Пора в былое заглянуть

Адольф Зиганиди 2
 Пора в былое заглянуть, закрыв глаза, усилив  память,
 призвав на помощь Млечный Путь, или пороши снежной зАметь.
 Пусть мысль вершит по кругу ход и разгоняется наитьем…
 Хоть потолок, хоть небосвод полны  шифрованных  событий.

 Сумей-ка кончик ухватить, раскрученный не Ариадной,
 а просто жизненную нить, весьма далёкую от праздной.
 И тяжесть горестей поднять, и не сорваться в бездну с края,
 не утеряв при этом кладь и впереди не видя рая.

 И не творить по ходу зла  ни помыслом, ни грешным телом,
 с челна не утерять весла, пусть даже в гребле неумелой…
 В бессоннице  кропаешь вирш, уверен, что не одинокий,
 и, словно ангел, вдруг летишь к тому, кто отмеряет сроки.

 И  ясной  будущего суть от мысленной работы станет,
 и не кляни  всердцах  свой путь, когда придёшь к последней грани.


 Предваряя  стихом вхождение в объявленную тему, я даю читателю настрой на право собственного видения  времени и пространства. Когда и при каких обстоятельствах я впервые посетил сии, пользующиеся известностью места и желание рассказать о них с точки зрения крымчанина-старожила, никуда не уезжавшего из Ялты, даже во время фашистской оккупации, а после войны только по призыву на службу в Армию и в отпуска. Имея в разные годы транспортные средства от мотороллеров, мотоциклов до легковых автомобилей, я становился "западником", совершая поездки в направлении Севастополя, Бахчисарая (через Ай-Петри)и прибрежных посёлков. Алушта была крайним восточным населённым пунктом по дороге в Симферополь. Надо сказать, что будучи пацаном, в 1949 году я с соседом и его родителями проплывал на пассажирском буксире "Пётр Лукомский" мимо этих мест в Судак, где жил и работал виноделом их дедушка.  Буксир из Ялты заходил в Алушту и потом шёл вдоль побережья к судакскому причалу. Ничем примечательным эти места тогда не обладали и лишь спустя годы Солнечногорское, Малореченское, Рыбачье, Морское стали обретать славу малых непритязательных курортов, обрастая хозяйственной и курортной инфраструктурой. В предгорных долинах и на пологих склонах холмов были разбиты виноградники с техническими и десертными сортами винограда, появился завод марочных вин, расширялся совхоз, постройки жилого и хозяйственного назначения. Обкатывая на этой дороге мотоцикл, (ялтинский район был уже тогда перегружен транспортом и блюстителями правил дорожного движения)я имел возможность развивать скорость, необходимую для создания воздушного потока, охлаждающего двигатель, не нагружая его крутыми подъёмами. В один из таких заездов я обнаружил приблизительно в километре от развилки дороги из Алушты и села Лучистое виноградник, на большой площади которого росли мускаты. Когда на нём убрали урожай и сняли охрану, мы с супругой, занимаясь цаблоном, * набрали почти 50 кг муската и сделали 15 литров вина, остальное переварили в сок.
Таким образом мы запрограммировали это направление как гастрономический маршрут.
Следующим открытием в начале 2000-х годов, когда Крым был уже в Украине, в с. Солнечногорское мы обнаружили ларёк по продаже свежеиспечённых беляшей по цене тогда 5 гривен за штуку - совершенно замечательные беляши. Торговала ими
татарская семья, причём у них были две торговые точки - одна сразу на въезде со стороны Алушты, другая на развилке с дорогой на с. Генеральское и водопад Джур-Джур.  С той поры маршрут Ялта - Алушта - Солнечногорское - Малореченское - Рыбачье - Морское - Приветное стал часто посещаемым мной (или с домочадцами)  с меркантильными, чисто практическими целями. Меня - аборигена мало интересовала историческая канва данных населённых пунктов  (особенности географического, политического  и иного плана можно получить ныне в легко доступных источниках)  но с неких пор они приобрели интерес своей уютностью и стройками общественного пользования, своим дизайном. Летом 2004 года при поездке в Судак я обратил внимание на расчистку площадки для стоянки транспорта и начало строительства какого-то объекта. Святое место пусто не бывает. В общем, в середине мая 2007 года сооружение помпезного строения было закончено и взорам жителей и отдыхающих предстала самая высокая в Крыму церковь (62 метра). Профиль деятельности её был расширен до Музея и Маяка. Её появление было посвящено Св. Николаю - покровителю путешественников и мореплавателей, а также погибшим в морских катастрофах. Построенная в традициях  Древнегреческих храмов, она стала украшением окружающего пейзажа. Видная издалека, особенно с моря, она стала ориентиром и навигационным знаком. По ночам, когда включалась маячная лампа и подсветка стен, вид её становился особенно фееричным И с той поры резко  возросло число  приезжих  на отдых и  проезжающих дорогой  Алушта - Судак. Ныне это уже всемирно известная достопримечательность   с.Малореченское (до 1945 г. Кучук-Узень)

                *Цаблон -  индивидуальный сбор винограда после
                окончательного сбора урожая. Не содержит криминала.


       ЗАПАХ ЖИЗНИ

 Мне помнится, как турок делал хлеб,
 босыми в чане шлёпая ногами...
 судьба его, как тысячи судеб,
 закончилась безвестно в Казахстане.
 Но он не ведал этого тогда,
 приплясывал, сбивая туго тесто...
 Уплыли в Лету беды и года,
 но помню эту пляску без оркестра.

 А из пекарни дивный запах плыл
 в разгуле оккупации суровой,
 натруженные руки в связках жил
 потом скоблили этот чан дубовый.
 Горела жарко печь и на листах -
 на противнях больших чернёной стали
 до корочки, хрустящей на зубах,
 Резные "арнауты" созревали.*

 Снабжали доброхоты партизан
 бесстрашно, не боясь руки Иуды...
 А сколько жизней спас тот хлебный чан,
 с античных пор святою став посудой!
 он был святым на тризнах и пирах,
 до сей поры не знает укоризны
 тот верный чан, что хлебушком пропах,
 а хлебный запах - это запах жизни.

           арнаут (местн.) - круглый хлеб подовой выпечки из серой муки.

              *************
Всем, прожившим долгую жизнь с предвоенных лет, Великой Отечественной Войны и послевоенные годы в СССР, своим нутром усвоена, прочувствована и пережита пора передряг, голода, холода, реформ и репрессий.
Любой долгожитель поймёт мой особый повествовательный акцент в опубликованном выше стихе, ибо он знает ЦЕНУ ХЛЕБУ!
В цену хлеба как основного продукта заложена фактическая цена труда человека-производителя, его энергия, пафос, знания, уверенность в завтрашнем дне, в появлении новых поколений, сообщающей цепочке межчеловеческих связей в процессе универсальности и бесконечности цивилизации. Эти островки обитания человека труда, имеющего право на культурный досуг и отдых, делают наше новое сообщество единым, сплочённым в понимании места России, как ведущего  социума для всеобщего мироустройства. После воссоединения с большой Родиной в Крыму началось гигантское строительство шоссейных и железных дорог, возобновление производств и производительных сил, полное возрождение экономики.
Восточный Крым по своему значению в улучшении условий курортной среды и возможности производства сравнялся в балансе возможностей с другими районами полуострова. Для примера  возьмём возведение  19-ти километрового моста через керченский пролив, построенного за 4 года и строительство автомагистрали Керчь - Севастополь под названием "Таврида", которая полностью войдёт в строй уже в первой половине 2023 года, что укоротит расстояния и время перевозок грузов и пассажиров, сделает доступными друг для друга отдельные населённые пункты и обозначит инфраструктурную привлекательность ранее не обеспеченных этим достижением районов и сделает весь Крым более привлекательным для всех российских граждан.


      ВНОВЬ НА КРУГИ СВОЯ...

Прошло полвека и летит мой "гном" -
так окрестил я свой японский скутер -
дорогой старой, вот и Меганом
всё ближе и ясней в белёсой мути.
Стоит июнь, но малолюден пляж,
песком горячим всех даруя в спешке.
здесь пилигримы  спят в машинах, я ж
газую мимо, спрятав внутрь усмешку.
С усмешкой потому, что мы давно
(мы - это я с своею Дульсинеей)
любви пивали сладкое вино,
нагими кувыркаясь здесь в купели.
И цель теперь проста: "вновь посетить
сей мир в его минуты роковые"
и прежний сохраняя  аппетит,
над памятью склониться старой выей.*

Судакский пляж заполнен грудой тел,
влекомых к башням стен средневековых,
(что посетил и я, уйдя от дел,
вернуться всякий раз сюда готовый.)
Вояж мой ограничен светлым днём,
я правлю дальше, к Грушевке, пришпорив,
на Белогорск, оттуда ход конём,
на Аликот, чтоб вновь увидеть море.

Не  знаю,  чем я Бога прогневил?
Дождём меня мочил от Аликота *
за то, что, видно, в молодости, блин,
я приземлил нахала апперкотом.
До нитки мокрый, мчал я, заводной,
по балкам и холмам до Алустона,
домой вернулся засветло, сухой,
не понеся душевного урона.
Наоборот, меня лишь вдохновил
устроивший проверку старый Боже,
а дождиком дорогою мочил,
чтоб стал я сам себе ещё дороже!

           * Выя -  (древнерусск.) шея.
           *Аликот - перевал на горном участке дороги
                Белогорск - Приветное.

         ****************

Не останется в стороне от дорожного бума и описываемый нами уголок с его замечательными галечными пляжами. Уже готовится документация по соединению с центральными магистралями  горной дороги Белогорск - Приветное. Это будет одна из самых красивых горных дорог не только Крыма, но и всего Юга России, в ряду с Кавказскими. А для меня - аборигена Крыма эта дорога станет воплощением мечты. Я много раз ездил по ней и на машинах, и на мотороллерах, каждый раз удивляясь и представляя себе возможность её благоустройства. В благоприятном случае Центральный Крым, Белогорье получат удобную и быструю возможность выхода к морю, что сделает более равномерной загруженность курортных посёлков и их рекреационных возможностей, улучшит обеспечение товарами и услугами, усилит строительную базу.
Я уже не могу представить себе свою моторную мобильность без этого благословенного края  и вот мой гимн прошедшим и, безусловно, будущим временам.

Таврида! Рай земной! В защите вечной
твоей красой от пагуб и невзгод
живёт поэт восторженно-беспечно,
лихие времена списав в расход.
Ты растворила по ущельям гуннов,
оседлостью покончила с ордой
и с эллинской кифарой звонкострунной
издревле резонируешь средой.
И раж правдолюбивца и Эзопа
удерживаешь прочно в колее,
поэтому, наверно, Севастополь
прославлен стоицизмом на Земле!

Крым, что бальзам, залечивает раны
душевные активней, чем телес
и первой обороны Панорамой,
и тем, что сохранил нам Херсонес.
Здесь Музам и свободно, и достойно -
Богемный край - хоть что ни говори,
и славою немеркнущею воина
твоя земля покрыта искони.

Здесь пишется под бриз или под зори,
как волны разбиваются о мол,
как парус одинокий на просторе
вздувает налетающий Эол.
Мой Крым!Всемирно знаменит ты!
Обильна очарованных строка
заезжих дилетантов, иль маститых -
так было и так будет на века!

Все достопримечательности отдельных районов полуострова добавляют общей привлекательности Крыму, увеличивая его притягательную силу на фоне растущего благосостояния российских граждан и их интереса к великой культуре Отечества.
Эффект такого роста многообещающ, закономерность его естественна.
Слава России!