Приглашение в русло поэзии и прозы

Николай Ерёмин
ПРИГЛАШЕНИЕ В РУСЛО ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ

25 сентября в 14:00 состоится творческая встреча литературного общества "Русло". Встреча пройдёт в литературно-музыкальной гостиной отдела литературы по искусству (1 этаж, левое крыло библиотеки, ауд. 1-05) Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края (г. Красноярск, ул. К. Маркса, 114). На встрече будет представлен новый  альманах "Русло" №32.
Его авторы Александр Аверьянов, стр. 14 Михаил Бардин, стр. 22 Александр Бугаев, стр. 34 Велисания, стр. 75 Владимир Замышляев, стр. 4 Галина Баданова, стр. 19 Анатолий Бирюков стр. 26 Наталья Бородавкина стр. 30  Артём Задорин, стр. 114 Татьяна Жихарева, стр. 107 Николай Ерёмин, стр. 86 Александр Захарченко, стр. 117 Наталия Захматова стр. 138 Виктор Евграфов, стр. 79 Георгий Васильев, стр. 71 Тамара Гончарова, стр. 75 Эдуард Русаков, стр. 236 Надежда Рогина, стр. 234 Любовь Плотникова, стр. 211 Любовь Литвинова стр. 183 Валерий Кузнецов, стр. 164 Николай Ощепков, стр. 186 Андрей Пучков, стр. 214 Людмила Кеосьян, стр.146 Игорь Сидоров, стр. 252 , Галина Чернова, стр. 290 Андрей Чертов, стр. 302 Степан Шкандрий,
--
Приглашаю всех желающих на встречу!  Вход свободный. А пока – почитайте мои стихотворения из этого альманаха. С уважением Николай ЕРЁМИН

СОНЕТ О ПОЭЗИИ

Младенец и старик,
Вникал я понемногу,
И понял в некий миг,
Что в прозе мало проку…
То гений, то злодей,
То господин, то раб,
На Севере – хорей
Царит… На Юге – ямб…
На Западе – верлибр…
А на Востоке – хокку…
Язык равновелик
И Дьяволу, и Богу…
Поэзия – повсюду,
С ней мир подобен чуду…
 2022

РАДУГА

От бессмыслицы – к смыслу...
И от смысла – к бессмыслице...
Надо мной – коромыслом
Марта радуга высится...
А под ней
– вот те на! –
Солнце, я и луна...
 2022

***
Не вытесняй меня, пространство,
Пока, у времени в плену,
Я вновь – слуга непостоянства –
Влюблён в черёмуху-весну…
Нам вместе горе – не беда.
Вот кончится любовь, -
Тогда…

ПРОВИНЦИАЛ

– Я приехал, помню, в Москву -
Не взаймы просить у неё,
А пропеть ей своё:– Ку-Ку! –
Чтоб навек покорить её...
К сожаленью, в ответ Москва
Мне пропела своё:– Ква-ква... -
Чтоб остаток жизни, увы,
Я провёл далеко от Москвы,
Без неё, до седых волос...
Почему? Интересный вопрос...

СОНЕТ О ПРАВИЛАХ ИГРЫ

Везде, всегда – игра без правил…
Любой идёт своим путём...
Один в Лон-дон, другой в Из-раиль,
Израненный, – из дома в дом...
А третий по чужим кострам
Идёт, забыв и стыд, и срам...
Лишь я по звёздам, на беду,
Не ведаю, куда бреду...
Хотя и ведаю – откуда,
Пытаясь жизнь продлить как чудо,
И музе, и свободе рад,
И, Бог ты мой, – что не солдат,
Которому понять пора:
Ч т о – смерть, ч т о – вечность, ч т о – игра...

СОСЕД

– Мне очень жаль упущенного времени,
В котором я – для поддержанья сил -
Ни гранта, ни стипендии, ни премии,
Увы, ни от кого не получил…
Не хочет знаться с умственным трудом
Россия, превращённая в дурдом!
В любой душе, на каждом этаже –
Симптомы обнищания уже…
А Музе до сих пор, храни, Господь! –
Грозят вакцину с вирусом вколоть,
Которую, о Господи, прости,
Ни мне, ни Музе не перенести…-
Сказал сосед. – Ведь ты ж, как я, поэт?-
Неужто нам альтернативы нет?

***
Стихи прервутся – и тогда
Случится в Космосе беда:
Звезда,
Сорвавшись,
Упадёт…
И на Земле Поэт умрёт…
…Но только родственников лица
Смахнут слезу – как в небесах
Поэт-младенец
Вдруг
Родится,
Чтоб со стихами опуститься
На Землю
На семи ветрах…

НУЖНО

Ах, пока изливается страсть –
То в горячих словах, то в горящем взгляде –
Нужно жить, не давая себе пропасть,
И взгляда, и слова ради.
И, пока в сердце радость и грусть
Не перекипели и не разорвали его на части, –
Слушать, не прерывая любимых говорящих уст,
И жить ради возможного счастья.
А когда уже нечего будет друг другу сказать,
Нужно попытаться сказанное вспомнить,
Чтобы вдвоём повторить опять
И себя воспоминаниями, как надеждами,
наполнить…

***
Позади –
Отведанное,
Видимо-невидимое…
Впереди –
Неведомое
Или непредвиденное…

МАРТОВСКИЙ СОНЕТ 2017 года

На Кавказе – гордый горец,
На Олимпе – Бог-отец…
Я ж, в Сибири, – стихотворец,
Или нет – Стихотворец! -
В каждом виртуальном споре
Склонный к метамятежу,
Раньше приходил к Сосноре,
Нынче к Кедрову хожу…
И с Еленою Кацюбой
И с Мариной Саввиных
Вслух читаю любомудрый,
Вдохновеньем полный стих…
И «мартини» выпить рад
Вместе: – За любовь и март!

СОНЕТ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ВЫСШЕЙ НАГРАДЫ
И ДИПЛОМА 1 -Й СТЕПЕНИ ИЗ БОЛГАРИИ

Стукнул по карману: – Ой, звенит!
Хлопнул по другому: – Ой, слыхать.
Как поэт Болгарский – знаменит –
Еду в «ЗлатыПясцы» отдыхать!
Будет гидом в сказочной стране
Поэтесса Мальцева при мне,
Потому что Ольга – Ой, смела! –
На Болгарский мя перевела…
Знаю: скоро сбудутся мечты
Самой беспонтовой Красоты.
Верю: Красота меня спасёт,
Как – весь мир – в романе «Идиот»...
Чтоб сказал Ник-Нику Ник Рубцов:
– Да, Ерёмин, ты – из молодцов!

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СОНЕТ
                Константину КЕДРОВУ-ЧЕЛИЩЕВУ
В России весело. В Америке светло.
Власть восхитительна, как ноги балерины…
Скорей! Туда, где сняты карантины...
В Калугу! В Сочи! В Царское село…
Где слышно стрекотание стрекоз…
ДООС – в согласье с ХХ1-м веком…
И властвует поэзии наркоз
Над Кедровым и каждым имяреком…
Где Гумилёв воскрес, и Мандельштам,
И Блок, и Маяковский, и Есенин…
И майский мёд стекает по устам
Вакханок. И во взорах – свет весенний…
И Гамлету меж соловьёв и роз
На «Быть? – не быть?» – звучит: – Да не вопрос!

КАК В СКАЗКЕ

– Мне исполнилось сегодня
Ровно 80 лет,
И душа моя свободна,
Мой возлюбленный поэт!
Я тебя всю жизнь искала,
Я одним тобой жила!
Никого не приласкала
как невеста и жена…
Хочешь? -
Именно сегодня,
Посреди чужих людей
Я одна – раба Господня -
Стану Музою твоей?
Мой возлюбленный!
Как в сказке,
Хочешь – вопреки годам -
Нерастраченные ласки
Я сполна тебе отдам?
- Что ж, влюблённой быть не вредно
Даже в 80 лет.
Но уйди с дороги, ведьма!-
Произнёс поэт в ответ.
И она
Перекрестилась:
- Вот несчастье! Вот беда! -
И сквозь землю
Провалилась
От любви и от стыда.

ПЕСНЯ

В песне – два запева…
Ах, вино – отрава!
Я пошёл налево…
Ты пошла направо…
Спели виновато
Песню – и забыли…
А ведь как когда-то
Счастливы мы были!

* * *
Блоковедка и тютчевианка,
Милая студентка-Иностранка
Зажигает свет в моём окне -
И трактат кропает обо мне.
Хочет стать, увы, без долгих мук
Доктором лирических наук...
И смеётся, уходя во мглу:
- Ах, Ерьоминь! Как я вас лублу…

ОДА ОЛИВКОВОМУ МАСЛУ

 Посвящается Бартомеу из Майорки
Я пил Оливковое масло, -
И трезвый пил, и во хмелю…
И вдруг мне, старцу, стало ясно -
За что его я так люблю:
За то, что в 10 дней поэт
Помолодел на 10 лет

НЕ СЕКРЕТ

- Жить вредно, это не секрет, -
Сказал взволнованный поэт.
- Но я – вредней, чем смерть сама!
И потому живу, Эх, ма...
Недаром люди, милый друг,
Такие вредные вокруг...

СЮЖЕТ

Закатилось солнце… Даль померкла…
Всех стихов сюжет довольно прост:
Позади – порог, ведущий в церковь…
Впереди – дорога на погост…

ХОР ВЕТЕРАНОВ

– Любовь приходит и уходит,
А выпить хочется всегда! -
Тогда три всём честном народе
Мы Э Т О пели. Вот беда…
Да, мы давно хотеть устали,
Но пить и петь не перестали.
И шепчем старыми устами
Любви признанья….
Иногда.

ПАЛИНДРОМ РЫЖКОВА

– МИР ОЗАРЕНИЕМ ЗМЕИ НЕ РАЗОРИМ! –
Сказал Рыжков. И я согласен с ним.
Поскольку только в обществе людей
Жив – озарён – змеиный мир идей…
Недаром палиндром прислал мне друг,
Чтоб вспомнил я: террариум вокруг!
* * *
Точно тень Серафима Саровского,
Повторяя стихи неустанно,
Я живу за Иосифа Бродского
И за Осипа Мандельштама...
Потому что, надежду храня,
Трое умерли
За меня.

* * *
Что буду одинок – сказать нельзя…
Ведь ждут меня загробные друзья:
Иосиф Бродский, Николай Рубцов,
Есенин…Пушкин ждёт, в конце концов…
Блок, Хлебников, Волошин, Ваша честь…
Желанных мне друзей не перечесть…
Кто с детства, прочитав Благую весть,
Соединяя Этот и Тот свет,
Дописывали Собственный завет…
А может, и не помнят, и не ждут,
Поскольку знают, что творится тут…

СЕМЕЙНАЯ ПЕСЕНКА

Счастлив я вполне:
Истина – в весне!
В солнце и в луне…
В молодом вине…
И в морской волне…
И в моей жене…
Здесь,, где мы вдвоём
Наяву живём…

***
Я очнулся ото сна,
Голова ясным – ясна…
А в округе – Мать честна!-
И в душе – весным-весна…
Неужели, Боже мой,
Я воскрес и вновь живой?
...А весна поёт: – Чудак,
Разве может быть не так?

СВЕТ

Солнце, я тебя люблю!
И тебя люблю, Луна!
И, как будто во хмелю,
Признаюсь вам без вина:
– Ничего дороже нет
Мне,
Чем ваш бессмертный свет!

ПРОМЕТЕЙ

Сонет из романа «Прощай, спиртное!»
Конгресс…Симпозиум… И съезд
Хранителей огня,
Собрав гостей из разных мест,
Проходят без меня!
А я, укравший для людей
Огонь, шепчу опять:
– Прикован ты не зря, ей-ей,
Не будешь воровать! –
И вновь, дождавшийся орла,
Пью водку прямо из горла…
И он со мною пьёт –
И печень мне клюёт:
– Прости меня, поэт,
Другой закуски нет…

***
Говоря: – Исцели себя сам! -
Я вино пускал по усам...
Слава Богу, в отчизне потерь
Я ничем не болею теперь...
И молчу... А мне говорят:
– Ты зачем завязал, Алконавт?
Очень вредно – не выпивать. –
За здоровье! – всегда благодать...
 2022

ЯМБЫ

Хорошо, что я ещё не слаб!
Мне доступен пятистопный ямб…
Четырёх…И трёх… И ямб двустопный…
И –
Из стопки хлопнуть –
Одностопный!
В них живёт неведомая сила,
Что меня несла и возносила,
Слава Богу, и опять несёт
До космо-классических высот…

НА ПАРНАСЕ

На Парнасе – виноградный пар
От поэтов и от поэтесс,
Пьющих: – О, Божественный нектар!
– Ах, какой пленительный процесс! –
Не случайно – глянуть сверху вниз,
Милая, сюда мы поднялись…
Это было ясно изначально…
Что глядишь так нежно и прощально?
...Да,
Спускаться вниз –
Всегда
Печально…

***
Боже, как давно
Мы, хмельные в дым,
Мокрое вино делали сухим…
От Амурных стрел
Спирт сухой горел…

***
– Моё!
– Моя!
– Мои!
Немыслимая боль…
На радость всей Земли –
Любовь и алкоголь…
В любые времена
За них идёт война…
В дороге на Тот свет
Непобеждённых нет…

***
Полжизни я молился: – Дай мне, Бог! –
Полжизни я томился:– Не дай, Бог! –
И вот, увы, молитвам вышел срок...
Меня услышать Он так и не смог...

***
Ты ешь шашлык…Ты пьёшь кумыс…
Глядишь, как птицы пролетают…
Как жизнь вокруг теряет смысл…
А смерть его приобретает…

СУДЬБА ПОЭТА

Судьба поэта виновата,
Что он – талантлив и учён –
Был под Челябинском когда-то
Неизлечимо облучён…
Увы, и не имел детей
Меж поэтических затей…
И всё мечтал, увы и ах,
Россию возродить в стихах…

ДУЭЛЬ

Какая глупость! К слову слово -
Дуэль всерьёз и напоказ…
Волошина и Гумилёва
Мистификация…Атас!
Поэт поэта не убьёт:
Ни тот, ни тот не идиот…
О, Черубина Габриак!
Мистификатор – не дурак…

ПРОЗАИК И МУЗА

Прозаик, рифмующий прозу,
Алкаш, превышающий дозу,
Поэтом мечтающий стать,
Не знает, как музу достать,
Любовью и страстью храним…
И муза хохочет над ним…

ВОЛОШИН В КРЫМУ

Это было шикарно:
Он – в античном рванье –
Пел у моря Верхарна
И Анри де Ренье…
И себя иногда…
До сих пор –сквозь года –
Слышит Эвксинский Понт,
Как Волошин поёт…

***
Мы шли по саду, ах, в полубреду,
Не ведая, где правда, и где ложь…
…Ты думала, что я тебя веду?
Я думал – это ты меня ведёшь!
…Мы думали – чтоб вымолвить опять:
- Ах, Боже… Там такая благодать!

***
По весенней весёлой распутице
Я иду, неизвестно куда...
Солнце светит... Вороны над улицей
Опускаются на провода...
Удивляясь – Кар-карр ! – за версту,
Кто, куда, и зачем я иду?
 2022

ПОЛОНОЛУНИЕ

Напоминает полнолуние
Всем, кто глядит во все глаза:
Смерть – высшая ступень безумия,
Ведущего на небеса…
Чтоб, там воскликнув: – Боже мой! –
Вдруг оказаться под землёй…

К СПАСИТЕЛЮ

Спаситель! В круговерти
Земных кривых зеркал
Спаси меня от смерти,
Как я Тебя спасал –
Молитвенно, без слов,
Под звон колоколов…

***
Церковный колокол звенел -
Так стар и так устал,
Что в сердце хлеб окаменел
И снова хлебом стал…
А царь, побывший звонарём,
Вдруг снова стал царём…

***
Соr – в переводе с латинского – Сердце.
Сердечный,- значит, корыстный,
Значит, совсем не плохо,
Что в мире нет бескорыстных людей!

***
Поэзия как форма языка
Преображает душу дурака…
И он, не говоривший ни гу-гу,
Вдруг выдаёт: – Я тоже так могу!
И возникает – О, самообман! —
Ещё один наивный графоман,
Который говорит: – Я – не поэт —
И всё же сочиняет много лет…
Пока – О, чудо! – вдруг, в конце концов,
Не станет мудрецом средь мудрецов. . .

***
Безумие закончилось. Урраа!
Все стали мудрецами в одночасье,
Забыли, что разрушили вчера
До основанья…
И – в мечтах о счастье -
Вновь строят одноразовое счастье
По фабуле романа «Жизнь есть сон»
В читальном зале – ах! – на двух персон…
Как завещал писатель Кальдерон.
 2022

***
Над морем – птицы, птицы, птицы…
А над Землёю – ни одной…
Мне хочется отведать пиццы
И пива в Ялтинской пивной…
Как хорошо-то, Боже мой,
О, Муза, что это со мной?
Зачем вдали от близких мне людей
Мир чувств преобразился в мир идей,
Ведущих навсегда в небытиё,
Туда, где утешение моё…

ИНСАЙДАУТ
                Константину КЕДРОВУ
Я раньше путешествовать любил
И всё-таки устал – и разлюбил...
Но в теле и в душе – такая малость:
Желание преодолеть усталость
И, пережив любовь хотя б чуть-чуть,
Пуститься налегке в обратный путь –
В мир парусов Волошина и Грина,
И Айвазовского... О, акварели Крыма!
Как жаль, что к вам вернуться не могу...
Я счастлив был на вашем берегу...
И в море снега, в снежную пургу,
Ваш нежный отблеск счастья берегу...

СТАКАН

«Поставь стакан на край стола –
И рядом с ним постой.
Он пуст, он сделан из стекла,
Он полон пустотой...
                Александр КУШНЕР»
***
Я полон пустотой... Но я не стану
Завидовать гранёному стакану!
И наполнять, мечтая об ином,
Себя – то белой водкой, то вином,
Чтобы скорей забыться и заснуть...
Передо мной – иной отрылся путь...
О, Муза,
Неспроста душа пуста:
В тебе одной – и память, и мечта...

КОНВЕРТИРУЕМЫЙ СОНЕТ

 «...опять задыхаюсь я, как водолаз,
 Которому шланг пережали сверху...
                Роман СОЛНЦЕВ»
Где взять мне денег? Вот вопрос,
Чтоб вознести свой членский взнос
В ПЕН-центр Руси, в ея ПЕН-клуб,
Который мне как члену люб...
В котором Кедров и Попов,
Профессора волшебных слов,
Со мною вместе состоят
И книги дивные творят...
А я, сын Музы и Таланта,
Жду грант от капитана Гранта,
Который держит курс на Русь...
Авось, когда-нибудь дождусь.
О, конвертируемый рубль,
Держи – ко мне – по курсу – руль!

ПАМЯТИ ОСИПА ЭМИЛЬЕВИЧА
МАНДЕЛЬШТАМА
 «…в глубокий ад сойдёт
 Стопою лёгкою Россия…»
                О.М. 1917г
И предсказание сбылось:
100 лет в аду жила Россия,
Увы, надеясь на авось:
Что вот-вот-вот придёт Мессия
И всех, кто молится, спасёт…
Молитва кончится вот-вот…
…Он не был создан для тюрьмы
И для допросов
На Лубянке…
Его стихи читаем мы
С восторгом…
Жаль, грохочут танки…
И самолёты иногда
Их заглушают…
Вот беда…

БАБОЧКА И СТРЕКОЗА

Зачем ловлю я бабочку,
А следом – стрекозу?
Зачем кладу их в баночку?
Зачем домой несу?
Могущество ль мерещится
Мне на моём пути,
Пока они трепещутся
И просят:— Отпусти! –
. . .Ах, стрекозу и бабочку
Я слышу, я не псих, —
И открываю баночку,
И отпускаю их. . .

***
Путь от стиха и до стиха -
Всё драгоценней, всё дороже…
Нет в милосердии греха.
Подай мне милостыню, Боже!

Альманах «РУСЛО» № 32, 2022 год

Город КРАСНОЯРСК Николай ЕРЁМИН