Я хочу рассказать вам

Серафима Лежнева Голицына
Я хочу рассказать вам.
Приезд отца.
1.
   Прыг-скок, прыг-скок! Это синички кружатся за окном с ветки на ветку, прыгают на жестяной подоконник: что происходит внутри? А дома - дым коромыслом, идёт подготовка к празднику. Мама и бабушка возятся на кухне с будущими угощениями, дети - Кира и Серёжка, взбудоражены предстоящим приходом гостей, то за одну игру возьмутся, то за другую, выбегут на кухню в дым и чад керосинок, снова вернутся в комнату.
   Папа приедет завтра, сейчас он в Москве на конференции. Завтра папе 40 лет. "Солидный возраст", - думает ребятня.
   У Киры завтра экзамен по танцам. Бабушка сшила венгерский костюм, по танцу у учителя нет вопросов. Кира договорилась с мамой: после экзамена, он же концерт, девочке позволят спать в комнате родителей. Какой счастье! И папу не видела так давно! Папу послали начальником Дорсанотдела* на Турсиб**, он работает в Алма-Ата.
   С вечера раздаются телефонные звонки, спрашивают отца.
   В переднюю к телефону мчатся то Кира, то Серёжа, отвечают в трубку, как большие:
   - Папа приедет завтра!
   С утра, прямо из постелей, дети бегут в переднюю:
   - Папа приехал!
   Румяный с мороза папа обнял маму, поздоровался с бабушкой, дети повисли на нём:
   - Папочка, подарки привёз?
   - Тише, дети, - воспитывает мама своих чад, - папа с дороги устал, не приставайте к нему с глупостями.
   - Подарки - не глупости! - смеётся молодой спортивный отец, поправляя очки то и дело: дети ластятся к нему, обнимают, целуют. От лета до ноября - немалый срок для разлуки с любимым папой!
   Взрослые разговаривают в гостиной. Дети заняты в детской подарками: книжки, тугой мячик, скакалка, лёгкие деревянные качели уже повешены в дверной проём, и на них по очереди качаются, подлетая ногами чуть не до потолка, брат и сестра. Всё это папа привёз из Москвы.
   Кире через месяц 10 лет, Сержику месяц назад исполнилось 9. Ребята погодки, родились один за другим. До них у родителей была дочка Ирочка, два дня не дожила до своих пяти лет. Скарлатина. Потеряв единственную в то время, горячо любимую дочку, папа и мама решили, что одного ребёнка в такое трудное время иметь опасно. Вторую дочку назвали Кирой в память о первой, прибавив к имени Ира одну букву.
   Пройдёт много лет, потомки Киры и Серёжи поймут однажды: не случись несчастье с Ирочкой, возможно, не было бы Киры, Серёжи, их детей, внуков и правнуков.
   А пока морозное утро начала зимы, первый снег за окном, впереди целый день, вечером - гости и праздник.
   Дети льнут к отцу, соскучились, столько надо ему рассказать, столько интересного расскажет он!
   - Нам с мамой надо поговорить, - говорит папа.
   - Мы с вами!
   - Надо их чем-то занять, - мама смотрит на папу с любовью, соскучилась и она. - Пора отдать им Ирочкины игрушки?
   Папа внимательно смотрит в лицо худенькой невысокой жены:
   - Ты уже можешь сделать это?
   Буфет стоит поперёк угла комнаты. За ним чемоданы, корзины, картонки. В одном из чемоданов вещи Ирочки. Мама долго не решалась смотреть на них.
   Кира сидит на диване, в руках у неё по-волшебному прекрасная кукла: настоящая дама в старинном платье, с завитыми в локоны волосами.
   У куклы есть настоящая кушетка, шкаф, комод, стол со стульями. Серёжа взялся устраивать кукле комнату в углу у окна.
   Детей позвали обедать. Потом наряжались идти на экзамен-концерт, где Кира будет танцевать. Папа сменил чёрную форму с блестящими пуговицами на штатский костюм, остальные надели выходные одёжки.
   Пока шёл концерт, бабушка дома накрывала на стол. Почти одновременно с приходом семьи начали съезжаться гости. Поздравляли папу, он сказал тост:
   - Мне уже сорок, пятый десяток пошёл. Выпьем, дорогие мои, за то, что мы вместе в этот день!
   Звон бокалов, праздничные угощения из простых продуктов трудного времени, приготовленные искусницами бабушкой и мамой.
   Бабушка вызвалась убрать со стола, перемыть посуду:
   - Миша с дороги устал, отправляйтесь с ним спать. Деток я уложу.
   Кира заняла плюшевый диванчик в родительской спальне, быстро уснула, прижимая нарядную куклу к себе.
   Серёжа посапывал в своей кроватке в детской, бабушка сидела рядом с ним, торопилась закончить вязаную тужурку для зятя, впереди у него морозная, снежная казахстанская зима.

2.
   Все уже спали, когда в передней раздался звонок. В переднюю вошли незнакомые люди, с ними - дворник и управдом. Был предъявлен ордер на обыск. На арест.
   - За что? - испугалась Люся. - Мой муж ни в чём не виноват!
   Бабушка прижала молодую женщину к себе, обе плакали.
   На пол летели документы и книги, бельё из шкафов. Кира, проснувшись, заплакала, глядя на бабушку и мать.
   С прикроватного столика управдом взял наградные за участие в Гражданской войне часы отца, положил их к себе в карман. Остальные тоже не церемонились во время обыска: всё, что казалось ценным, забирали себе.
   - Куклу оставьте дочери! - твёрдо сказал папа. - Ей только сегодня подарили её за успешно сданный экзамен.
   - Иди к Серёже в детскую, - шепнула мама. - Ложись в его кроватку, засыпай, ничего не бойся
   - А папа? - рыдала Кира.
   - Всё будет хорошо. Я тебе обещаю, - спокойно сказал отец. - Это какая-то ошибка. Я сразу вернусь домой, как только во всём разберутся.
   Всю свою жизнь Серёжа будет горько жалеть о том, что его не разбудили, когда уходил отец, не дали с ним проститься.
   - Он скоро вернётся, - успокаивали его бабушка и мать тогда...

3.
  В семьи шутили, что дни рождения у них идут подряд: 1 октября у Серёжи, 2 ноября у папы, 3 декабря у мамы, 4 января у Киры.
  Как раз ко дню её рождения Люсе дали свидание с мужем на 1 минуту. Люся ехала в Алма-Ата с собранными совместно с роднёй тёплыми вещами и продуктами для мужа. Сразу после ареста Миши её уволили с работы, друзья все куда-то испарились, жить было не на что, каждую ночь она ждала ареста. Была статья ЧСВН (член семьи врага народа), детей в случае ареста родителей отправляли в детдома, меняя им фамилии. Бог миловал...
   В Алма-Ата Мишу привезли так как дело по обвинению было состряпано по доносу там.
   В комнату для свиданий к Люсе вышел седой беззубый старик на трясущихся ногах, с перебитыми пальцами. Предупредили, если она, или её муж скажет хоть слово, минутное свидание будет прервано. Люся старалась запомнить глаза мужа. Когда его уводили, он успел быстро сказать:
   - Привет Саше! Кира играет с куклой?
   Саша - старший брат Михаила, он работал в Москве прокурором, дружил и жил на одной лестничной площадке с небезызвестным Вышинским. Миша надеялся, что брат поможет разобраться с недоразумением и спасёт его. Люся уже знала, что Александр тоже арестован, и судьба его неизвестна.
   Вопрос о кукле молодая женщина посчитала ничего не значащим. Особенно после того, что ни тёплые вещи, ни продукты для мужа у неё не взяли.
 
4.
   В то время люди не знали, что означал приговор "10 лет без права переписки", дающий лживую надежду дождаться родного человека.
   Как узнали уже в 70-х годах, когда стало возможным ознакомиться с тонкой папкой "дела", состоящего из нескольких листков, отец, прошедший вместе с женой ад гражданской войны, работавший оперирующим хирургом в Алма-Ата, совмещая это с административной работой, доверенной ему, был обвинён по доносу казаха, своего заместителя, в шпионаже на три державы: Америку, Англию и Китай.
   Без суда и следствия, по решению "тройки" (для этого были нужны только три любые подписи), Миша был расстрелян спустя месяц с небольшим после ареста. Конец декабря 1938 года, годовую разнарядку по ликвидации "врагов народа" надо было выполнять, подгоняя расстрелянные судьбы людей под бездушные цифры задания "сверху"...

5.
   Дочки Киры и Серёжи, сами уже бабушки, встретились после нескольких лет разлуки в родном городе. Вспоминали прежние времена, рассказы старших о далёких годах молодости бабушки и дедушки Миши.
   Всё время казалось: чего-то они не знают, хотя информация об этом находится совсем близко.
   Старшая, дочка Киры, давно жила в другой стране, но запертая квартира её матери хранила вещи прежних времён. Перебирая их, сёстры находили много интересного и памятного. И снова казалось: настоящая тайна ждёт где-то рядом.
   Вечером перед новой разлукой, Бог весть на сколько в этот раз, младшая из сестёр сказала:
  - Люди стали интересоваться историей кукол разных времен, собирают коллекции, устраивают выставки и аукционы. Таких фанатов великое множество по всему миру. Случайно я окунулась в эти увлекательные исследования.
  - Я знаю, что с очень древних времён люди держали в доме кукол, соответствующих каждой эпохе. Считалось, что такая кукла оберегает дом от невзгод. - отозвалась старшая.
я заинтересовалась историей кукол. Я вспомнила старинную куклу нашей бабушки. Помнишь, она принадлежала сначала нашей маленькой тёте Ирочке?
   - Конечно, помню, - отозвалась старшая. - Правда, я видела эту куклу только один раз. Бабушка показала мне её однажды, и снова убрала куда-то.
   - И я видела её только раз, в дошкольном детстве. Бабушка дала мне в руки старинную куклу, сказала, что это кукла Ирочки. Когда услышала, что у куклы настоящие человеческие волосы, испугалась, и молча отдала куклу бабушке назад.
   - Она была у тебя? - одновременно спросили друг у друга сёстры. И снова повторила каждая, что видела куклу только один раз в жизни.
   - Куда делась та кукла? Выбросить её не могли, как ты думаешь?
   - При переездах могли случайно её оставить, забыв про неё.
   Как помнит читатель, мы слышали про старинную куклу в тот день, когда отец Киры и Серёжи приехал из командировки. Когда понятые при его аресте грабили квартиру, отец попросил не отнимать у дочки куклу, подаренную ей в тот день. Кира ушла в детскую вместе с куклой.
   А что было потом? Какова история старинной куклы? И главное, почему в ту страшную минуту их молодой дедушка, стараясь сказать о самом главном, упомянул своего брата и эту куклу?
   Об этом мы вместе с сёстрами, вспоминающими историю своей семьи, постараемся узнать...

* Дорсанотдел - Отдел управления санитарными и лечебными учреждениями, расположенными вдоль выстроенной Туркестано-Сибирская железной дороги.
** Турксиб (Туркестано-Сибирская магистраль) — железная дорога из Сибири в Среднюю Азию. Построенная в 1927—1930 годах, она стала одной из главных строек первой пятилетки СССР.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.