Главный инженер ПТУ

Иван Цуприков
Вячеслав Хрисанфович Жиров из поколения семидесятых. Того времени, когда начиналось строительство крупнейших в стране промышленных и энергетических комплексов, освоение нефтяных и газовых месторождений. И поэтому не удивительно, что он пошел не по стопам отца, офицера, а решил стать инженером-турбинистом.

После окончания учебы в Брянском институте транспортного машиностроения по распределению попал в Москву, в управление центральной аварийной службы  Союзгазификация». Многие сокурсники тогда позавидовали ему.
«А зря, - улыбается Жиров. – В управлении сказали, вы сначала поработайте в Средней Азии».

Его трудовая жизнь началась в ремонтной бригаде на компрессорной станции Тулей, расположенной на газопроводе Средняя Азия – Центр. Осваивал ремонт агрегатов ГТ-6-750 и ГТК-10-2. Знания, полученные в институте, теперь применялись на практике. И когда через год Вячеслава назначили мастером, коллектив бригады посчитал это и своей заслугой.

«И они были правы, - считает Вячеслав Хрисанфович. - Высокую квалификацию слесаря-наставника можно сравнить с лекциями преподавателя в вузе».
В 1978 году Жирова переводят на Север мастером участка, ведущего пуско-наладочные и ремонтные работы компрессорного цеха с агрегатами ГТК-16 в Пангодинском ЛПУ объединения «Тюментрансгаз».

«Сложное было время. Компрессорные станции по приказу сверху пускались к праздникам: на два-три месяца, а то и на полгода раньше указанных сроков. А значит с огромными недоделками, которые нужно было устранять после пуска компрессорной станции уже силами эксплуатационного персонала, - вспоминает Вячеслав Хрисанфович, - и поэтому о нормальном отдыхе – полноценно поспать 7-8 часов - только мечталось. Плюс, частенько приходилось исполнять роль и технической скорой помощи, когда происходили аварийные остановы агрегатов в каком-то из филиалов «Тюментрансгаза» или «Надымгазпрома».

Особенно запомнился Вячеславу Хрисанфовичу случай, произошедший на Пелымской КС, когда там оказались размороженными сразу три цеха. Жирова вместе с бригадой на вертолетах доставили на КС. На улице 38 градусов мороза, в цехе всего на 4-5 градуса теплее.

«И если б не было УМП, нагнетающих в помещение теплый воздух, то вы продолжали бы работы по восстановлению цеха?», - интересуюсь у него.

«Конечно! Все равно бы пускали цеха, - отвечает Вячеслав Хрисанфович. - Уж очень велика была цена газа: тысячи людей строили газопроводы и компрессорные цеха, на этом топливе работали заводы Урала и Европейской части Советского Союза. Мы справились с поставленными задачами в течение нескольких недель».

Чуть позже Жирова переводят работать старшим мастером на участок при Лонг-Юганском ЛПУ, а через некоторое время назначают начальником участка.
В этом периоде Лонг-Юганское ЛПУ в газовой промышленности было самой большой компрессорной станцией, эксплуатирующей 7 цехов, и работать на ней считалось престижным.

Вячеслав Хрисанфович сформировал здесь крепкий коллектив из квалифицированных специалистов. Между ремонтниками и эксплуатационниками складывались хорошие взаимоотношения, что в итоге положительно отражалось и на общих производственных показателях. Это на высокой наработке газоперекачивающего оборудования на отказ, на экономии расходования турбинного масла и топливного газа, на вопросах повышения культуры производства и охраны труда.

Умение Жирова при возникновении в конфликтной ситуации «не рубить с плеча», а разбираться в сложившейся ситуации, находить общий язык с коллективом и стало одной из причин в выборе его кандидатуры на должность начальника нового управления - Надымского производственно-технического предприятия (ПТП).
Сказав «выбора», я не ошибся. С 1986 года в нашей стране началась перестройка, переход Советского Союза на демократический путь развития, и на предприятиях трудовые коллективы на собраниях начали проводить выборы своих руководителей – от бригадира до директора (начальника) управления.

Вячеслав Хрисанфович был не первым, а уже третьим директором Надымского ПТП. Двое первых не оправдали себя перед коллективом как профессиональные специалисты, и их переизбрали. Но Жиров, вначале поставил условия, будет временно исполнять обязанности директора, а работать в должности главного инженера ПТП.

«Ну, что ж, - вспоминает В.Х. Жиров, - «взялся за гуж, не говори, что не дюж». Базы с необходимыми помещениями для мастерских, складов, бытовок на предприятии не было, мы начинали работать на арендованных площадях «Надымгазпрома», потом, чуть позже, построили несколько своих зданий.

Проблем во время перестройки хватало. Экономика страны начала рушиться прямо на глазах: рос дефицит запчастей, материнская организация нашего ПТП стала понижать зарплату, или вообще ее не выплачивало. Доходило до забастовок.

Уренгойская бригада забастовала первой...

Я встречался с коллективами своих подразделений, объяснял им сложившуюся ситуацию. Но слова – не деньги. Мы искали дополнительные работы, просили руководство «Тюментрансгаза», «Надымгазпрома» как-то помогать нам».

Та нагрузка, которая легла на Вячеслава Хрисанфовича Жирова с 1988 по 1991 годы, скорее всего и повлияла на его решение передать бразды правления коллективом Николаю Михайловичу Холину. Ни на какие уговоры генерального директора вышестоящего руководства ПТП он не поддавался.

«С одной стороны за три года работы очень вымотался. Как физически, так и психологически. Приходилось успевать везде: и управлять производством, и заниматься решением бытовых вопросов, и жилищных для персонала, искать, как заработать, чтобы людям выплатить зарплату хоть какими-то наличными, при этом договариваясь с ОРСами за выдачу продуктов питания рабочим и инженерам в долг.
И вот, когда мне предложили быть начальником Надымского ПТП, я отказался, посчитал, что у Николая Михайловича Холина больше опыта административной работы, он руководил Надымским Управлением Магистральных Газопроводов «Тюментрансгаза» (УМГ). Тот согласился, а я остался в должности главного инженера».

Но это не говорит о том, что работа главного инженера спокойнее. В ПТП, потом переименованным в ПТУ «Надымгазремонт», начали создаваться участки, которым ЛПУ передавало свои помещения для мастерских, бытовок… Все эти объекты нужно было приводить в помещения, соответствующие их назначению. Ремонтировать цеха, устанавливать в них фрезерно-токарное и слесарное оборудование, и так далее.
«Тяжелое финансовое состояние ПТП изменилось только в 1994 году, когда «Тюментрансгаз» взял наше управление к себе, - рассказывает В.Х. Жиров. - Начали расти объемы работ, добавились компрессорные станции, расположенные на «новом коридоре», которых мы раньше не обслуживали, и численность трудового коллектива у нас значительно выросла.

Изменились и заказы на выполнение работ. Если раньше мы проводили ремонт турбин, то теперь начали ремонтировать и все вспомогательное оборудование, электрику.
При этом развивалась ремонтная база центрального участка ПТУ в Надыме, на которой проводится обслуживание узлов и деталей для ЛПУ «южного плеча» Надымского региона «Газпром трансгаз Югорска». Именно здесь была сосредоточена работа по наиболее трудоемким и сложным ремонтам основного оборудования компрессорных станций. Здесь был установлен уникальный импортный станок «Равенсбург», способный обрабатывать многотонные детали с точностью до 2 микрон. Здесь производится аргонно-дуговая сварка в инертной среде, что позволяло возвращать к жизни самую муссовую и самую нужную деталь ГПА – турбинные лопатки, а также проводить ремонт алюминиевых маслоохладителей».

В 1995 году на северном плече Надымского региона была создана Пангодинская база, фактически на пустом месте. Выделенные Пангодинским ЛПУ площади пришлось обустраивать с «нуля». Через год-полтора удалось на этом месте создать мощную ремонтную базу, состоящую из трех ремонтных цехов. На этой базе был создан практически весь комплекс производства, необходимого для сложных ремонтов деталей ГПА: участок балансировочного оборудования, сварочная и токарная группа, установка плазменного напыления, импортная линия ремонта запорной арматуры и так далее.

«Ударной силой» главного инженера являлся производственно-технический отдел, на который он опирается при решении сложных производственных вопросов. Это были высокообразованные инженеры-профессионалы, имеющие за плечами большой опыт, способные в оперативном порядке организовать «мозговой штурм» в решение труднейших инженерно-технических задач.

«Постоянно, приходилось заниматься вопросами охраны труда и промышленной безопасности, - говорит Вячеслав Хрисанфович. - Согласно политике «Газпрома» и ООО «Газпром трансгаз Югорск» велась кропотливая работа по обеспечению нормальных, безопасных и комфортных условий труда работникам ПТУ. Да не «вообще», а реально на каждом рабочем месте.

Тут у меня были определенные трудности. Дело в том, что за 15 лет, которые мы работали в составе «Газпром трансгаз Югорска» у меня сменилось шесть заместителей главного инженера по охране труда. Вроде обучится человек, войдет в «колею», начинаешь ему доверять и, вдруг, по каким-либо причинам он уходит на повышение, или на «большую землю» уезжает и надо все начинать с нуля, готовить нового специалиста».

Вторым, не менее важным направлением, в создании которого Вячеслав Хрисанфович вложил огромные силы, стало создание участка технической диагностики, дефектоскопии, балансировки и контроля оборудования. Благодаря ему удавалось быстро и точно поставить диагноз состоянию оборудования, его «самочувствию» и, следовательно, ресурсу работоспособности, что играет важную роль в будущем «лечение» – ремонте газоперекачивающих агрегатов.

«Уже в середине 90-х годов, - вспоминает Вячеслав Хрисанфович, - в то тяжелое финансовое время руководство «Тюментрансгаза» и мы изыскивали любые возможности оснащения этого участка современными приборами, обеспечивающими более точную и своевременную диагностику состояния газоперекачивающего оборудования. Конечно, чтобы быстро освоить и задействовать это оборудование, нужен очень высокий уровень инженерной подготовки специалистов, работающих на нем, и незаурядные способности. Поэтому подбору кадров на участок всегда уделял большое внимание».
Также под «патронажем» главного инженера находится служба главного механика. Основной задачей этой службы является своевременное и качественное проведение работ по ремонту и техническому обслуживанию грузоподъемных механизмов, холодильного оборудования, систем промышленной вентиляции, станочного парка всего Надымского региона ООО «Газпром трансгаз Югорск» от Ямбурга до Лонг-Югана.
«Много усилий мы приложили, чтобы обеспечить все наши участки современной компьютерной техникой и финансами, - рассказывает Жиров. - В общем можно долго перечислять, что еще лежит на плечах главного инженера. Это рационализаторская работа, оснащение участков новой техникой, внедрение новых технологий в производство, обновление станочного парка на предприятии и оргтехники.

Далее, это аттестация и обучение рабочих и служащих, подготовка и проведение конкурсов профессионального мастерства, среди молодых специалистов и новаторов производства, конкурса «Предприятие высокой культуры производства», в проведение мы неоднократно завоевывали призовые места в «Газпром трансгаз Югорске».
Мы были одним из лучших филиалов, своевременно решали все производственные задачи, и были лучшими. А это всегда бодрило», - улыбается  Вячеслав Хрисанфович Жиров.