Вновь о новизне. 9

Жорж Ёжиков
Вновь о новизне.
9.

+ И ещё, вдогонку "опять и снова". Возникла иллюстрация, по-другому выражающая различие этих понятий. На примере выражения о стакане воды, который или наполовину полон, или наполовину пуст, в зависимости от ряда условий и свойств воспринимающего. Взгляд на стакан, и возникающая точка умозрения, определяет состояние человека и его настрой, является ли его мировосприятие оптимистичным или пессимистичным. Употребляя понятие "опять", мы являемся выразителями пессимистического умонастроения, а используя понятие "снова" - уже носители оптимистических взглядов на окружающий мир и стоим на жизнеутверждающих позициях. Поэтому не случайно и следующее выражение - "не опять, а снова", когда один человек поправляет другого, и тем самым перенаправляет его взгляд, влияет на жизненную позицию.
- Ты всё уже сказал, можно мне чуть-чуть добавить?
+ Да. И можно, и нужно. Смешно звучит после таких пространных внутренних диалогов, но напомню, прежде всего себе, что мне важно получить обратную связь, и что между нами диалог. Пожалуйста, дополни моё видение и изложение.
- Мне было интересно тебя выслушать, прозвучали самобытные трактовки и субъективные восприятия, казалось бы, таких тривиальных понятий. И образы приводил яркие, всё разложил по полочкам.
+ Ну, слава богу, что доходчиво и интересно. Знаю за собой способность утомлять собеседника длинными разговорами и склонностью к усложнению текста подробностями.
- Когда ты рассказывал, у меня возник образ. Ребёнок берёт самокат, разгоняется, прыгает на него и едет по дороге. Всё мелькает вокруг в виде картинок, внимание впитывает впечатления, и беспечный ездок испытывает восторг от стремительного движения. Ему доставляет удовольствие процесс езды, переполняют чувства и ощущения. И как же ему удержать этот нескончаемый поток впечатлений? Это же невозможно. Может ли он контролировать несущиеся на него образы, предметы, ситуации, несущийся мир?
+ Ему доступно управление самокатом. Как может показаться, и как принято считать. Хорошая иллюстрация, давай её рассмотрим. Регулируя скорость езды можно регулировать интенсивность потока впечатлений. Но что касается их новизны, то эта способность восприятия изменяется с возрастом, опытом, багажом знаний о мире в его рюкзачке. С возрастом человек всё-таки ограничивается, и более всего в возможностях восприятия. Несмотря на то, что скорость самоката снижается, скорость несущегося на него мира увеличивается. Да что там, скорее всего и самоката уже нет, человек постепенно и поочерёдно пересаживается на другие виды транспорта. Самокат – это хорошо, но приходит черёд велосипеда, мопеда, автомобиля. И ладно бы сам человек им рулил, но большинство едут уже в качестве пассажиров в вагонах метро, поездов или в самолётах. Их везут, а они выглядывают в окошко. Самое большое разочарование и шок испытывают те, кто способен пробудиться от иллюзий, и обнаружить, что их самокат, как и прочие средства передвижения прочно привинчены к площадке карусели, и что всё время они ездили по кругу, думая, что мчатся в любых направлениях. Мы пересаживаемся с коня на ракету в пределах аттракциона, а впечатления черпаем из ума. Вместо карусели можно использовать другой аттракцион - колесо обозрения, а люди только пересаживаются в разные кабинки. Или же мир – это парк аттракционов. Но всё это не столь важно, а суть важно увидеть, что всё это происходит в уме. Многие вообще не подозревают, что вместо путешествий и получения впечатлений они находятся возле конвейера, обслуживая его, или внутри него, сами превратившись в механизмы. Мда… Но начинается, конечно, всё с самоката. И это, возможно, для многих лучший период их жизни, когда всё вновь, когда всё впереди, и все дороги доступны и двери открыты – кати куда хочешь.
   Вопрос: мы разгоняем самокат личным усилием или мир крутится сам по себе, и движется нам навстречу регулируя наше движение, его направление и скорость? Посмотреть можно по-разному. Но мы замечаем, что мир движется с ускорением. Та же скорость передачи информации и её обмена, количество информации на единицу времени. И что странно, чем больше информации, тем люди становятся тупее, и даже глупее. До какой-то черты люди развивались, получая информацию, а перейдя её начали деградировать.
   Нужно ли людям гнаться за миром, или стараться идти с ним «в ногу», что называется быть современным? Эта программа преобладает в умах, культивируется и навязывается извне самим миром. Мир – это проекция ума. Ум (мир) диктует правила, условия, закономерности, обстоятельства, предлагает знания. Человек – инструмент Ума, а не обладатель ума. Что ему скажет ум, то и будет выполнять.
- А как же ощущения и чувства, те же инстинкты, рефлексы?
+ Они тоже производное от Ума. Только это уже Универсальный Ум. Разве ощущения, инстинкты, рефлексы и реакции организма не являются своего рода программами?
   Люди стараются везде успеть, побольше попробовать за короткий срок жизни, стать обладателями больших объёмов разнообразных ценностей – материальных, энергетических, интеллектуальных. Но нужно ли это? И ведь за всё нужно платить. Если хочешь что-то получить и этим обладать, придётся чем-то пожертвовать. Блин, всё неоднозначно, ибо мир многогранен, многообразен. Важно к тому же различать способность контроля, которую осуществляет ум-личность и наблюдение, а также жизненную необходимость – индивидуальную потребность в тех или иных вещах: материальных, психологических, информационных.
- У ребёнка ещё нет знаний и слаб самоконтроль. И, как ты говорил, вспоминая свои детские состояния и восприятие, ребёнку свойственно играть самозабвенно, он тотален в действиях, в своём мироощущении, полностью находясь в проживаемой ситуации. Ребёнок, как и животные, естественным образом находится в моменте «здесь и сейчас», а затем в процессе социализации теряет эту способность, и перемещается из Бытия в ум-мир. Часто, играя, он забывает о себе, о времени, о еде, об окружающих людях и обстоятельствах, о навязываемых ему обязанностях. Но даже будучи в своём воображении он не теряет ощущения момента и переживания его полноты.
   Я увидела ребёнка на самокате. Он разогнался и поехал. Он находится в нови, и его окружает новь. Нови вокруг него с избытком. А у взрослых наблюдается её дефицит. Мозг, и сознание ребёнка ещё недостаточно развиты для адекватного встраивания в окружающий мир, но зато прочно связаны пуповиной внимания с Бытием. Он не развит, чтобы говорить об анализе, управлении и контроле, рефлексии. Его за каждым деревом и кустом, за каждым столбом и поворотом встречает новь. Это пребывание Алисы в Стране Чудес. Самокат один и тот же, ведь он не меняет самокаты каждую минуту и каждый день, и ребёнок (воспринимающий) в текущем моменте и из момента в момент тот же. В нас есть что-то неизменное, но и мы, и всё вокруг нас, называемое миром, природой, всё же постоянно изменяется. Мы обладаем энергией, средством передвижения, инструментарием, способны совершать действия и нам доступно движение разного рода. Местоположение тебя как тела меняется в пространстве. А вот сознание, его часть в виде внимания, одно и то же.
   А как что-то удержать? Самокат мчится, при высокой скорости и выделить из потока впечатлений особо ничего не успеваешь. Успевай только глотать, широко раскрыв глаза и рот от удивления. Ты видишь красивое, уродливое, страшное, приятное, но если едешь, то проезжаешь мимо всего этого, приходиться всё равно отпускать и ехать дальше. Ум собирает на своё усмотрение что-то из впечатлений и переживаний в рюкзачок во время поездки. А если за что-то зацепиться глазами, одеждой, схватить что-то на ходу или наехать на что-нибудь, упереться в какое-нибудь препятствие, то резко остановишься и кувыркнёшься с самокатика. Набьёшь шишки. За обладание чем-либо приходиться платить. И чтобы получить возможность обладать, нужно хотя бы на время остановить самокат. Да, очень правильное замечание, что мы пересаживаемся затем на другой транспорт. И так до тех пор, пока нас не отвезут на похоронном транспорте в последнюю земную обитель. Самокат – образ детства. Когда впечатления, знания и опыт не вмещаются в наш рюкзачок, мы пересаживаемся на грузовичок. Потом потребуется прицеп, столько скарба насобираем. В итоге образуется железнодорожный состав из вагончиков и нужен паровоз, чтобы тащить весь этот гармыдер. Эти изменения неизбежны, как и периоды жизни. Всё будет меняться, и ты тоже, но внутри ты остаёшься всё тем же ребёнком, но уже без самоката и без восторга от пребывания в Бытии. Откуда же взяться новизне? Даже любопытство ума у большинства быстро проходит, принимая какие-то низменные, примитивные формы, деградируя в рудимент. И вот к середине жизненного пути ты уставший, изношенный и озабоченный человек. Нет самоката, нет и новых впечатлений, а вместо них воспоминания о прошлом и будущем.
+ По крайней мере, если человек пытается за что-то схватиться и удерживать, то ему нужно притормозить и остановиться. И то, чем обладает требует постоянного его внимания, усилий, времени.
- Да, иначе упадёшь. Нужно остановиться.
+ Если сойти с самоката и начать детально познавать окружающий мир, срывать и присваивать цветы у дороги, делая из них букеты и гербарии, то новь быстро исчезает. У тебя вроде появляются всё новые вещи, но вместе с ними не появляется внутри чувство новизны, момент нови от обладания очередным приобретением сокращается. Желания сокращают размер и качество нови, как с «шагреневой кожей». Поначалу вместо нови возникает любопытство ума по поводу того, как всё устроено и что с этим можно сделать, где применить. Так вместо живых цветов собираются гербарии, вместо исчезающих джунглей и саван создаются оранжереи и зоопарки, вместо прерий огороды, затем теплицы. Всё живое насаживается на иглу познания и к нему прикалывается ярлык. И вот люди живут уже не в естественной среде обитания, а среди экспонатов в мире-музее, мире-кинотеатре, мире-аттракционе.
- И это тоже. Вроде бы оно похоже на живое, но на самом деле мёртвое. Вместо непосредственного контакта с природой мы изучаем энциклопедии, штудируем словари, рассматриваем каталоги. И вместо нового – известное, только упаковка меняется. А если жить среди известного и повторяющегося изо дня в день, то и сам человек превращается в «живого мертвеца». Нас приучили пользоваться различными линейками и лекалами, потреблять нарративы, а не получать свежие впечатления, мы заняты деятельностью, но не можем совершить действие.
+ Людей из животных превращают в машины при помощи прогресса, отбрасывая вектор развития в людях человеческого. Ибо «человек» - это сложно, и с ним сложно, а машина – это просто, даже если она сложно устроена. Прогресс изобрёл и создал технику для нужд людей, но постепенно решил из людей сделать машины, придатком для техники и технологий. Поэтому-то прогресс сыграл с нами злую шутку, и вовсе не безобиден. Это ловушка Дьявола. Человек как вид перестал развиваться внутри, самосовершенствоваться, и всё внимание перенаправил на внешнее. Развитие человечества пошло по пути экспансии, и закономерно упёрлось в тупик. Кризисы возникают в результате обнаружения, что пройденный путь оказался тупиковым. После веков прогресса наступят века регресса. Цикличность.
   Если езда на самокате прекратилась, то это означает, что повзрослевший индивид начал думать и делать, познавать и накапливать. Движение по дороге заменяется на движение в сторону, человек начинает в этом месте что-то выкапывать, собирать, накапливать. Потом думает – что делать дальше с образовавшейся ямой? Пусть она послужит фундаментом для нового грандиозного проекта! И начинается строительство очередной искусственной конструкции. В этом и состоит деятельность: искать, копать, строить, ломать, и опять строить. Так это новое или старое, движение к цели или по кругу?
- А что, если это «вечное движение», «вечный круговорот»?
+ В природе, да. В Бытии происходит вечная трансформация. В Бытии – снова и снова, в уме – опять и опять. Ум опять и опять всё перестраивает, чтобы было чем заняться. Вместо того, чтобы остановиться, замереть и предаться созерцанию того, как в Бытии, в природе всё происходит само снова и снова. Вместо созерцания красоты и совершенства природы, ум впадает в деятельность по созданию «комфортной и безопасной» для человека искусственной среды обитания, начинает верить в различную херню, нести херню и заниматься хернёй. Люди, будучи участниками мирового строительства, проекта «а ля Вавилонская башня», теряют связь с природой, выпадают из Потока Жизни, перекрывая себе поток впечатлений, заменяя его потоком картинок на экране. И в лучшем случае нам может быть предложен аттракцион под названием «Как в детстве», когда мы заходим в помещение, надеваем очки дополнительной реальности и становимся на площадку воображаемого самоката. Только это уже симулякр. Чтобы немножко вдохнуть впечатлений, взбодриться, освежиться. С чем сравнить впечатления с экрана монитора? На примере пищи – это искусственная пища, с ГМО, с добавками и прочее.
- Теряется естественное переживание и проживание, простота и лёгкость пребывания в моменте.
+ Застревая в мире, носясь в автомобиле по его дорогам, в ракетах по его околоземным орбитам, занимаясь изучением частиц в ускорителях и всё высчитывая на суперкомпьютерах, мы при этом выпадаем из Потока. Наши восприятия притупляются от суеты, озабоченности, беспокойств, стресса, рутины, излишней информации. Развиваясь цивилизационно в технологическом аспекте, в интеллектуальной парадигме, человечество деградирует как вид, разделяясь на несколько подвидов. Что, впрочем, неизвестно – так ли уж это ужасно?
   Так что, начав с себя, начав говорить о себе, нами была затронута общечеловеческая проблема. За всех решать не берусь, но себе нужно и должно помочь выбраться из ловушек, найти выход из тупика. Развязать этот клубок подмен.
   Можно ли объединить пребывание в Бытии и нахождение в мире? Допускаю, что да, хотя это сложно. Сложно для личности, которая будет продолжать цепляться. Если же личность смиряется и начинает доверять Внутренней Сущности, уступая Ей право господства, то руководящее кресло заменяет царственный Трон. На человеческом уровне – это степень реализации потенциала, исполнения предназначения и уровень мастерства. Тогда возможно совмещать две ипостаси, ибо Бытие с лёгкостью может вмещать любое проявление мирского, телесного, ментального плана, если в этом имеется необходимость и в этом состоит призвание данного воплощения.