Интересно прочитать книгу одного из основоположников жанра (Лейбер был лично знаком с Лавкрафтом, Каттнером и Блохом), который, оказывается а) дожил до эпохи компьютеров и б) в это время ещё что-то писал.
Писал он её, конечно, как вышивал арабески - очень интересный язык, переплетённый с умопостроениями и, иногда - прошибающими сквозь эту вязь протуберанцами чего-то потустороннего, очень сильного оккультического.
Чувствуется, что человек с возрастом стал гораздо тщательнее относиться к языку и построению сюжета (которое, впрочем, хорошо читается - можно красиво расписывать по линиям в тетрадочке, девачки такое любят).
Основным в книге, конечно, является житие Де Кастри, вздорного маленького человека, сумевшего создать оккультный пул из Джека Лондона и еще полутора десятков сан-францисских видных представителей культуры в десятые годы двадцатого века. Мелькают Лавкрафт, Хэммет, кто-то ещё из круга Говарда... Есть камео с самим Лейбером.
Но вот эта энтомологическая дотошность расследования, увы, убивает сам дух ужастика. Если б он писал длиннотами и недосказанностями, как Кинг; или просто заваливал читателя потоком говнослов со страшным значением, как Лавкрафт - тогда б эффект был куда больше.
А так...
Это не более ужастик, чем "Мастер и Маргарита", и его "Богоматерь Тьмы" (так в оригинале) - не более чем среднеуровневый бес, пришедший зачем-то ненадолго покуражиться на Землю.
У меня, кстати, есть чисто техническое наблюдение - скорее всего, по-настоящему страшную фэнтезятину можно писать или под веществами; или пьяному; а старина Фрицци был в возрасте, и путь этот ему оказался закрыт. Но просто писать он умел с незаурядной силой, что в этом романе и блестяще доказал.
И да, хэппи-энд ужастику противопоказан.
Хотя именно в рамках этого жанра имеет глубокий смысл.
Зло оборимо.
Именно так. Зло оборимо.