Дожить до рассвета

Константин Залуженко
  12 июня  1944 год. Белоруссия. Группе советских воинов поручено задание: через линию фронта из немецкого тыла срочно доставить нашего разведчика(Седой). Из трех сопровождающих в живых останется только рядовой солдат Белов, сумевшийпреодолеть все испытания и выполнить задание.Фильм Ожидание полковника Шалыгина. 1981 год.Фильм настолько просит продолжения ,что в результате и появился этот рассказ.
                Доживём до рассвета.
Далеко родимая сторонка,
Вечер вставил в окна синеву,
Затеряйся где-то похоронка,
Если, если до рассвета доживу...
ПОХОРОНКА
Муз. Е.Птичкин, сл. Г. Глазов

Воспоминания бывшего офицера СД Генриха  Хоффмана.

Я решил записать свои воспоминания об одной операции нашего командования под кодовым названием Рассвет.Война давно закончилась,а люди принимавшие в ней участие давно вернулись к своим семьям  и я уже не майор СД.Сейчас лето 1955 года. Десять лет как закончилась война для всех,но для меня она закончилась раньше,летом 1944 года в Белорусии.Тогда наша группа проводила операцию Рассвет.Нам было поручено выявить русского резидента по кличке Седой.Он очень долго водил нас за нос,но пришло и его время.Однако русский резидент был умён и ушёл заранее.Нашей группе дан был приказ поймать его.Мы обнаружили его и трёх русских солдат сопровождения уже на  подходе к  лесу.Один из русских  -лейтенант, был ранен и с одним бойцом остался прикрывать отход русского резидента,которого сопровождал третий солдат.Им удалось оторваться от нашей группы.Двое русских,пркрывавших отход резидента и своего солдата были убиты.Я отметил место на карте и занёс в рапорт сведения о том,где мы их  похоронили.Я лично знал резидента,у меня было его фото.Он работал в местной администрации,начальником по снабжению.Имел доступ к любой информации и мог разъезжать где угодно,попутно собирая и передавая сведения своим.Я приказал перекрыть все дороги и отправил солдат в ближайшие деревни.Мы ждали.Услышав перестрелку в лесу,где находилась наша радиостанция,мы поспешили туда,но застали лишь наших убитых солдат,взорванную нашу передвижную радиостанцию и свежий холмик.Там явно был похоронен один их русских.Рассмотрев следы,обнаружив окровавленные бинты и женскую заколку на земле,я воссоздал картину того,что здесь произошло.Група русских разведчиков в составе трёх человек с радисткой напали на нашу радиостанцию.На ней работали семь человек.Русские забросали её гранатами.Я обнаружил три воронки от разрывов.Оставшиеся наши люди в количестве четырёх человек стали отстреливаясь отходить к лесу и тут им в тыл нанесла удар другая,более многочисленная группа.Их было девять.Я понял,что те кого я преследовал приняли к себе по дороге ещё бойцов,которые остались живы после нашего наступления и скрывались в лесу.Я увидел,что один из наших был ранен и успел дать очередь по русским.Был убит один боец,могилу которого я   отметил на карте.И была ранена их радистка в правую руку.К радиостанции подходили четыре чепочки следов,одни маленткие.Это были следы радистки и трёх русских разведчиков.А после боя трое следов ушло в одну сторону,а вот восемь больших и одни маленькие в другую.Я понял,что радистка пошла с той группой,которую мы преследовали.Далее на их пути были выселки Домари.Хата одной женщины по имени Мотя стояла прямо около леса.Именно туда можно было незаметно подойти.Там я и устроил засаду.По логике они должны были прийти на рассвете,когда меньше всего ждёшь противника.И вот мы дождались их.Пришёл один боец и позвал хозяйку по имени--Мотя.Он приходился ей каким то дальним родственником.Он сказал,что за околицей,в стогу спрятались командир со старшиной.В лесу  есть ещё бойцы.Я послал своих людей схватить  русских,что прятались в стогу.А этот боец рассказал хозяйке про весь путь этой группы ,вплоть до того места,где они ушли от нас через болото.Назвался Ильёю Станиковым.Мы появились в тот самый момент,когда он наелся и  близко подошёл к хозяйке.Намерение яснее ясного читалось в его глазах.Хозяйка перевела взгляд на нас,он оглянулся и замер.Я предложил пойти ему к своим в лес и сказать,что всё нормально,чтобы они шли в хату.Он пошел,а за ним потихоньку,скрытно пошли мои люди.Этот солдат прошёл какую то часть пути и с криком спасайтесь кинулся бежать.Я дал из автомата очередь в воздух,зная что Илья побежит к своим.Но русские перехитрили меня.Они оставили своих  раненых солдата  и радистку в лесу,а сами побежали в деревню и спрятались в сарае и за домом.Я начал допрос командира и старшины.Спросил его является ли он командиром,тем самым.Он промолчал.Я задал вопрос сколько всего человек с ним.Он глянул на меня устало и сказал-считать разучился?Я обратился к старшине.Тот попросил рязвязать руки.Командир шепнул ему-Ты что?Он почесал нос и сказал-нос чешется,дурная привычка.Я повторил вопрос,будет ли он отвечать.Он сказал,что отвечать буду я,за всё.И назвал меня не очень красивым русским словом.Но выдержки мне было не занимать.Я сказал,что всё знаю про них.Рассказал Илья.Про них и про этого человека. И показал им фото того,за кем я охотился. Старшина опять обозвал меня и сказал,что вы убили Илью.Я ему ответил,что мы Илью отпустили и послали за ним своих людей. Потому что он побежит туда,где вы оставили этого ,с фотографии. Я сказал командиру,что в  жизни везёт только кому то одному.Сказал,что сидя в засаде не подумал,что вы пойдёте отсюда,через выселки.Но надеялся.Это самая короткая дорога.Не расстраивайся командир.Русские ведь зла на помнят.Он спросил меня-- как? Я сказал,мы тебя взяли бы всё равно,не здесь,так у переправы.А тут всё перекрыто.Но не могу понять откуда у тебя ещё люди,ведь вас было двое?Я выглянул в окно и сказал--вот и рассвело.Скоро сюда приведут нашего общего знакомого.Пока я допрашивал их командира и старшину,солдат привёл ко мне того самого человека за которым мы охотились.Он прятался в сарае и нечаянно свалился с бочки ,подставленной к щели в стене изнутри сарая ,чтобы наблюдать за нами.Солдат пришёл на шум и обнаружил его.Затем привёл к нам,в избу.Я сказал-добро пожаловать.Командир и старшина посмотрели на него с удивлением.  Командир сказалс сожалением -- Георгий Венеаминович...Тот поправил --Валерианович.Повисла пауза.Но вот раздались вытрелы и мои люди были перебиты.Как потом оказалось с  русским резидентом  пришло ещё несколько человек.Одного солдата убили ножом,двоих в комнате сняли очередью из автомата,ещё двоих другой очередью.Мои люди были перебиты.Тут в окно запрыгнул один русский и бросился на меня.Я отшвырнул его, выскочил в окно и  стал убегать,надеясь спрятаться в одной из изб.Но вот за спиной раздалась очередь из автомата и я упал.Русский командир подошёл ко мне,вытащил фото резидента из нагрудного моего кармана и сказал- ТЕРПЕТЬ НЕНАВИЖУ!Я был в сознании ,но не мог двигаться.Он отдал  вытащенную у меня  карточку резиденту и сказал-- вам на память.Далее один из солдат крикнул--смотри ,Юля идёт!Женщина подошла к ним и сказала-Пётр Иванович, Шарафа убили.Здесь сознание покинуло меня.Очнулся я уже в госпитале.Меня подобрали наши санитары.Я узнал после,что русского резидента всё таки переправили к своим.На лодке.В этой лодке поместились четверо-раненная радистка,резидент,командир и ещё однин солдат,раненный в голову.Остальные трое солдат остались прикрывать их отход и были перебиты в перестрелке.
...Я после войны оказался в зоне оккупации американцев. Они дотошно выяснили кто я,чем занимался и предложили работать на них. Я согласился. Прошло 10 лет с момента окончания войны. Все боролись за мир. И страны пытались договориться о новых отношениях и сотрудничестве. Я в качестве дипломата был направлен в СССР. Тогда я не думал,что прошлое властно напомнит  мне о себе. По долгу службы мне довелось быть в тех местах, где я воевал в 1944 году. Мы инспектировали  места для разведки полезных ископаемых. Я был с группой специалистов как переводчик и консультант. И вот мы в том населенном пункте, где почти 10 лет назад я упустил русского разведчика, был ранен, лежал в госпитале  и затем был отправлен на фронт. После того, как все необходимые работы нашими   специалистами были сделаны, мы отправились в местную гостиницу на отдых, так как завтра должны были ехать к новому месту обнаруженных  полезных ископаемых. За нами должна была приехать машина. Молодая горничная с улыбкой сказала, что у них сегодня в местном музее отмечают праздник --10 лет окончания войны ,соберутся ветераны и те, кто воевал здесь в войну. Мне стало интересно. Я поблагодарил и вышел пройтись по этому  селу. Оно было небольшое и я в стороне за небольшим оврагом увидел военные захоронения. Там были и русские могилы и немецкие. Рядом с немецкими могилами стоял небольшой деревянный щит. На нём было несколько фамилий. Я с удивлением обнаружил на нём свою. Как выяснилось потом, это был однофамилец. В это время со стороны русских захоронений  раздался- голос русские зла не помнят. Терпеть  ненавижу. Я вздрогнул, так как хорошо узнал этот голос. Я решил не поворачиваться к ним и послушать. Петр смотри сюда, раздался женский голос. Вот могила Шарафа. А вот и остальных. Дети идите сюда. Здесь похоронен  тот, благодаря кому вы появились на свет. Краем глаза я увидел мальчика и девочку лет 10. Они возложили большой букет цветов на могилу. Мама, папа, а вам было страшно? Спросили они.  Да ,дети, ответил отец. Но мы знали, что нельзя трусить, за нами Родина. Приветствую вас молодые люди, раздался еще один знакомый голос. Здравствуй дедушка Георгий. Мы рады видеть тебя. И я рад вас видеть ,отозвался он. Здравствуй Петр Иванович. Здравствуй Юлия Сергеевна. Приветствую вас Георгий Вениаминович. Валерьянович поправил  тот. А где  Ульмас?Он сейчас подойдет.  Да вот и он. К ним подошел крепкого сложения мужчина  восточной наружности и пожал всем руки. Я здесь с семьей. Приехали вчера из Самарканда. А кто это стоит вон там ,у немецких захоронений? Так тут немецкие специалисты разведывают недра  для нашей страны, а он  у них как переводчик и консультант, сказал Георгий Валерьянович. Мне про эту делегацию горничная Нина рассказала. Да сначала они разрушали и грабили нашу страну, так пусть теперь и восстанавливают, сказал Петр Иванович. Я медленно к ним повернулся. Нас отделяло чуть больше 10 м, но все они меня узнали. Георгий Валерьянович стиснул зубы и нахмурил брови.  Ульмас  сжал кулаки ,а  женщина чуть отступила назад и  и немного спряталась за спину Петра Ивановича. Только он сохранял спокойствие и лишь прошептал- терпеть ненавижу. Дети непонимающе смотрели на взрослых. Я медленно направился к ним.  Генрих Хоффман представился я. Переводчик и консультант с дипломатической миссией с геологоразведочной экспедицией. Ищем полезные ископаемые для вашей страны. Они стали кучкой напротив меня и мы какое-то время молчали. Да, я проиграл тогда. Ты перехитрил меня, но не убил, а только тяжело ранил. Я вижу у тебя и у  Ульмаса награды. Да среди них есть ордена и награды  за ту самую  операцию ,ответил Петр Иванович. Вот что Пётр, у  меня есть тебе разговор сказал я .Не здесь. Я вечером приду в ту самую избу. Приходи. Война давно закончилась и немцы уже не те. Не дожидаясь ответа я повернулся и пошел к себе номер. Вечером как и было условлено в 19.00 я был у той самой знакомые  избы  где меня подстрелили в июне 1944 года. Ничего не изменилось ,таже изба,забор, даже стог сена стоял на прежнем месте. Дверь мне открыла Матрёна. Она меня сразу же узнала и попятилась. Я объяснил ей причину визита и она  потихоньку стала накрывать на стол. Ровно к 7 часам пришли все они, даже детей взяли. Я не ожидал увидеть вас всех, сказал я. Русские зла не помнят, ответил Петр Иванович. Я сел в одной стороне стола,они уселись на другой стороне. Дети попросились погулять во дворе. Хозяйка налила всем чай и села между нами. Мы долго совещались приходить нам или нет, сказал Пётр. Но решили прийти все. Мир меняется. Но только не прошлое. Я   кивнул головой и сказал,что война сама по себе ужасна. Люди должны жить в мире, растить детей ,дружить и любить. Я понимал уже тогда всю чудовищность замысла Гитлера ,но я был военным и подчинялся приказам. Также как и вы. Это понятно ответил Пётр. Расскажи-ка лучше что было дальше после того как мы ушли. Были госпиталь, потом  окончание войны,  плен у ваших союзников  американцев. Работа уж е на них и вот я здесь с дипломатической миссией, ответил я. Георгий  Валерианович спросил, а есть ли у тебя семья? Есть ответил я, жена и двое детей ,мальчик и девочка, примерно такого же возраста, как и дети Петра Ивановича. Вот и хорошо сказал он. А знаешь почему мы все собрались здесь и с тобой встретились? Объясните, сказал я. Мы все вместе не собирались  до  сегодншнего дня.  Вот решили собраться и поговорить по душам,  рассказать друг другу о том ,как жили после войны. Но раз уж ты тоже здесь, то послушай. После того, как мы вырвались от вас,мы продолжили свой путь через лес. Но уперлись в болото. И уже совсем о тчаялись, но сержант Агафонов нашёл брод и спрятанную  лодку. Мы вышли к реке. Нас оставалось всего 7 человек.Станникова и идущих за ним немцев застрелил Шараф.Он же закрыл собой Юлю.В  лодку поместилось только четверо Юля, Георгий Валерьянович ,Петр Иванович и  Ульмас. Остальные должны были ехать вторым заходом. Мы собирались отчаливать от берега,как нас обнаружил  немецкий патруль.Поднялась стрельба,Ульмас был ранен в голову. Старшина Тельнов  сказал ,уходите командир ,береги радиста. Затем оставшиеся на берегу бойцы  оттолкнули  лодку и мы поплыли. А на берегу завязалась перестрелка и затем всё затихло. Мы оказались на нашем советском берегу ,шли лесом и вышли к  хозяйству  Зарубина. Остановили встречную  машину. Там ехал молодой  капитан. В начале он не хотел брать Юлю и  Ульмаса, но Георгий Валерьянович настоял и они уехали. А мы с Георгием Валериановичем дошли до места, я передал его полковнику  Шалыгину. Мы были представлены к наградам. Затем  все вернулись в свои части и продолжали воевать. Пётр замолчал. А что же ты не расскажешь ,как уехал не попрощавшись и мы еле догнали машину на которой ты ехал к себе в часть, сказала Юля.  Да как-то так- пробормотал Пётр. Так я расскажу сказала Юля. Мы с георгием Валерьяновичем и  Ульмасом бросились догонять этот грузовик ,ты спал там на  шинелях и  еле-еле услышал наши крики. Спрыгнул ,мы стали обниматься и тут я тебя поцеловала. Да чего уж там, ответил Пётр. Нет как раз есть чего, сказала Юля. Я разыскала тебя потом ,как только под лечила руку. Радисткой работать уже не смогла, стала работать санитаркой. Поженились, вместе были до конца войны, вместе уехали к тебе на родину и там уже у нас родились дети. Вот так-то. А Георгий Валерьянович разыскал нас всех уже после войны. Мы переписывались.  Ульмас  тоже женился, у него трое детей. Одного мальчика он назвал именем Шарафа, в честь того, кто закрыл меня  собой от пуль. Мы помолчали. Да, война... тихо сказал я. В начале я ,как и многие верил в гений  фюрера и что что он сделает в Германию  великой. Война в Европе показалась просто прогулкой. Но после России я понял, что мы были под властью сумасшедшего маньяка. Чтобы сделать Германию великой, надо было не воевать  со всем миром ,а дружить, торговать, обмениваться культурными ценностями и уважать соседние страны. Когда  20 июля 1944 года было покушений на фюрера, я надеялся, что Германия окончить войну и заговорит  о мире. Но всё случилось иначе. А поймать вас Георгий Валерьянович стало для меня делом чести. Это я вам говорю как разведчик разведчику. Георгий Валерьянович с улыбкой ответил, а для меня делом чести стало  уйти  от вас. Конечно одному бы мне это не удалось. Многие заплатили за это жизнью. Я ответил что хотел бы помочь здесь и сейчас, так как знаю, где находятся настоящие захоронение остальных членов  их группы.  А разве они  лежат не там где мы были сегодня, спросила Юля. Там лежат русские солдаты, но не те, кто спас вас. Я имею доступ к немецким архивам и узнал точное место захоронения ваших товарищей. А можно спросить,сказала вдруг Мотя. Да ответил я.  У меня был родственник  Станников Илья , которого  вы первым схватили. Он тоже там же похоронен где и остальные его товарищи, тихо спросила она. Да там же, ответил я. У него осталась семья ,они считают его без вести пропавшим,добавила она. Ведь если бы не я ,быть бы тебе  обес чещеной, сказал я. Знаю ответила она, но война бы всё списала. Может и моего  где-нибудь, кто-нибудь при ласкал бы.И она всхлипнула. Погиб то мой тоже , одна я с тех пор. Терпеть ненавижу,прошептал Пётр. Я позабочусь ,чтобы его семья не узнала о его малодушии,Георгий Валерьянович. Тут с улицы прибежали дети. Пётр и Юля сказали ,что  им пора. Да действительно пора ,сказал я. Есть у нас в семье песня ,тихо прошептал Пётр. Я  её на войне услышал и   мы её поём  с Юлей именно на такие праздники. И он запел, а она начала подпевать. К нему подключились дети,  Ульмас  и  Георгий Валерианович . Далеко родимая сторонка,
Вечер вставил в окна синеву.
Затеряйся где-то, похоронка,
Если, если до рассвета доживу.
Затеряйся где-то, похоронка,
Если до рассвета доживу.

Возвращусь, жену свою привечу,
Всех друзей на чарку позову
Где я бы и что видал - отвечу,
Если, если до рассвета доживу.
Где я бы и что видал - отвечу,
Если до рассвета доживу.

А потом сниму свои медали
И пойду в луга косить траву,
В тишину, которую мы ждали,
Если, если до рассвета доживу.
В тишину, которую мы ждали,
Если до рассвета доживу.

Отойди  ты, смерть моя, в сторонку,
Мне вернуться надо наяву.
Затеряйся где-то, похоронка,
Если, если до рассвета доживу.
Затеряйся где-то, похоронка,
Если, если до рассвета доживу.  Мы разошлись. Они ушли,не прощаясь,не пожав мне руки. Я не виню их. Сидя в своём номере,  долго думал о сегодняшней  встрече и о войне. Всё-таки это так ужасно ,когда люди убивают   друга друга. Македонский ,Чингисхан, Наполеон, Гитлер. Ради достижения своих целей они бросают в мясорубку войну  миллионы  человеческих жизней. И ничем это не оправдать. Никакой гениальностью и величием.  Дружба, любовь и взаимопонимание -вот как должны складываться человеческие отношения. Наутро горничная Нина передала для меня небольшой пакет. Там  была официальная бумага с благодарностью за указанные  места захоронения советских воинов и то самое военное фото Георгия Валерьяновича  в шляпе...
P.S.Через неделю,когда мы были уже в другом населённом пункте и проводили геологоразведку,мне в гостиничный номер передали пакет.Там просто были фотографии и список людей,которые помогли уйти русскому резиденту от нас в июне 1944 года.Было приписано-РУССКИЕ ЗЛА НЕ ПОМНЯТ.Но и не забывают ,подумал я.А вот и список:лейтенант Сомов,старшина Архипов,старшина Тельнов,сержант Агафонов,рядовые Шамсиев и Ивицкий,Саттаров,Федотов,Савченко,Белов.