Венгерский вермут

Сергей Смирнов 7
Еще одна летняя навигация закончилась. Теперь в затон, где начнем плановый ремонт наших движков. Отдохнем со сменным вахтенным мотористом Андрюхой Сытовым  пару недель, а потом разберем до распределительного вала дизеля типа НФД-48 (их у нас три единицы, и каждый в четыреста лошадок), подгоним электроталь по направляющим, зацепим концами крышку цилиндров. Еще надо глянуть на зеркала внутри. Поршни с кольцами  тоже надо будет заменить. Составим дефектную ведомость и отдадим нашему старшему механику дизель-электрохода.
 Пока стармех запчасти доставал в мастерских, мы на денек списались на берег, чтобы провести время в ресторане на старом дебаркадере, насквозь пронизанном октябрьским солнцем и украшенном резными подзорами, от того похожем на дореволюционный колесный пароход, точь-в-точь как в кинофильме «Жестокий романс». Он стоит на мертвом якоре в конце пристани, а кажется, что причалил на несколько минут. И на его борту  волжские помещики, купцы и промышленники. Вот-вот раздастся хриплый гудок парового свистка и в облаках пара, шлепая плицами по речной воде, делая маневр, снова выберется на фарватер. Распустив перед высоким носом  пенные усы, снова неспешно пойдет, попыхивая сизым дымком из широкой трубы, куда-нибудь в Самару или Нижний Новгород на промышленную ярмарку.
Мы, перешагивая через вымбовки сходней, бодро направились в «пассажирский салон» нижней палубы и облюбовали место с видом на залив со снующими буксирами и рыбачьими лодками. В широченных брюках-клешах и офицерском кителе без погон, но с блестящими пуговицами в два ряда подошел официант. Я попросил венгерский вермут.
- Венгерский вряд ли найдется. Поставок нет. Но есть портвейн, мадера и капитанский ром.
- Ладно, тащите капитанский ром и крабовый салат.
- Дался тебе этот вермут, - удивился Андрей, когда официант отошел.
- Я же на АПЛ служил. Когда подводная лодка выходит в автономку на девяносто суток, и включается реактор, то к ежедневному рациону экипажу, который находится длительное время в ограниченном пространстве, полагается сто грамм вина. Вроде как для защиты и стимуляции обмена веществ. Чтобы лишней радиации не нахвататься. Но все равно, приходилось по службе частенько через реакторный отсек проходить и красная лампочка над межотсечной дверью с кремальерным затвором горела всегда пока реактор в работе, сообщая экипажу о наличии радиационного фона. Мы же, на это и внимания не обращали, ну горит себе, и пусть горит, привыкли. Только, когда нач.хим забирал у нас нагрудные дозиметры, на замену и поверку,  вспоминали об этом.
- А я служил на Тихоокеанском флоте, - сказал Андрюха, - на плавмарусе службу нес. Нам венгерский вермут и не снился. На гражданский бункеровщик плавлавка подваливала, так  красненькое винцо подкидывали, чтобы матросам легче вахтить было.
- А наш главный корабельный старшина мичман Сухороб всегда хорошим десертным вином запасался. У него были нормальные связи с начальником продовольственной базы. Обменивался с ним флягой спирта аж на несколько ящиков венгерского вермута.  Наш Сухороб хранил ящики с вином под рубкой  в  шкиперской.
Помню, в конце декабря в автономку пошли  в Заполярье. Дело шло к новогодним праздникам. Ну, вахты несли, как положено, и время шло незаметно. На глубину  под четыреста метров нырнули, даже не почувствовал давления воды (молодые же были, здоровья хоть отбавляй), а это десять кг на квадратный  сантиметр. Вот и считай, что выдерживал прочный корпус нашей субмарины! Я в своем Бч-5 нитку натянул. Веришь, как всплыли, то нитка эта лопнула! Корпус под воздействием большого давления по всем законам физики сжимается... 31 декабря я сменился с вахты, отдохнул малость. Командир боевой части пригласил нас в кают-компанию. Там караси (молодые матросы) столы сдвинули. Сок в кружки разлили. Кок торт сварганил со сгущенкой. Большой пирог с капустой еще был... Капитан по каштану, то есть радио, поздравил экипаж с Новым годом. Замполит напомнил о бдительности. Посидели, гимн послушали, поклевали торт с пирогом. Потом команда «Отбой. Разойтись по отсекам. Отдыхать». Караси послушно побрели. А годки (старослужащие) попрятались по шхерам, скрытым от командирского глаза местам. Потом вытащили припрятанный вермут и загуляли, как положено.
– Ну, вы даете, братва, - посмеялся Андрюха, - вас бы на нашу плавмарусю! Сразу бы в койки все нырнули. Мы на ремсудне пахали почти всю службу, как первогодки. Вроде только до пирса  дойдем, а там поворот и на рейд . То корабль на кормовую стрелу зацепим, то вас, подводников к берегу  тянем. И снова у стенки срочный ремонт. И всегда так. Только и слышим: «Давай-давай, быстрей-быстрей». Короче, некогда было отдыхать.
- А мы этот вермут заранее несколько дней сливали в общий котел. На себе экономили. Еще караси свою долю вносили. Им по службе не положено особо вином баловаться, послужат по хлебают забортную водичку из плафона станут годками, тогда и оторвутся по полной, вспоминая нас.
- Ну, все, заканчиваем. На судно пора. Глянем, что там стармех с берега из судоремонтных натаскал…