна. Я сама очень люблю свой родной город Петропавловск и свои родные места. И никакой Австралии мне не надо, хоть моя дочка меня туда зовёт! Но как мне узнать секрет долголетия?
        - А мама ваша сколько прожила? – спрашиваю пожилую собеседницу.
        - Восемьдесят четыре.
        - А папа?
        - С папой такая история вышла, - рассказывает она мне, как на духу. – Родители жили в Крыму, там встретились, там и поженились. Родились у них две девочки - я да сестра Роза. Когда началась война, отца призвали. Плакал, когда уезжал – сильно любил свою жену, нас, не надеялся вернуться. Когда он уехал, стали из Крыма вывозить крымских татар, немцев - а мама наша была немкой. Сначала нас хотели оставить, поскольку отец на фронте, но потом всё же выслали сначала на Кавказ, а потом в Северный Казахстан, под Петропавловск.
          Война закончилась, отец остался жив, и выписал он билет в военкомате до Петропавловска. Но сначала заехал в Крым, навестить своих родителей. Оказалось, мать умерла, а отец лежит неподвижный - немцы перед отступлением обстреливали с самолётов их городок, и пуля через крышу его ранила в спину. Он нуждался в помощи. А потом отец снова пришёл в военкомат выправлять документы, чтобы поехать в Петропавловск, забрать свою семью. А ему говорят:
          -А-а, у вас жена немка, оказывается? Немцам в Крыму  жить не положено! Тебя мы не выпускаем! Выписывай сюда своих детей, а жена пусть там, в Казахстане  остаётся! 
         Какая мать отдаст своих детей?  Остались мы здесь, в Казахстане, а отец – там, в Крыму. Сильно скучал по нам! Через три года женился, взял хорошую женщину с ребёнком, потом родили общего. Но не любил их... От тоски по своей настоящей семье стал выпивать, бить жену, иногда совсем зверем становился. И написала она нам сама: приезжайте, скучает по вас, а мне с ним жить невозможно!
         Мы с сестрой ездили туда два раза, отец был нам очень рад, и нам там понравилось, но уже привязались к казахской земле, здесь уже начала складываться наша жизнь. Так и остались мы здесь, а он там... - закончила она разговор.

        Ну вот, и до нас циклон дотянулся, то ли западный, то ли восточный. Всю ночь шёл дождь, и пока останавливаться не собирается. Конец «бабьему лету», нынче оно выдалось на славу! Надо будет повидаться с Анной Алексеевной в её домике, который она, как белка, приготовила к зиме, набила запасами - узнать всё же секрет долголетия! По правде-то я давно его знаю: «Помирать собирайся, а пашенку сей!" - то есть, работай всю жизнь, не лежи на диване!.. А вчера и по ТВ сказали, что ЛЕНЬ - один из семи смертных грехов!

         Прошёл год... Вчера на базаре пригляделась к соседке, ветхой старушке, торгующей лучком да редиской, и поняла - это она, Анна Алексеевна! Поздоровалась, расспросила как живёт. У неё радость - дочь приехала из Германии в гости! Каждый год приезжает. Опять сделала ей ремонт в старом домике, довольна, что видится с братом, с матерью, которой нынче уже восемьдесят восемь...


        На фото Анна Алексеевна Проценко на своём огороде.