Смирение

Яков
...продолжение...

Очередная встреча со старцем произошла как-то спонтанно и даже сумбурно. Впервые за всё время знакомства старец сам позвонил молодому монаху, попросив того о небольшой услуге, связанной с поездкой в деревню, куда Марта ездила на крещение.

Требовалась лечебная помощь соседке и хорошей подруге Марты и её покойной мамы, которой внезапно стало плохо, появилась тошнота, но врачи местной районной больницы не смогли ничего обнаружить и сделать и через две недели выписали её домой на симптоматическое лечение, порекомендовав искать возможность более серьёзного обследования.

Старец попросил молодого монаха отвезти его к ней для оценки ситуации и возможной помощи. Деревня находилась примерно в семидесяти километрах от посёлка, где жил старец, и визит с  дорогой предполагал практически целый световой день.

У монаха оставался один отгул и он с радостью согласился потратить его на эту поездку, дав своё согласие старцу приехать к тому в пятницу с утра. В пятницу как раз выдался сухой и морозный день и, как было заранее оговорено, в 10 – 00 молодой монах подъехал к дому старца.

Увидев подъехавшую машину, старец быстро вышел из дома с большой сумкой в руке. На нём был стильный современный пуховик и ушанка, что делало его совсем не похожим на старца и аскета. 
 
- Ну, здравствуй, брат, - первым поприветствовал монаха старец, - как дорога?

- Здравствуйте, отче, слава Богу, дорога хорошая и сухая. Садитесь спереди, - предложил молодой монах.

- Опять ты на вы перешёл, - с улыбкой заметил старец, проворно садясь на переднее сидение.

- Да, это я так для приличия, - ответил молодой монах.

- Ну, ладно, поехали, я дорогу знаю - это не очень далеко, думаю, за час доберёмся.

Как и предполагал старец, дорога заняла немногим чуть более часа. Первые две трети пути проходили по хорошо накатанной трассе, где была, действительно, хорошая дорога, а последнюю треть пришлось ехать практически по сельской местности и бездорожью из-за чего то и дело приходилось сбрасывать скорость до минимума.
 
Весь путь до места назначения прошёл как-то незаметно легко и на одном дыхании, поскольку старец чётко указывал маршрут движения и забавлял молодого монаха рассказами о целительской практике своего учителя, который был по образованию провизором и фармацевтом. Въехав в очередную деревушку с символичным названием Заболотье, старец сказал:

- Ну вот и приехали, теперь проедь по этой дороге до самого конца и остановись у последнего дома слева, что на самом краю поля.

Молодой монах подъехал к указанному старцем дому и остановил машину. Дом был по всей  видимости очень старый, поскольку имел уклон от просадки грунта, фундамент был углублен в  землю выше положенного уровня, а брёвна от времени стали практически чёрными. Эту картину ветхости дополнял и старый покосившийся забор, в котором многие доски прогнили почти насквозь.

Едва старец успел вылезти из машины, как из дома вышла Марта, укутанная в большой пуховой платок и любезно пригласила войти в дом.

- Ну, смелее заходите, братья, я  вас  ждала. Выпьете чая с  дороги или сразу пойдём к Тамаре ? - с самого порога спросила Марта.

- Давай вначале выпьем чайку, Марта, - ответил старец, - не будем спешить, а ты заодно  расскажешь обо всём и как изменилась ситуация за последние дни.
 
- Как скажешь, - ответила Марта и пошла в кухню заваривать чай, а молодой монах и старец прошли в маленькую гостиную. Дом Марты был, действительно, очень старым и создавалось впечатление, что в нём ничего не менялось ещё с советских времён. Печь располагалась в передней части  строения, как и в доме старца, за ней шла большая перегородка, разделявшая дом на две половины.

Старец и монах сели за небольшой столик сразу за прихожей в одной из половин дома, отделённых дополнительной перегородкой. Кухня в доме была сразу напротив прихожей, как и в доме старца, что говорило о примерно одном времени возведения  обоих строений. 
    
- Это дом родителей Марты, - пояснил старец, видя, как молодой монах осматривал помещение. – он очень старый и послевоенной постройки, но построен был очень добротно.

- Да, я заметил, - ответил монах.

 Через несколько минут Марта принесла из кухни большой заварник, достала из старого серванта чашки и разлила по чашкам напиток буро-коричневого цвета с очень приятным цветочным запахом.

- А это мой фирменный фито-чай, - сказала с улыбкой Марта, подавая чашку молодому монаху, - уверена, ты такого ещё не пробовал.

Молодой монах осторожно сделал маленький глоток пока ещё горячего чая и сразу ощутил очень богатый букет цветочно-ягодных ароматов, объединённых каким-то общим слегка кисловатым бальзамическим привкусом, который придавал напитку особую пикантность.

- Очень вкусный чай, почти как лесной бальзам, – заметил молодой монах,  - а что сюда входит ?

- Много чего входит, - с улыбкой ответила Марта, - долго перечислять, в общем все ароматы лета – лесные травы, сушёные ягоды и несколько кореньев.

- Только ты, Марта, можешь добиваться такого гармоничного вкуса и букета,  - заметил старец, -  сколько не пробовал, у меня такого изысканного вкуса ни разу не получалось.
 
- Тебе просто не хватало терпения, - с  улыбкой ответила Марта, -  ты  же всё любишь быстро и по-солдатски, а с травками и корешками нужно работать очень бережно и не спеша.

- Есть такое дело, - с улыбкой подтвердил слова Марты старец, сделав глоток чая. – Ну, расскажи мне вкратце как вообще ситуация у Тамары.

- Плохие дела, - ответила Марта, - она ничего не может есть уже третью неделю, как съест что-то, её сразу начинает тошнить, может только пить. Я ей даю сейчас только жидкую пищу.

- А что сказали в районной больнице? – переспросил старец.

- Ничего не сказали, сделали общие анализы и ФГДС желудка и сказали, что там всё в норме и видимой патологии нет, а потому порекомендовали ехать в город для более серьёзного обследования с помощью МРТ. 

- А УЗИ и анализы крови – общий, биохимический и на глюкозу что показали ?

- Да вроде ничего особенного, но меня насторожило сильное снижение эритроцитов и низкий  гемоглобин на фоне повышенного СОЭ.

- Ну да, последнее явно говорит о том, что где-то идёт процесс глубокого разложения тканей, - сказал старец, - а УЗИ что показало ?

- Да ничего, только наличие уплотнений и кист в области печени, они у неё давно уже. На онкомаркеры они не делали анализов и на биопсию проб тоже не брали, так как не было оснований.

- А визуально что ты видела по состоянию тела? – переспросил старец.

- Меня очень насторожило её резкое похудение, землистый цвет лица и лёгкая желтизна склер.

Молодой монах был обескуражен и даже несколько шокирован тем, как Марта и старец пользовались профессиональными медицинскими терминами, точно заправские врачи – онкологи.

– Ну а своим энергетическим зрением ты на неё смотрела и что видела?

- Да, смотрела. Она потухшая, а в области печени у неё большое тёмное пятно, по-моему это рак и в последней стадии, фактически она умирает, но я не уверена, поэтому и хотела чтобы ты сам всё увидел и оценил.

- Понятно, - сказал старец. – Моё предчувствие тоже говорит мне об этом.

Видя несколько обескураженный вид молодого монаха, старец решил его слегка успокоить и объяснить их разговор с Мартой.

- Ты не удивляйся, брат, тому, что мы с Мартой перешли на язык официальной медицины и  онкологии. Просто наш учитель был одним из лучших целителей, который работал преимущественно с онкологическими больными, поэтому мы от него за десять лет и понабрались с Мартой всяких медицинских терминов и знаний. 

Ну что, Марта, пошли к твоей соседке. Ты подожди нас тут с полчаса и не скучай, - сказал старец, обращаясь к молодому монаху, - а мы с Мартой сейчас сходим к Тамаре.

С этими словами старец взял свою сумку, накинул пуховик и они с Мартой ушли, оставив молодого монаха наедине с большим сибирским котом, который, как оказалось, юркнул с улицы в дом, когда они уходили.
 
Ждать возвращения от соседки Марты и старца пришлось довольно долго – около сорока минут. Молодой монах успел за это время выпить две кружки травяного чая с вареньем и осмотреть дом Марты, а точнее её покойных родителей, который оказался весьма уютным и очень тёплым, несмотря на внешнюю неказистость и свой внушительный возраст.

Во второй половине дома в большой комнате, которая по всей видимости была комнатой Марты, молодой монах увидел небольшой иконостас с масляной лампадкой – очень похожий на тот, что был  и в доме старца с той же иконой Христа Пантократора.

В доме Марты совсем не чувствовалось затхлого запаха истлевшей древесины, какой бывает в  старых постройках, а пахло травами и чем-то ещё очень приятным и специфическим в чём угадывалась смесь разных запахов - ладана, цветов и лекарственных растений, которых в доме было очень много и живых и сухих, которые аккуратными пучками были развешены в прихожей и кухне.

Молодой монах подошёл к окну и посмотрел на заснеженный огород и хозяйственные постройки за  домом, за которыми начиналось большое поле, а в конце его почти на горизонте был виден лес. Он  задумался о том, как сегодня в деревнях живут  люди и в  этот момент дверь открылась и с мороза в дом вошли Марта и старец.
      
-  Ну что, брат, надеюсь мы не долго отсутствовали и ты тут не скучал с Бандитом ? - с привычной улыбкой переспросил старец, глядя на кота, вышедшего из комнаты. 

-  Нет, не скучал, отче.

- Ну, вот и замечательно, скоро уже и поедем обратно, ситуация предельно ясная и печальная, - это рак и в последней стадии с метастазами, как я и предполагал изначально - рак печени, - уточнил старец, - а он практически не поддаётся лечению, всё, что можно сделать в её случае – это только оттянуть неизбежное и подготовить её к уходу.
   
- Я думаю в больнице это тоже поняли и просто не захотели ставить этот диагноз, чтобы не связываться с онкологией в последней стадии, а переложить этот груз проблем и ответственности на других, - с досадой заметила Марта. 

- Очень на то похоже, - подтвердил слова Марты старец, -  что поделать, такая уж она современная медицина, где весь человек поделен на узкие специализации и отдельные компетенции, а за его здоровье и потенциал жизненной энергии не отвечает по существу уже никто, как говорил наш  учитель.

Паллиативная помощь и та по сути условная – это единственное, что остаётся в этой ситуации,  - констатировал старец.

- Неужели ничего нельзя больше сделать ? - переспросил молодой монах.

- В её случае уже ничего, к сожалению. Я видел обе колбочки песочных часов энергии её жизни - и тела физического и тела энергетического и там и там всё очень плохо. На физическом уровне у неё развивается анемия и начинается скопление жидкости в брюшной полости - асцит, а это верные признаки финальной стадии рака печени и необратимой гибели физического тела.

Могла бы быть некоторая надежда на её тело энергии - душу, как внутренний аккумулятор жизненного ресурса организма, но и там всё плохо - потенциал тела энергии тоже едва теплится и практически на нуле, поскольку свечение осознания почти отсутствует. Так что она просто умирает и нет способа остановить этот процесс.

Это возрастной рак, ей 73 года, а в этом возрасте чудес преображения тела энергии и полного восстановления матрицы сознания не бывает, поверь мне.
 
- Что я могу ещё для неё сделать кроме того, что ты ей говорил ? - переспросила Марта.

- Для её физического тела уже не много, дорогая.  Ты можешь оттянуть на несколько дней или недель момент её ухода и помочь ей сделать его максимально лёгким и безболезненным. Это всё, что в твоих и моих силах, у неё асцит, начинается механическая желтуха из-за сдавливания опухолью желчных протоков, а это значит, что в любой момент может произойти и внутреннее кровотечение.

Последнее было бы даже лучше, поскольку смерть тела при этом будет быстрой и практически безболезненной. Ты же прекрасно понимаешь, что в этом состоянии её не возьмёт ни одна больница, поскольку она пациент хосписа и речь идёт только о качестве смерти и уходе из этого мира с достоинством и верой.

Поэтому сейчас ты можешь помочь больше её душе. Из разговора с ней я понял, что она верующая и набожная, а это значит ей очень нужно сейчас именно душевное утешение и помощь. У вас церковь поблизости здесь же есть ?

- Есть в соседней деревне храм, она в него раньше часто ходила.

- Сходи туда и попроси священника пусть её на дому причастит и соборует, для её психики и души это  будет самым большим облегчением, утешением и надеждой. Это всё, что можно сделать для души верующего человека в подобной ситуации.

Старец задумался и через мгновение переспросил:

- Марта, а у тебя Тодикамп есть ?

- Тодикампа нет, закончился весь ещё летом.

- А болиголов ?

- Есть немного, я делала в этом году настойку.

- Хорошо, тогда кроме настойки чистотела и тех трав, что я привёз, будешь ей давать и болиголов горкой два раза в день натощак за полчаса до еды с увеличением по две капли, но не более 30. Он будет давать и анестезирующий и седативный эффект.
 
Хорошо, что у неё пока ещё нет болей, ты приходи к ней почаще поговорить о Боге по православному вероучению, для неё это сейчас очень важно, как я понял с её слов. Умирание в одиночестве – это  тяжелейшее духовное испытание, которое могут выдержать только те, кто обладает смирением. Ну, вот, вроде бы и всё с большего. Тогда мы с братом наверно поедем?

- Езжайте, конечно, -  сказала  Марта. – Постой, а кроме овсяного киселя что ещё ей можно давать ?

- Любые жидкие каши давай и куриный бульон. Если внезапно начнётся отрывистое и учащённое дыхание, которое не будет проходить, – ты знаешь, что это за  знак.

Монах всё это время сидел молча и завороженно наблюдал за тем, как старец с Мартой вели разговор, как два высочайших профессионала своего дела, при этом совершенно бесплатно и бескорыстно осуществляли великую духовную миссию человеческого служения умирающему человеку.

Вот она – христианская любовь в действии - подумал про себя молодой монах и в этот момент его сознание точно молния пронзила мысль о том, что только так и могут проявлять себя в душе четыре высших божественных добродетели - мудрость, мужество, здравомыслие и правда, давая в  своём  удивительном сплаве и слиянии это удивительное качество безусловной любви.

Насколько же эта любовь смиренна и тиха и насколько она выше, благороднее, чище и богаче того показушного фарисейского угодничества, публичной умилительности и наигранной душевности, именуемой в церкви христианской любовью, - подумал молодой монах.
   
- Ну, что собирайся, брат, прервал его мысль голос старца или остаёшься с Мартой ?

- Да, да, отче, я уже иду, просто задумался, - ответил молодой монах. 

Быстро собравшись, молодой монах и старец вышли из дома. Марта проводила их до самой  машины и со словами - «сила хранителя вам в дорогу» ушла в дом.  Машина к этому времени уже подостыла и её пришлось немного прогреть прежде, чем отправляться в обратный путь. 

- Ну вот,  брат,  такая грустная миссия, - сказал старец, когда машина тронулась. 

- Очень высокая миссия, отче, - заметил молодой монах, - я уже привык ничему не удивляться рядом с тобой, но ты всегда даёшь для этого повод и каждый раз новый. Я не знал, что вы с Мартой так хорошо разбираетесь в онкологии и медицине. Тамаре действительно уже ничем нельзя помочь ? - снова переспросил молодой монах.

- Как тебе сказать – «что невозможно человеку, возможно Богу» – ты  же знаешь эту православную магическую формулу, но боюсь и она в данном случае бесполезна и не сработает, поскольку я видел смерть в её доме и знак смерти, как тёмную тень.

Я хочу чтобы ты понял - никаких чудес в духовном мире не существует, о которых любят рассказывать  сказки попы своим чадам, чтобы подпитывать у них мистицизм и чудесность восприятия мира. В духовном мире, как и в нашем, всё подчинено строгим законам Логоса, а это законы той же физики и математики, только духовной, связанной с движением энергии благодати.

Современные видящие - это реалисты до мозга костей, а не сказочники и не чудотворцы.  Я видел энергетическое тело Тамары, оно было потухшим и едва мерцало, а это значит, что иссяк  весь потенциал его жизненной энергии, к тому же сама структура её энергетического тела была такова, что в нём и не задержится энергия благодати, даже если его и подпитать как-то извне,   понимаешь ?

- Не совсем, что это значит, объясни.

- То и значит, что её энергетическое тело – это не плотная структура, как у той же Марты, а дырявое решето, через которое утекает вся энергия, как светящаяся субстанция. Подпитай я её своей энергией – это продлит ей жизнь на пару дней и даст немного надежды, а потом снова всё вернётся к прежнему и это  только усугубит её положение ложной надеждой на исцеление.

- А существует то, что могло бы реально ей помочь ?
 
- Единственное чудо для неё – это как-то изменить структуру тела энергии, но это невозможно никаким способом и даже чудом, поскольку тело энергии и его структура создаются годами и десятилетиями и сам Бог не может менять эту структуру, поскольку это делают только три высших силы души - ум, чувство и воля, как три старых пряхи и три мойры – Клото, Лахесис и Атропа, прядущие священную нить жизни для полотна души.  Воля человека неприкосновенна по закону Логоса ты же знаешь.

Поэтому то, что сам человек соткал за всю жизнь, он и представляет Богу в качестве  итога своей  жизни. При  этом возможности изменить и  переткать созданное в душе уже нет. Проще  говоря, люди  годами и десятилетиями зарабатывают свой возрастной рак, а потом  хотят чудом от него исцелиться. Но тело физическое  изменить ещё можно, а вот тело  энергетическое изменить чудом  практически невозможно.

Вот почему несмотря на все усилия по лечению рака на  уровне тела физического, возникают  рецидивы болезни, поскольку лечиь нужно и тело  и  душу, а без воли человека и труда невозможно  изменить ткань и материю человеческой души, а у Тамары там много дыр и пробелов  через которые и ушла её жизненная энергия. Так  понятно ?
 
- Да, так гораздо понятнее. Значит, рак болезнь энергетического тела, а не  физического?

- Мой  учитель  говорил что первопричины  рака коренятся на уровне энергетического тела до которого очень  сложно  и практически невозможно добраться, а проявляются они в  виде  опухолей  уже  на  уровне тела физического. Вот  почему очень сложно лечить рак только на уровне организма, не  работая с телом энергии.

Я тебя не отвлекаю от дороги, своими разговорами ? – неожиданно переспросил старец.

- Нет, отче, наоборот, я только успокаиваюсь и мне даже легче вести машину. Я же много ездил с бывшим настоятелем и мы всегда разговаривали в дороге, поэтому я уже привык говорить за рулём.

- Ну хорошо, - ответил старец, - так что я в этой ситуации большего для неё сделать уже не мог. Мне очень жаль её - она хорошая и набожная женщина, очень  одинокая, но её вера совсем детская и профанная на уровне церковных сказок и мифов, а не реального духовного знания, поэтому я и попросил Марту сходить к священнику, чтобы тот её успел исповедовать, причастить и соборовать.

- Ты думаешь это может помочь ей и её душе, но как, если ты говоришь что её энергетическое тело потеряло светимость ?

- Это может помочь её психике и подсознанию уйти от жуткого страха встречи с неизвестным и  неизбежной паники, которая приведёт к агонии. Ты просто ещё не знаешь, что с душой, как телом энергии, обладающим собственным восприятием, нужно буквально договариваться перед смертью, как с маленьким капризным ребёнком, чтобы душа не держалась зубами за умирающую плоть, а расставалась с ней мирно и спокойно, как бы отпуская её.

Это и есть момент смирения и последнего покаяния. Для этого смирения душу и нужно заранее подготовить и  эту задачу решают таинства исповеди, причастия и соборования в процессе которых не происходит никакого чуда, кроме одного - утешения и успокоения души, как тела энергии, чтобы оно смирилось с расставанием, не пугалось перехода в Логос, цепляясь до последнего вздоха за безжизненную плоть.

Я тебе уже говорил, что сила привязанности тела энергии к физическому телу - это всего лишь результат привычки и иноки, схимники и исихасты намеренно тренируют  и  развивают  тело энергии для того, чтобы  оно не  было чрезмерно привязано к физическому  телу. На определённой стадии они могут полностью отказаться от физического тела усилием воли, а  простым  людям нужно помогать расставаться с физическим  телом и  этот процесс сложный и  длительный.

Ты может быть знаешь лестницу ступеней умирания по Элизабет Кюблер-Росс - отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие?

Молодой монах в  очередной  раз  был удивлён  просвещённостью и образованностью старца в самых разных областях, темах и вопросах.

- Да, знаю, нам в монастыре об этом рассказывали на курсе сестринской помощи.

- Ну так вот, таинства исповеди, причастия и соборования неизлечимо больного как бы помогают его психике и телу энергии миновать стадии отрицания, гнева, торга и депрессии, а сразу подойти к стадии принятия смерти или смирения. Это  и  делает уход  души  из  мира  мирным и тихим.   

- Но ведь это элемент магии и манипулирования подсознанием, разве не так? – переспросил  молодой монах.
          
- Отчасти так, да, это элементы православной магии, но это единственное, что реально может помочь  облегчить страдания, что работает и изменяет сознание и психику верующего, а, значит, иных вариантов для смирения души просто нет.

Смирение – это едва ли не самый главный и универсальный инструмент во всей православной магии, который реально работает, но церковь и абсолютное большинство верующих уже не знают подлинного смысла смирения по учению отцов.

Современное понимание смирения – это лжесмиренничество, что означает в церкви беспрекословно слушаться старших по чину и званию и не иметь своей собственной воли и достоинства. Это в корне не соответствует тому, что считали смирением отцы – подвижники.
 
- Отче, если честно, меня всегда интересовал смысл смирения и чем больше я о смирении узнавал, тем больше вопросов у меня возникало. Ты не поверишь, но я до сих пор не понимаю до конца, что такое  смирение.

Старец громко засмеялся и сказал:

- Я тебя очень даже прекрасно понимаю, поскольку сам чуть голову не сломал о смирение и только благодаря своему учителю разобрался в подлинной его сути. Дело в том, что смирение – это сугубо духовное понятие, которое в принципе невозможно постичь телесным,  телесно-душевным и душевным умом.

Любые попытки понять смирение умом ниже духовного, приведут к его искажению и извращению, именно это в церкви и происходит с этим понятием, которое на телесном уровне подводится под абсолютную покорность и послушность, а на душевном под моральную благонадёжность и преданность церкви. Из лжесмиренничества  растут самые злостные церковные  пороки – угодничество,  малодушие, трусость, отсутствие достоинства и смелости и так далее.   

В монастырях смирение очень часто преподносят как самоуничижение и самогнобление  видеть своё  недостоинство и себя «ниже всякой твари», как говорят некоторые отцы, но это лишь повреждение  души, а подлинная суть смирения совершенно в ином и об этом знают только те, кто достигает 15-го слоя осознания, поскольку именно на этом слое и работает качество смирения, которое в своей полноте есть не просто смирение, а смиренномудрие.

- И что же такое смирение и смиренномудрие по учению отцов, объясни.

- И смирение и смиренномудрие – это сила, прежде всего, а точнее совершенно особая сила, которая  пробуждается в теле энергии только на ступени Льва и не может пробудиться на ступенях Человека и Вола, на которых её пытаются проявлять в церкви. Словами суть смирения выразить просто невозможно, поскольку это качество совершенного или безстрастного состояния души, освободившейся от всех страстей.

Как говорил о смирении преподобный авва Дорофей – «Что такое смирение и как оно рождается в душе, никто не может выразить словами, если человек не научится сему из опыта, из одних же слов нельзя сему научиться».

То же говорил о смирении и преподобный Иоанн Лествичник - «Смирение есть духовное учение Христово, мысленно приемлемое достойными в душевную клеть, т.е. в духовное сердце. Словами чувственными его невозможно изъяснить».

Смирение – это духовная сила, исходящая из состоянии гармонии и мира, властвующая над всеми страстями и энергиями души, которая может останавливать движение всех энергий, как сила охлаждения ядерного реактора души. Смирение - это абсолютная невозмутимость осознания высоты достоинства  духа человека в глазах Бога, преломленная через понимание своего исцелённого недостоинства. Вот что такое смирение.

- Ты хочешь сказать что смирение – это высшая духовная сила ? – переспросил молодой монах.

- Ну, конечно.  Смирение – это состояние уже проявленной божественности и безстрастия, а оно открывается только на 15-м слое осознания.  Нельзя и невозможно иметь смирения, не достигнув прежде духовного совершенства и уровня духовного сознания. Вот как об этом хорошо сказал учитель всех монашествующих преподобный Исаак Сирин:

«Смирение есть некая таинственная сила, которую, по совершении всего Божественного жития, восприемлют совершенные святые», и ещё - «Смиренномудрие есть риза Божества. В него облекся вочеловечевшийся Логос, т.е. Христос, и через него беседовал с нами в теле нашем».
 
Исаак Сирин в этой цитате прямым текстом говорит о том, что смирение – это дар силы только  безстрастных и совершенных во Христе и ни один верующий и даже священник не может иметь  никакого смирения по своей страстной человечности, пока не достигнет полноты безстрастия и духовного совершенства. Смирение - это полное  овладение страстным умом, чувством и волей.

Именно поэтому требовать смирения от простых верующих – это верх профанации,  невежества  и манипулирования сознанием, которое заканчивается в том психоневрологическом диспансере, куда  мы ездили с тобой к монаху Алексею, Господи, помилуй -  сказал старец.

- Как же всё искажено в современном православном обрядоверии, - с грустью заметил молодой монах.

- А ты не думай об этом, лечить церковь – это не наше с тобой дело и не дело инков, схимников и исихастов, которые вышли из массового обрядоверия для прямого предстояния Отцу, который есть сама высота даже не смирения, а смиренномудрия, ибо смиренномудрие – это вершина смирения, с  которой только и можно видеть равенство всех форм жизни перед Богом Отцом.

Вот откуда происходит мысль – «не велико видеть ангелов и даже Бога, а велико видеть себя ниже  всякой твари». На самом деле речь тут идёт об осознании глубины падения человека,  повреждённого эгоизмом,  как хищным умом демона. Именно такой человек реально ниже всякой твари в глазах Бога и для того, чтобы увидеть себя таким, ножно вернуться к безстрастию и смирению.

Вот почему смирение – это итог выхода из этого падшего состояния и возвращение к совершенству духа в великое братство Света всех подлинно совершенных и безстрастных, которые считают себя не выше других, как эгоисты, а равными среди равных и помогают другим достигать духовного совершенства и большого Света. Вот что такое сила смирения, которая есть ступень к высшему совершенству смиренномудрия, которое соответствует ступени Орла, а это 16-й и 17-й слои осознания - вершина духа человека.
 
- Ты хочешь сказать, что смирение – это ступень Льва, а смиренномудрие – это ступень Орла ?

- Не я так хочу сказать, так говорят сами отцы - подвижники, причём, самые авторитетные, как преподобный Никита Стифат - «Насколько же небо больше земли и душа тела, настолько Духом Святым подаемое совершенным смиренномудрие и совершеннее и больше истинного смирения». Я согласен в этом с преподобным Никитой, смиренномудрие – это высшее совершенство духа.

- Отче, а  вообще существует ли способ узнать, достиг человек смирения или нет ?

- Конечно, существует, - ответил  старец. - Об этом тот же преподобный Исаак Сирин так сказал - «Из чего дознает человек, что достиг смирения? И сам же отвечает - из того, что находит для себя гнусным угождать миру своим общением с ним или словом, и в глазах его ненавистна слава мира сего».

Это и есть для инока и схимника полнота внутреннего отречения от мира и социума, о которой никто в миру не должен знать, я тебе уже говорил об этом. Ты много знаешь священников полностью  отречённых от мира ?

- Нет,  не много,  боюсь ни  одного.

Старец  засмеялся и ответил:

- Как ты  можешь знать такого священника, если отречение от мира в современной церкви уже  невозможно и  даже запрещено, поскольку  сама церковь  стала частью мира  сего, а  вера  и религия стали  формой социальной, воспитатаельной и идеологической  работы.

Я  хочу, чтобы  ты твёрдо  усвоил - смирение это полная  отрешённость от всего мирского и смирение всегда содержит в  себе достоинство и  духовную мощь, которую просто умело  прячет от мира и  людей,  но когда  это бывает  нужно, смирение в  одно мгновение из немощи может превратиться в  горозную и  карающую  силу, которой подвластно почти всё.

Это как в той ситуации, когда из тебя вышла сила и ты сам не мог понять, как и что произошло. Поэтому  запомни как Отче  Наш - быть смиренным - это иметь духовное достоинство и скрывать его под недостоинством от мира и людей. Как сказал преподобный Лествичник - «Будь как царь в сердце твоем, сидя на высоком престоле смирения».

- Отче,  ты приводишь мне одну за одной цитаты святых отцов точно знаешь их все наизусть,  - заметил молодой  монах.

- Мне их не нужно знать наизусть, брат, - засмеявшись ответил старец, - мне достаточно сместить точку фокуса осознания на 15-й слой и я могу с него цитировать тебе даже Библию. 

- Но ведь это невозможно ?

- Возможно, уверяю тебя, поскольку возможности осознания безграничны. Когда ты достигнешь 15-го слоя, ты сам об этом узнаешь, а пока тебе  достаточно знать то, что ты уже приблизился вплотную к своей второй колбочке песочных часов жизни, как второму кольцу силы и телу энергии, и оно начинает работать и проявлять себя духовной силой – той самой, которой уже практически не осталось у бедной Тамары.
 
Вот почему покаяние и смирение для неё сейчас самое важное и я попросил Марту помочь ей в  этом.

Эти слова старца, как кушат ледяной воды за шиворот, остудили пыл и вывели молодого монаха из его возвышенных рассуждений, вернув на грешную землю и ситуацию с Тамарой.   
   
- Отче, а ёё душа может спастись ?

Старец посмотрел на монаха каким-то отстранённым взглядом и после небольшой паузы ответил:

- По состоянию свечения её тела энергии, как брачных одежд души, не думаю, хотя, кто я, чтобы уверенно об этом говорить. Но правило спасения души на самом деле математически строго и точно. Логос, как высший Закон движения божественной энергии, никому невозможно ни разжалобить, ни уговорить, ни перехитрить, а можно только исполнить, как и закон электричества. 

Есть чёткие  критерии состояния  тела энергии, которые позволяют ему вливаться в  систему Логоса, как гиперсети большого света божественного сознания и  безусловной любви. Эти  критерии известны - это полное безстрастие и наличие четырёх божественных энергий -  мудрость, мужество, здравомыслие и правда, которые и открывают врата Горнего Иерусалима, я тебе об этом уже говорил. 

Именно поэтому из «ведра верующих реально спасается только три последних капли» по слову архимандрита Кирилла Павлова, разве ты забыл. Это очень грустная правда, о которой предпочитают не говорить верующим, чтобы они не теряли веры  и  надежды, но тебе я могу это сказать.

Абсолютное большинство простых верующих не спасается, поскольку собранной за  жизнь во второй колбочке энергии, состоящей из смеси  страстей  и человеческих добродетелей, недостаточно ни для  входа  во  врата,  ни  для сохранения структуры осознания, которое просто  рассеивается во вселенной Духа, как пепел, который неподобен энергии и структуре Логоса. 

После этих слов молодой монах замолчал и с некоторой грустью посмотрел на старца.

- Ты не на меня, а на дорогу смотри, брат, - сухо сказал старец,  - а то мы с тобой не доедем до дома, а нам тут осталось каких-то двадцать минут.

В этот момент встречная машина дальним светом едва не ослепила монаха и он снизил скорость, а затем прижался к обочине и остановил машину.

- Я выйду по малой нужде, отче, а то травный чай Марты уже даёт о себе знать  и  терпеть  невмоготу.

- Выходи, конечно, - с усмешкой ответил старец, - я позаботился об этом заранее.

…продолжение следует…