Я счастливый человек!

Иван Цуприков
С мыслью, что человек, занимающийся экстремальной профессией, должен как-то отличаться от других людей, распрощался давно. Те и те могут иметь атлетическое телосложение, огонек в глазах, дух первопроходца, и не обязательно все это. Поэтому перед встречей со сварщиком-водолазом Петром Максимовым, которая состоялась в первый раз восемь лет назад в Белоярском АВП, уже заранее не рисовал в своем сознании образ героя. Здесь всем сварщикам, монтажникам, трактористам, дефектоскопистам, как и итээровцам не раз приходилось работать в экстремальных условиях, ремонтируя газопроводы в непроходимых болотах, в поймах рек, в сильные морозы. Но, хоть Максимов и один из них, но все же это индивидуальность. 

Карьерист

С кадровой проблемой Белоярское АВП столкнулось в конце 90-х. Объем работ рос, а высококвалифицированных рабочих крайне не хватало. Набрать нужное количество их из закрывающихся строительных организаций не удавалось. Цена на квалификацию в стране поднималась, и поэтому специалисты уже сами выбирали, где работать, какие для этого им нужно создавать социальные условия и так далее. А волшебной палочки, как бы не хотелось этого руководству АВП, на всех не хватало, поэтому занялось подготовкой своих кадров.

Петр пришел в аварийный поезд монтажником после окончания Северо-Уральского профтехучилища в 2000 году. После его первой высадки со сварочно-монтажной бригадой на заболоченный участок местности, где произошел разрыв трубопровода, он изменился.

«Нет, не в худшую сторону, - вспоминает главный инженер Белоярского УАВР Олег Владимирович Юхневич. – В нем всегда чувствовалась готовность отправиться на самый сложный участок, только чтобы там обязательно ему доверили какую-то самостоятельную работу. И пусть у Петра не все сразу получалось, но он к этому стремился».

Через год Максимов стал упрашивать руководство, чтобы его перевели на должность электрогазосварщика. Обещал через год получить 6 разряд.

«Мы его поддержали, - рассказывает Юхневич. - Видим, что это человек с характером. Он взялся за учебу серьезно, на обед его приходилось заставлять идти, работает до позднего вечера, утром на работу приходит одним из первых. Петр понимал, чтобы стать хорошим сварщиком, нужно варить постоянно, оттачивая свое мастерство, познавая материалы, новые технологии и более совершенное оборудование. За это время в профессиональном плане он рос быстро.

И не менее приятно было то, что с Уфимской школы сварщиков, где обучался Максимов, на него пришло в АВП благодарственное письмо. После переаттестации он стал сварщиком 6 разряда. Брака в работе Петр Александрович не допускал, в нашем кругу к нему стали относиться с уважением.

Один раз, кто-то пошутил из рабочих, назвав его карьеристом. Но все понимали, что в карьере сварщика, как и в карьере у руководителя, чем выше поднимаешься по должности, тем больше берешь на себя ответственности. И при всем этом в траншее, где происходит ремонт газопровода, меньше воды не станет, или в сильные морозы теплее, и сахар с солью не усилят своего вкуса».

Сварщик – водолаз

В 2005 году в «Газпром трансгаз Югорске» заговорили о необходимости производить ремонт дюкеров (подводных участков газопроводов) не вынимая их из воды.

"Задачу освоить подводную сварку поставил перед нами заместитель генерального директора Иван Александрович Долгов, - вспоминает Сергей Петрович Севостьянов, работавший в то время главным сварщиком нашего предприятия. - Учитывая повреждаемость трубопроводов различными видами коррозии, мы должны быть готовыми к ремонту дефектов и под водой. Тем более, что до появления ремонтных технологий альтернативы, кроме как протаскивание нового дюкера, не было. А это очень дорого».

Встал вопрос, кого учить сварочному делу под водой, водолаза на сварщика или сварщика на водолаза. Специалисты посчитали, что быстрее обучить работать под водой сварщика-профессионала, чем водолаза. На призыв обучаться водолазному делу откликнулось немного специалистов. Из них выбрали сварщиков из Комсомольского АВП Леонида Саражина и из Белоярского АВП Петра Максимова".

- Я не осознавал, до какой степени эта профессия будет сложной, - говорит Петр Александрович. – Но до сих пор считаю, что тогда сделал правильный выбор. За полгода обучившись подводно-техническим работам, стал водолазом-сварщиком третьего класса.

В сентябре работал на аварийном участке линейной части магистральных газопроводов в Октябрьском ЛПУ, ремонтировал под водой дюкер, после этого такую же работу выполнил на реке Лене под Якутском. Остальное время выполняет плановые работы на магистральных газопроводах".

Первое испытание

"В школе водолазов мы с Леонидом Саражиным проходили практические занятия во всех водолазных снаряжениях, при волне. Каждая работа под водой проходила не больше 30-40 минут. В общем я проработал под водой 27 часов. На глубинах от 3 до 6 метров учились проводить такелажные работы – вязание узлов для подъема инструментов, учились рубить железо, пилить его ножовкой, вести сварочные работы, резку трубы. После учебы в фирме "Подводсервис" проходили стажировку.

Помимо этого, я продолжал заочно учиться в Уральском государственном техническом университете на факультете "Технология и оборудование сварочного производства".
После обучения у нас с Леонидом Саражиным из Комсомольского АВП перерыв был небольшим. Через несколько месяцев мы выехали с ним в поселок Андра в Октябрьское ЛПУ. Там на двух подводных участках газопроводов через реку Обь было обнаружено коррозионное разрушение трубы... Наша задача - заварить дефекты.
Всю организацию работ по ремонту газопровода выполнял подрядчик. Все подготовительные работы по установке кессона - кабины, которая ставится на трубу, обхватывается хомутами, крепится пригрузами и так далее, была выполнена специалистами-подводниками.

Мы, водолазы-сварщики, спускаемся и заныриваем в кессон и стоим в нем по пояс в воде. Кессон заполнен аргонной смесью. Дефекты, которые мы заваривали, не были сквозными. Все наши работы в кессонной кабине контролируются, записываются на аудио- и видеоаппаратуру.

В то время температура воды была не очень холодной, глубина, на которой пролегали газопроводы, 9 метров. Диаметр трубы 1200мм".
"А видимость была хорошей?"

"В кессонной кабине да, она хорошо освещалась, а сама вода в реке Обь очень мутная, и ниже трех метров от солнца остается только оттенок света, ниже - кромешная тьма, видишь только отблески света кессонной кабины.

Черновая работа по выборке каверны шлифмашинкой была сделана их водолазами. Наша задача как монтажников и сварщиков провести их дошлифовку и заварить. Работали мы с Саражиным по очереди. Кессон давал возможность ремонтировать участок трубы длиною не более одного метра двадцати сантиметров. Поэтому несколько раз специалистам "Подводсервиса" приходилось переставлять кессонную кабину. Но это они делали только после того, как туда спускались пиловцы и проводили ультразвуковую проверку наложенного нами сварочного шва.

Ремонт газопровода мы закончили через четыре с половиной часа".

"Расскажите, пожалуйста, о впечатлениях, которые у вас остались после той работы. Какие были трудности?"

"Первые 10-15 минут ты выдерживаешь физически легко, потом становится жарко, начинает появляться нервозность от неудобств. К примеру, бежит по лбу пот, а у тебя нет возможности его стереть рукою, лицо в маске. Все обмундирование на тебе висит. Оно состоит из нескольких видов спецодежды - теплого, резинового и брезентового. Плюс, сверху одеваются пригруза, кислородный баллон как резервный запас, все это давит на плечи, руки. Одежда стесняет движение рук. И все это нужно уметь психологически и физически перенести, и не уходить от задачи качественно выполнить работу - четко управлять сварочной дугой, контролируя ее, следить за «ванной» - расплавленным металлом, чтобы в ней не было пор, шлака и непровара.

Дым и все, что отходит от сварочной дуги, отсасывается вытяжкой наружу".

  "А чувство уверенности в том, что справились с работой без брака, присутствует?"

  "У сварщика никогда не может быть стопроцентной уверенности в том, что сработал качественно. И это зависит не только от самого сварщика и его квалификации, но и от условий, в которых ты работаешь, состояния электродов и сварочного оборудования, от условий окружающей среды. Многих факторов. Но особенно приятным было то, что мы с Саражиным выполнили данную работу без брака".

Лена - второе испытание

  "А работу на реке Лена можно сравнить с ремонтом трубы на дюкере в реке Обь?"

  "Нет, река Лена шире и глубже Оби, и течение там в несколько раз сильнее".

  "Расскажите, пожалуйста, о своем втором испытании".

  "В октябре, под Якутском, на подводном участке газопровода произошла авария. Там уже было холодно, на реке Лене шла шуга - лед шел размером как футбольные поля. Скрежет стоял ужасный. Течение реки 4 метра в секунду. По технике безопасности во время шуги спуски в воду запрещены. Но там, на дюкере газопровода, пролегающем посреди реки, произошел разрыв трубы - авария, на той стороне Лены замерзали три населенных пункта. То есть другого выхода не было, нужно было отремонтировать этот участок. Спуститься на глубину 13 метров и заварить разрыв трубы.

  Для ремонта газопровода все уже было подготовлено. Специалисты "Подводсервиса" заякорили баржу, соорудили спусковую шахту - трубу диаметром 1420мм длиною 5 метров.

Она была приварена к барже. Спусковой трос мгновенно обрастал ледяной шубой, и обхвата руки не хватало для того, чтобы крепко держаться за него и в тоже время бороться с течением. Лед приходилось сбивать уже самому.

  Перед кессонной кабиной по течению были установлены два массива из железобетона и волнорез, которые ослабляли силу движения воды на кессонную кабину. Давление в газопроводе снизили до 0,9 атмосфер, в кабину нагнеталась аргонная смесь с таким же давлением, чтобы метан не выходил наружу, а оставался в трубе.

  Дефект - продольная трещина трубы протяженностью 700 мм, ширина при разделке кромки выходила за пять-шесть миллиметров.

  Спустившись, мне вместе с помощником водолазом в кессонной кабине пришлось провести дополнительные такелажные работы по ее укреплению".

  "Водолазы, подстраховывающие вас, менялись, когда же вас просили выйти для отдыха, вы отказывались. Почему?»

  "А вы поставьте себя на мое место, когда замены вам как сварщику нет. Вы работаете один! В принципе, если у них водолаз не справляется со своей работой и выходит на поверхность, то его никто и никогда за это не осудит. Каждый понимает, насколько сложна эта работа и есть разные проблемы, требующие решения.
Я осознавал, что сильное течение может в любую секунду сорвать баржу с якорей, либо шахту, а значит, времени мало. Администрация города тоже находилась на барже и следила за ходом наших работ, все и они и мы переживали, удастся ли произвести ремонт трубы. Так что я просто не имел морального права подвести нашу команду и продолжал работать. Эти семь часов работы под водой были заняты только работой. И я ее сделал".

"Эти работы, по словам специалистов, приравнивались по степени сложности к максимальной десятибалльной шкале, в Андре - к третьей. При подъеме, говорят, вас сорвало с пускового троса перед самой шахтой".

  "Было дело. Я просто очень устал и сил крепко держаться за трос, и подниматься по нему уже практически не было. Спасибо водолазам, они были рядом, затянули меня в шахту, вытащили, раздели, напоили горячим чаем с молоком. Никогда в жизни так не уставал».

Я очень благодарен Валерию Викторовичу Леневу и Олегу Владимировичу Юхневичу, что они меня взяли на работу, дали возможность выучиться на монтажника, резчика и сварщика. Я очень благодарен своим наставникам Терновому Владимиру Ивановичу, Бородину Александру Ивановичу, и всем своим коллегам. Есть проблема - подскажут что-то не получилось - поддержат. У нас в АВП очень дружный коллектив. А когда на работе порядок, и тебя дома ждут и любят жена и дочь, я самый счастливый человек.

И посоветую всем тем, кто выбрал эту профессию, дерзайте, это так здорово делать добро!"

Закончен разговор, мы расстались, но как долго в памяти остается рассказ Петра о своей работе. Помнится, когда спросил его, ощущает ли он себя героем, он ответил, что думал над этим и понял - таких, как он, в "Тюментрансгазе" работает множество, каждый второй. Главное быть хорошим специалистом в своем деле и, чтобы тебя окружали такие же люди, высококвалифицированные работники, тогда и риск попасть в безвыходную ситуацию уменьшается в тысячи раз.