Цветаевская конференция в Елабуге

Нина Тур
                Елабуга, 2022
Первый раз была на Цветаевской конференции и очень жалею, что не приезжала раньше.
Во-первых, это подтолкнуло прочесть всё собрание сочинений в 7 томах.
Во-вторых, познакомилась с интересными писателями.
В-третьих, восхитилась самой Елабугой.
Успела прочесть повесть «Пепел сгоревшей звезды» омской писательницы Натальи Елизаровой, представленную главным редактором журнала «Аргамак» Николаем Петровичем Алешковым, оставившую  яркое впечатление. Рецензию   напишу отдельно и отправлю в журнал.
Для конференции   приготовила доклад на полтора часа и успела прочесть его в Крыму, в Керчи, где отдыхала летом. Сократить до 10  минут почти невозможная задача,   потому оставила для рассмотрения одну проблему, с которой   и связана Елабуга, место ее последнего   пребывания. Обычно, говоря о самоубийстве Марины Цветаевой, приводят ее последнее, от 26 августа 1941, заявление «Прошу принять меня судомойкой в столовую Литфонда». Не приняли – ушла   из жизни. Я желала бы доказать, что мотив и даже цель  этого трагического решения была благородна, как была благородна сама Марина Ивановна Цветаева. Кстати, на том собрании все  проголосовали за. Против был один Константин Тренев, автор «Любови Яровой».
Вопрос смерти, этой главной непоправимости бытия,  мучил ее всю жизнь. Весьма недолгий период, в 11-12 лет, она была верующей, находясь в католическом пансионе Лозанны. Следующий, протестантский пансион в Фрейбурге сделал ее окончательно неверующей и даже протестующей  -   простите невольную тавтологию - против веры, настолько атмосфера его была чужда ее натуре. В   16 -   вставила в киот портрет Наполеона. В письме к Розанову от 7 марта 1914 пишет: «Я скажу Вам одну  вещь, наверное, для Вас    ужасную: я совсем не верю в существование Бога и загробной жизни». Этим же мотивом проникнуты многие ее стихи  1920, в «Поэме конца» (!924)сказано и вовсе резко:  «Паром в дыру ушла пресловутая ересь вздорная, именуемая душа».  Цветаева говорит: «В самоубийстве  тело - главный герой, то есть только   телу бывает страшно. На   два главных   самоубийства  - 1925, Есенин и 1930, Маяковский - Марина Ивановна откликнулась циклом из 7 стихов, где не понято ничего. Что не   удивительно. Есенина она видела мельком в мае 1922 в Берлине и ничего   о нем не знала. Хотела написать поэму, просила Пастернака сообщить ей самые минимальные сведения:   когда и где родился. Поэма не вышла, материала не было. Маяковский , коего знала, тоже был не понят и мотив суицида виделся Марине Ивановне в его общеизвестном «Любовная лодка разбилась о быт»:
«И полушки не поставишь
На такого главаря.
Лодка-то твоя, товарищ,
Из какого словаря?
Фуражечку б на бровишки
И -   прощай, моя джаным.
Правнуком своим проживши,
Кончил – прадедом своим».
Поэт будущего осужден ею за дворянско-вертеровский жест и, стало быть, у нее таких  мыслей не должно даже возникнуть. Бедность? Мало публикаций?  -  так это всю жизнь у них, у Сергея Эфрона и у нее, никогда нигде не служивших (  кроме ее краткосрочной в Наркомате национальностей, о чем написан  очерк «Мои службы»)  и ни в какой редакции не состоявших. Кстати, в Елабуге ей предлагали работу учителя иностранных   языков. Но она в свое время даже 8й, педагогический  класс  гимназии оставила, не видя в себе никакого призвания к педагогике. Нет, причина была иная.
Дочь Ирина погибла в феврале 1920, не дожив до трех  лет ( родилась в апреле 1917). Аля, Ариадна, старшая дочь, уже в Париже отошла от нее, загоревшись мечтами об СССР. Писала  фантастически восторженные письма о прекрасной жизни  в стране Советов. А теперь сидела в тюрьме по обвинению в шпионаже. Туда же попал и муж. Сестра Анастасия  и ее сын Андрей давно были в лагерях. Остался последний, любимый до безумия Мур – Георгий Эфрон. Ему 16. Он красив, талантлив, умен. Он все понимал  и он не хотел ехать в СССР. Ведь уже в 1936   вышла книга «Возвращение из СССР» его любимейшего  писателя Андре Жида, чей роман «Фальшивомонетчики» (1925) он увез  с собой в Москву и перечитывал. Здесь он не имел возможности даже идти в школу, в 9й класс. Она писала отчаянные письма Фадееву, его заму Павленко  - не столько  о себе, сколько о сыне. Что он без конца болеет, что, не имея пристанища,  он сменил уже 8 школ, и  несмотря на это, учится хорошо ( она особенно подчеркивает этот момент). В Елабуге ему предлагают только место ученика токаря. Он  согласен  и на это. Марина Ивановна  хочет для него другой судьбы. Она уже ничего  для него сделать не может. И   тогда ей, как когда-то  перед приездом в СССР мечталось, что ее примет Пастернак, и они будут жить на его даче в Переделкине ( он же имеет квартиру в Москве, в Лаврушинском), так теперь ей, загнанной, боящейся, что могут взять как ЧСИР, представилось единственным выходом отдать сына в  семью  обласканного советского поэта-вельможи Николая Николаевича Асеева. Она пишет ему письмо с просьбой усыновить Мура -    ведь у них с женой, прославленной Окжемир ( Оксана  жемчужина мира) нет детей. Они богатая бездетная пара. Это было   не самоубийство  -  это было самопожертвование. Возразят, быть может, что это была не единственная причина, и тут я не могу не согласиться. Думаю, в самоубийстве бывает множество причин.  И, возможно, длиною  не в один год. Но  какая-то  становится последней точкой.