2. О советской военной помощи Египту в 1960-е годы

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов


Начало строительства арабского социализма в Египте

2. О советской военной помощи Египту в 1960-е годы
———————————————————————————————————————————————


Первое, что поражало нас, советских людей в Египте – резкое различие двух сосуществующих миров: кучки богатых, живущих в ухоженных чистых районах Каира, и нищего большинства, живущего где попало, даже в нишах каирской стены, опоясывавшей средневековой город полтысячи лет назад, даже на кладбищах – в "городе мертвых", даже на плоских крышах домов.

Нас предупредили в посольстве: нищие районы города не посещать, общественным транспортом не пользоваться, не ходить в одиночку, пользоваться только такси или метро.

И хотя Насер объявил о программе строительства арабского социализма, "светлом будущем" для арабов, никто не знал, каким оно, это "будущее" будет. Мы не знали и не понимали, как можно строить социализм без социалистической революции и гражданской войны. Не знал, видимо, и Насер, каким получится этот социализм в такой отсталой в то время стране, как Египет.

Не знали этого и его сподвижники. Не знали, что такое социализм и как его строят простые люди, нищие пролетарии и феллахи. египетские помещики и капиталисты, рантье и буржуазная интеллигенция, большая часть офицерского корпуса не хотели строить никакого социализма — ни арабского, ни советского, ни марксистского.

Как показали дальнейшие события, не хотели никакого социализма и ряд самых ближайших сподвижников Насера. Среди них был и Анвар Садат, и Мухаммед Хосни Мубарак, свернувшие подобно Горбачеву и Ельцину, социалистическое строительство и кинувшие Египет под ноги Мировому тайному советского переводчика
Арабский социализм для бедных означал надежду на большие перемены. Каким он будет в Египте, в котором более 90 процентов населения с трудом выживало в голоде, рабстве и нищете, – никто не знал.

Богатые восприняли социалистические обещания Насера спокойно. Они были уверены в том, что им удастся сломать эту программу и избавиться от самого Насера. На их стороне – реакционные арабские монархии, западная буржуазия, вся мощь иудейско-католической цивилизации.

За десять лет, прошедшие после Июльской антимонархической революции 1952 года за десять лет высший офицерский состав успел обогатиться. Офицеры по дешевке скупали квартиры и дома, магазины и фирмы покидавших Египет иностранцев. Офицеры стали модными женихами, и помещики и буржуа охотно выдавали своих дочек за новых хозяев жизни.

Сменил старую жену на молоденькую красавицу Анвар Садат, будущий президент Египетской республики. Менял как перчатки любовниц холостяк Амер, назначенный министром обороны.

Только Насер не воспользовался возможностью отхватить кусок сладкого пирога при разделе иностранного имущества и продолжал жить со своей любимой женой и растить пятерых детей, отдавая все силы, ум, энергию реформам, которыми от пытался изменить, улучшить жизнь простых египтян.

Видя страшную нищету и унижение простых арабов, безработицу, проституцию, больных людей вокруг, мы, советские посланцы, не могли не гордиться советским социализмом. Пусть мы тогда многого не знали о кровавых преступлениях троцкистов, но вместе с родителями мы пережили самую страшную войну, нашествие западноевропейских варваров в фашистской форме. Наши родители и деды отстояли Россию, Украину, Белоруссию, Кавказ. Мы видели своими глазами, как они подняли из руин тысячи городов и поселков, восстановили промышленность и сельское хозяйство.

Мое поколение приняло самое активное участие в освоении казахской целины, строительстве БАМа и Шушенской гидростанции. В 1960-е годы СССР удивлял весь мир высочайшими темпами развития народного хозяйства, о которых нынешний Кремль пока даже и мечтать не может.

Мы гордились бесплатным образованием и здравоохранением, которое получали советские люди. СССР был самой образованной страной в мире. В СССР были самые дешевые продукты, самая низкая квартплата. В стране не было безработицы и беспризорных. Не было нищих. Все жили не богато, но никто не умирал от голода. Никто не рылся на помойках в поисках съестного, как это мы наблюдаем в нынешней России.

Мы рассказывали нашим подопечным о себе, своих рабочих и крестьянских предках, о равенстве и братстве народов. О Советской культуре. Об отношении к женщине как равноправном товарище. Они удивлялись, когда мы сообщали им, что не все церкви закрыты.


***

И ныне, наблюдая за жизнью народов в постсоветских республиках, мы видим страшную картину деградации, одичания России, некогда великой сверхдержавы; ужасающие масштабы предательства интересов народных масс, обогащения кучки бандитов с большой иудейско-буржуазной дороги; поражающий воображение вывоз богатств и капиталов на Запад – своим новым хозяевам; русофобский геноцид, проводимый солженизаторами, разрушителями советской культуры, самой передовой культуры ХХ века.

И ныне, мое поколение, помогавшее строить новую лучшую жизнь многим народам Ближнего Востока, Азии и Африки, освободившимся от колониального рабства, само оказалось в рабстве у кучки международных кровавых преступников, предателей и национальной организованной преступности, захвативших власть в постсоветских республиках с помощью западных и израильских спецслужб, невиданной по мощи информационной войны, в таком рабстве, какое мало чем отличается от того рабства, в котором прозябало большинство народов мира в 60-е годы в Азии, Африки и Латинской Америки.


***

Итак, мы видим, что национализм в Египте при Насере обрёл прогрессивную форму независимого развития государства по некапиталистическому пути к социализму. То стало возможным в первые два десятилетия после победы над еврофашизмом.

При Насере "братья-мусульмане" сидели в тюрьмах за их приверженность к ветхомусульманскому исламу. Эта реакционная идеология ислама используется империалистическими кругами при создании ИГИЛ и других террористических бандформирований. В ходе «арабской весны» масса египтян носила в руках портрет Насера. Египетские женщины целовали этот портрет…

«Весна» показала, что Насер не забыт в Египте и что весь арабский мир продолжает помнить своего Великого Сына, Героя, отдавшего жизнь за благополучие своего народа.