Микеланджело Антониони. Приключение. 1960

Максим Странник Петров
#### Приключение всегда приводит к Пробуждению

"Я бы хотела иметь ясную мысль обо всём" (цитата из фильма "Приключение" (1960) реж.М.Антониони)

Когда человечество живёт неосознанно, когда сон разума не даёт возможности видеть свет Истины, появляются те Мастера, которые стараются пробудить людей, зажечь свет осознанности, осветить и показать, если не путь, то просто то, кто мы есть на самом деле. Эти Мастера — не только духовные учителя человечества, такие, как Иисус и Будда, но и люди искусства. Одно из важнейших свойств искусства — возбуждать в людях стремление познать себя, вспомнить свою истинную сущность. Шекспир, Достоевский, Уитмен и многие другие Мастера через искусство заставляли людей по-иному взглянуть на то, что такое их жизнь, что значит "быть". 

К таким мастерам я бы причислил и многих кинорежиссёров. Феллини, Бергман, Антониони, Тарковский и многие другие. Каждый их фильм — это откровение. Даже если зритель не осознаёт этого, не делает для себя некоего внутреннего анализа фильма, он через свои переживания того, что видит на экране, постепенно продирается к свету. Таким мне видится их творчество, о чём я уже писал в других своих работах о кино, в частности, о творчестве Ингмара Бергмана. Таким мне видится и значение творческой деятельности Антониони. Таким можно считать и его фильм "Приключение" (1960). Он увидел картинку отчуждённости людей не только друг от друга, не только от мира, но и от самих себя.

Герои картины полны противоречий. Навязанная им мораль говорит о том, что это плохо, так делать нельзя. Желания хотят того, что плохо. Возникают шизофренические неврозы. Как будто два человека, две личности с противоположными стремлениями живут в одном теле, входят в конфликт друг с другом.

Клаудиа с подругой Анной отправляются на морскую прогулку на яхте босса жениха Анны. Когда они оказываются на острове, Анна исчезает. Поиски её даже с привлечением полиции и водолазов ни к чему не приводят. Попытки найти через прессу людей, видевших её, также ничего не дают. Но на фоне этих поисков развиваются романтические отношения между женихом Анны Сандро и Клаудией. Исчезновение Анны уходит постепенно на второй план.

Перед своим исчезновением Анна постоянно находится в каком-то внутреннем напряжении. Это проявляется и в её общении с отцом, и во взаимоотношениях с Сандро.

"Ты знаешь, это такая мука — сидеть одной. Так трудно сохранить любовь, когда один тут, другой там. С другой стороны, так даже удобней, потому что можешь думать что хочешь и как хочешь. А если он всё время при тебе, он весь перед тобой."

"Мне очень плохо. При мысли, что я тебя могу потерять, мне хочется умереть. И в то же время, я тебя больше не чувствую."

Сначала персонажи этой истории активно заняты поисками Анны. Но даже в процессе этого поиска мы замечаем, что сам процесс этот — всего лишь небольшое приключение для них, необычное событие в их предсказуемой и скучной жизни, наполненной ненужным пустым общением, любовными интригами, светскими тусовками и встречами с нужными людьми. Больше всего они озабочены своими внутренними страхами и взаимоотношениями с партнёрами. Их эго испытывает чувство недовольства собой, своей жизнью, своей недостаточностью. Но всё это скрыто за декорациями обеспеченной жизни. Поэтому сами поиски Анны очень быстро прекращаются, и мы видим тех же персонажей уже в своих привычных занятиях: тусовках и интригах. Только Клаудиа и Сандро ещё по инерции продолжают поиски, но это выглядит больше каким-то бессмысленным и безрезультатным ритуалом. На этом фоне у Сандро возникает роман с Клаудией, но отдаваясь сначала своему чувству, Клаудия тут же начинает мучиться тем, что делает что-то плохое, неправильное, греховное. Чувство вины перед Анной, страх перед недозволенным держит её всё время в напряжении.

Для Сандро поведение Клаудии начинает напоминать поведение Анны, которая тоже то приближала, то отталкивала его. Но Сандро сам живёт с чувством неполноценности, огромных внутренних противоречий, не в ладу с самим собой. У него свой невроз, свои страхи. Он сожалеет о том, что отказался от своей мечты, от своего творческого начала. Он начинал свою карьеру как талантливый архитектор, перед которым открывался простор для творчества. Но столкнулся с тем, что заказчики не хотели доверять ему как профессионалу, а требовали реализации своих безвкусных прихотей. Незаметно для себя он переключился на расчёты смет на строительство для своего босса. Это сделало его обеспеченным человеком, но с чувством глубокой неудовлетворённости своей жизнью. Поэтому сложности во взаимоотношениях с женщинами делали его ещё более несчастным. И когда Клаудиа ночью не обнаруживает его в гостиничном номере и начинает искать, то находит Сандро в объятиях проститутки.

Финал достаточно необычен и неожидан. Это не просто открытый финал. Зрителю становится понятно, что вся произошедшая история, связанная с исчезновением Анны, вся разыгравшаяся драма — лишь шаг к пробуждению, один шаг к избавлению от своих страхов для главных героев. Я бы даже сказал, для главной героини — Клаудии. Когда перед ней сидит мужчина, к которому у неё были чувства, за отношениями с которым она хотела укрыться от одиночества, но который вдруг так нелепо изменил ей, этот мужчина сидит и плачет, оплакивая свою неудавшуюся жизнь, словно ребёнок. И это ясная картинка искреннего горя другого человека вдруг пробуждает в ней сострадание и любовь, но любовь совершенно другого рода. Это любовь матери к своему ещё такому неопытному и беспомощному ребёнку, который нуждается в любви, в теплоте, в заботе. И Клаудиа кладёт ему руку на голову и гладит его.