Матерь Тьмы и Мастер и Маргарита

Михаил Кречмар
Я вот задумался о том, что "Матерь Тьмы" Лейбера имеет очень много общего с "Мастером и Маргаритой".

В общем, это история о творческом сообществе, в которое, неожиданно (а на самом деле - вполне обусловленно) вмешивается нечистая сила, и производит в нём некий переполох.

У Булгакова переполох побольше, у Лейбера поменьше, но результат примерно один и тот же - побулькало говно и стихло. Просто черти, посетившие Москву, больше потратились на понты.

Вы скажете, что у Булгакова есть религиозно-философская тема? А у Лейбера есть мистически-оккультная, связанная с одним из наиболее знаковых западных мистиков, последователей которого во всём мире - миллионы. Просто на читателей "родом из СССР" религиозная тема произвела большое впечатление из-за общего богоборчества советского бэкграунда, вот и носились с этим Понтием Пилатом как с писаной торбой.

Ещё общего у них общая мэрисьюшность изложения, выруливающая в относительный хэппи-энд (у Булгакова он тоже хэппи, хоть и посмертный).

К слову, всегда полагал, что МиМ - сильно переоценённый роман, имевший значение сугубо в советском контексте происходящего. То есть - это и околосталинская легенда, и цензура, и самиздат, и "рукописи не горят", как приятно было читать самиздатовским авторам. (Горят, горят, ещё как горят).

Недавно пробовал его перечитывать, как и другой, как считалось, классический роман советской эпохи "Двенадцать стульев".

Даже я уже должен довольно сильно напрягаться, чтобы понимать коллизии чисто эсэсэсэровского характера, служащие основой для поворотов сюжета и юмора.

Думаю, что родившиеся уже в XXI столетии не понимают их вообще.