Наш коллектив - это единомышленники

Иван Цуприков
ДРАГАН Владимир Васильевич родился в 4 Мая 1943 г. в г. Находка, Приморского края. В 1973 году закончил учебу в Волгоградском техникуме нефтяной и газовой промышленности. С 10 октября 1982 г. по 21 мая 2004 г. работал в Ново-Уренгойском ЛПУ МГ. Награжден в 1998 г. медалью "Ветеран труда", в 1990 г. нагрудным знаком "Ветеран труда газовой промышленности", в 2000 г. юбилейной медалью ООО "Тюментрансгаз" и удостоен Почетным званием "Ветеран Общества". В 2001 г. награжден Памятным значком и премией в связи с добычей 10 трлн.м.куб газа из недр Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2004 году ушел на заслуженный отдых.


«Наш коллектив - это единомышленники»

Ново-Уренгойское ЛПУ ООО "Тюментрансгаз" - это головная компрессорная станция, которая стоит у истока газовой реки из Уренгойского месторождения. Её газоперекачивающими агрегатами ежесуточно компримируется и перекачивается более 200 миллионов кубометров газа. В скором будущем эта цифра возрастет. На сколько, трудно сказать. В 2005 году "Газпром" планирует добывать из нового газового месторождения 100 млрд. м куб газа в год, это в несколько раз больше чем сегодня. "Тюментрансгаз" к выполнению этой задачи готовится: разработаны оперативные и перспективные планы по ремонту и модернизации оборудования, проекты, определены вопросы финансирования, поставщики, заводы-изготовители, подрядчики... К концу подходит выполнение первого этапа работ по повышению мощностей газотранспортной системы на головных компрессорных станциях - Пангодинской, Пуровской и Новоуренгойской. Руководство Общества видит решение этого вопроса не за счет увеличения газоперекачивающих агрегатов, компрессорных цехов, а за счет увеличения единичной мощности эксплуатируемого оборудования.

***

Декабрь. Во временных рамках для строителей и пуско-наладчиков этот месяц воспринимается как час-пик - конец календарного года. И эксплуатационниками Ново-Уренгойского ЛПУ тоже. На третьем цехе заканчиваются работы по замене двух агрегатов ГТК-10-4 на ГПА-12 Р-1 "Урал". "Ветераны" в силу двадцатилетнего амортизационного износа уже значительно выработали свои ресурсы, по технологическим характеристикам их мощность снизилась на 40-50% - это порядка 5-6 мегаватт. "Новички" в два раза мощнее, имеют нефорсированные двигатели мощностью  двенадцать мегаватт. Их ввод и позволит, как говорят профессионалы, избежать "запирания" газа, выходящего из газокомпрессорной станции, в месте врезки трубопровода из Заполярного месторождения. Оттуда газ идет под более мощным пластовым давлением, чем то, которое могли создать старые ГПА.

"Работы, связанные с реконструкцией компрессорной станции, у нас только начинаются, - говорит начальник Ново-Уренгойского ЛПУ Владимир Васильевич Драган. - В 2003г. мы должны произвести замену остальных шести агрегатов на компрессорном цехе №3.  Реконструкция - это не строительство цеха на чистой площадке, а, будем так говорить, практическая увязка двух проектов, старого и нового, замена одного типа оборудования на другое - ГТК-10-4 на авиационное. В этом и есть главная трудность. Турбоблок, как и проточная часть нагнетателя, здесь демонтируются целиком полностью производится замена всей утилизационной системы, маслоснабжения, энерговодоснабжения, пожаротушения, вентиляции и так далее. Также устанавливаются новейшие системы контроля автоматики, антипомпажного регулирования турбоагрегатов. Эти системы для нас еще мало знакомы, возникает множество вопросов по их проектной согласованности, требуются доработки, которые не предусмотрены в чертежах и т.д. Плотно работаем со строителями, монтажниками, конструкторами, шеф-монтажниками, наладчиками. Наши люди участвуют во всех процессах - от строительства, до пуско-наладки агрегатов, систем, что очень важно для получения хорошего опыта работы".

70 процентов строительно-монтажных работ в Ново-Уренгойском ЛПУ были сделаны к июню. А далее, из-за не своевременной комплектации и "сырого" проекта, подготовленного Санкт-Петербургским институтом "Гидроспецгаз" скорость монтажных работ пошла на снижение. Проекты требовали доработок: "первый блин" не всегда соответствует всесторонним вкусам.

"Шишек нами здесь набито предостаточно. Данные машины в системе "Тюментрансгаза" еще не эксплуатировались. Наши специалисты во главе с начальником ГКС Александром Яковлевичем Гамаюновым побывали в "Пермьтрансгазе". Но там ГПА-12 Р1 только установлены, еще не работали. На Пур-Тазовской КС тоже. Если посмотреть на них чисто с теоретической стороны, то они неплохие. Применена принципиально новая и перспективная система МСКУ: передачи информации по витой паре. Теперь связь между операторной и агрегатной автоматикой будет идти через систему уплотнения по одному кабелю, а не, через десятки кабелей. Иная конструкция оборудования АВО-масла нагнетателя и АВО-масла двигателя и их размещение...".

В то утро на календаре уже был четверг, 18 декабря 2002 года. Холодный пуск ГПА №38 в Ново-Уренгойском ЛПУ прошел еще первого декабря, десятого - горячий. Это первая победа! Как подействовали на этих людей слова благодарности генерального директора, сказать нетрудно: окрыляюще,  некоторые считают по-другому, как напоминание о том, что реконструкция должна закончиться в плановом порядке. У руководителей предприятия за плечами не один пуск компрессорных цехов, которые они проходили на разных служебных должностях и прекрасно знают "по чем фунт лиха".

"Так что на мякине их не проведешь, - смеется начальник ЛПУ, - мол, проект не доработан, наладчики несвоевременно прибыли или такая-то деталь еще находится на заводе. Каждый шаг контролируется, если где-то задержка в поставках, то, как говорится, для ускорения подключаются верхние эшелоны".

Наступил вечер, в агрегатной третьего цеха остались небольшие группы людей: шеф-монтажники, наладчики из "Югорскгазавтоматики", руководство ЛПУ, цеха, представители служб. Идет проверка работы маслосистемы по различным алгоритмам, автоматического  управления и противопомпажного регулирования агрегатов и так далее.

На следующий день утром в столовой к начальнику ЛПУ подошла повар Любовь Лукоянова, поинтересовалась, когда же будут пущены эти агрегаты. Поняв, в чем дело, Владимир Васильевич успокоил женщину, скоро её муж будет приезжать домой сразу после окончания рабочей смены. До пуска агрегатов в гарантийную обкатку на 72 часа осталось несколько суток.

"Это, наверное, самые тяжелые для Вас дни?" - по случаю интересуюсь я у Владимира Васильевича Драгана.

В ответ он с ярко выраженным удивлением смотрит на меня и говорит: "Ни капельки - идут нормальные плановые работы. Самым тяжелым для меня был период в 1984 году, когда генеральный директор Евгений Николаевич Яковлев руководителя этого ЛПУ Николая Михайловича Холина переводит в Надымское УМГ, а меня - на его место. Я остался один на один с теми вопросами, проблемами, которые решались на уровне начальника и главного инженера ЛПУ, начальника ГКС. Последние тоже перевелись на другие предприятия. В одночасье перешагнуть сразу несколько кадровых ступеней - от начальника компрессорного цеха до руководителя ЛПУ с теоретической позиции - класс (!), а вот с практической...

Тогда в первом эксплуатируемом цехе №4 из восьми агрегатов работало только несколько и то эпизодически. Причина - энергоснабжение КС шло от собственных источников - аварийных дизельных электростанций, рассчитанных на короткое время работы. Второе, оборудование сырое, много оставалось недоработок. Своей ремонтной базы не было, о ее формировании только шел разговор. Все снабжение было повернуто на строительство новых цехов. Промплощадка КС была превращена в строительную: идет монтаж газопроводов тут же цехов, инженерных сетей, кабелей, наладка оборудования, запорной арматуры. Дневали и ночевали на цехах. Для многих в "Тюментрансгазе" те времена "пусковых" лет  хорошо памятны.

Это сейчас все изменилось в "Тюментрансгазе": руководство предприятия увеличило мощности ремонтно-строительного треста, наладочных и ремонтных филиалов, что позволяет строительство и реконструкцию любых объектов производить своими силами планово, качественно и в сроки. Об этом тогда мы могли только мечтать, и то, если для этого было время".

"А кто является генподрядчиком этой реконструкции?"

"РСУ-11 треста "Югорскремстройгаз", субподрядчиками - СРСУ-10 (технологические работы),  ХРУ "Электромонтаж" (монтаж электрики, вентиляция), СУ "Югорскгазавтоматика" (киповские работы). О всех них скажу только хорошие слова: они знают свое дело и как его делать с высоким качеством".

"С вводом Заполярного месторождения Ваше ЛПУ не затронул отток специалистов?"
"Немножко. К минимальному оттоку людей мы уже как-то привыкли. Они уходят от нас не потому, что здесь хуже, чем в "Ямбурггаздобыче" или "Уренгойгазпроме", а потому, что их удовлетворяют какие-то отдельные позиции: зарплата, ответственность, вахтовый метод работы, возможность подняться по кадровой линии на ступень выше, или нет желания долго засиживаться в той или иной организации. Большой отток специалистов у нас был в том периоде, когда в 1995-97 годах "Газпром" категорически поставил задачу о переводе коллективов северных подразделений на вахтовый метод. Не всех это удовлетворяло, да и нас, руководство, тоже. Мы знали, как это может отразиться на производственной дисциплине. Хорошим доказательством тому была сложившаяся ситуация у соседей. Наша комиссия в качестве перенятия опыта побывала  на 15 ГП и отметила очень много критических замечаний. Второе, у нас для перевода работников на вахтовый метод не было создано специализированной инфраструктуры: общежития, спортзала, поликлиники, столовой и так далее. К счастью вверху нас поняли.

Трудно переживать то, что от нас уходят хорошие специалисты - это в "Ямалгазинвест" руководители служб О.Б. Лебедев и Р.Н. Ниязов, в аппарат управления "Тюментрансгаза" - главный инженер А.О. Прокопец. К их замене мы конечно готовы, но по-человечески - переживаем, когда приходится расставаться. Помогает то, что здесь рядом, в Новом Уренгое газовиков готовят техникум и филиал Тюменского государственного технического университета. Также плотно работаем и с другими профессиональными учебными заведениями: вузами, колледжами, Игримским ЦПК. Серьезное внимание на месте уделяем повышению профессионального мастерства рабочих и инженерно-технических работников, вертикальной и горизонтальной ротации кадров. Когда, к примеру, сменный инженер включается в резерв на вышестоящую должность, то у него повышается интерес к приобретению новых знаний по той же газодинамике, правилам технической эксплуатации и так далее".

"Но, чтобы сохранить кадры, бывает недостаточно высокой заработной платы и перспективы роста. Многое зависит и от сложившихся отношений внутри коллектива, социальной защищенности человека".

"Естественно. Если взять первое десятилетие развития нашего ЛПУ, то о человеческом факторе даже и не заикались. Задача перед коллективом стояла одна, своевременно пустить цеха и дать стране газ. Нормальное жилье, хорошие социальные условия на производстве откладывались на потом, когда полноценно заработает компрессорная станция. Этот период у нас должен был начаться после пуска последнего цеха в 1989 году. Но не все, конечно, сделать сразу удавалось.
Мы начали наводить порядок на промплощадке, в цехах, сколько позволяли нам отпущенные для этого средства. Более серьезно занялись этими вопросами в последние годы, когда у нас появился участок РСУ-11, то есть профессиональные строительные силы и средства.

За пять последних лет в нашем филиале сделано многое. Демонтировали насосную станцию и на ее месте построили хороший спортзал с сауной. Это для нас очень важный момент, так как в городе нам в аренде спортивных залов не отказывают, но предлагаемое время ни кого не удовлетворяет - это в 22:00, а в 23:00 они закрываются. Это неудобно. С открытием своего спортивного зала люди после работы на автобусе могут приехать сюда на секции по волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису. После игр принять сауну, душ, поплавать в бассейне и вернуться домой. Здесь мы проводим спортивные и детские праздничные мероприятия.
В здании СОГа, которое в свое время было выключено из строительства, провели капитальный ремонт и перевели в него аппарат управления ЛПУ. Это позволило в старом производственном здании администрации ЛПУ после капитального ремонта расширить помещения для служб. В 2002 году было построено и сдано в эксплуатацию новое здание для службы ЭХЗ. Во всех производственных участках, цехах, мастерских созданы нормальные бытовые помещения с санузлами и душевыми, снабжены необходимой мебелью, холодильниками. Произвели капитальный ремонт в пожарном депо. Для автоколонны Надымского УТТиСТ построен теплый гараж для спецтехники с мастерскими, бытовкой и душевой для водительского персонала. 

Впереди еще много работы. Проведена аттестация рабочих мест, разрабатываются мероприятия, которые мы должны провести по улучшению охраны труда и безопасности производства. Одним из узловых направлений работы в 2003 году, кроме надежного транспорта газа и безопасной эксплуатации оборудования, остается окончание реконструкции цеха №3. Все прекрасно понимают важность этой работы. И главное, люди, которые здесь работают - это единомышленники. И я очень дорожу ими, с которыми прошел уже не одно испытание".

Начался рабочий день. Перед селектором  с главным инженером ЛПУ А.А. Шинкаренко мы побывали в новом здании БПТГ.

"Этот блок подготовки топливного и пускового газа предназначен для всего комплекса агрегатов ГПА-12 "Урал" в цехе №3, - говорит Александр Алексеевич. - В нем проведено много конструктивных изменений - по метрологии, по расходу-учету газа, по телескопическим соединениям технологических элементов и так далее. Что приятно отметить, здесь применены рацпредложения работников "Тюментрансгаза" и нашего ЛПУ. Авторами рацпредложения по "Площадке обслуживания подогревателя пускового топливного газа" стали сменный инженер С.П. Аверин и машинист В.В. Панкин, "Доработки системы подогрева топливного газа компрессорного цеха с газотурбинным приводом" - сменный инженер В.Н. Усатенко. Можно назвать и фамилии других рационализаторов, но это будет малая толика того большого творческого потенциала, которым обладают  здесь работники. И кроется это не только в рацпредложениях, а в умении анализировать, выбирать правильные решения, даже в соблюдении предписанных требований, положений. Последнее тоже воспринимается здесь не в тяжбу, а как обычное явление, наравне с тем, что человек, чтобы жить, должен дышать, питаться, двигаться".

Это БПТГ в какой-то степени можно назвать и детищем Шинкаренко, так как начало строиться при нем. Главным инженером Ново-Уренгойского ЛПУ он стал два года назад,  до этого работал начальником ГКС Ныдинского ЛПУ. С коллективом Ново-Уренгойской компрессорной станции нашел общий язык быстро. Здесь ему не надо было что-то менять в вопросах организации труда, в вопросах охраны труда и безопасности производства и так далее, а наоборот, поддерживать то, что создано. Видно, в службах работают грамотные специалисты, друг другу в рот не заглядывают, но и к чужому мнению готовы прислушаться.

"Александр Алексеевич Шинкаренко грамотный руководитель, - говорит В.В. Драган, - требовательный, не принижает достоинства подчиненных, контролирует работу, старается разбираться в рассматриваемых вопросах. Если не хватает знаний, то старается найти время, чтобы их пополнить".

Характеристика краткая и понятная. К каждому человеку Владимир Васильевич подходит с одной и той же позиции, его полезности на производстве: знание своего дела, соблюдение дисциплины, уживчивость в коллективе. Что укрывается между этими краткими характеристиками догадаться не сложно: годы совместной работы.
"Начальником ЛЭС Олег Викторович Ваховский назначен недавно, - продолжает начальник ЛПУ. - В свое время он работал машинистом, потом инженером в ГКС.
Когда Олег Борисович Лебедев ушел в "Ямалгазинвест", то приняли решение начальником линейно-эксплуатационной службы назначить Ваховского. Как показало время, это рассудительный, требовательный и настойчивый человек. Думаю, в выборе этой кандидатуры мы не ошибемся. Те же слова можно сказать и о начальнике газокомпрессорной службы Александре Яковлевиче Гамаюнове. Его место начальника цеха сейчас занял Максим Викторович Стасенко. После окончания института Максим Викторович пришел к нам машинистом, после армии вернулся назад, продолжал работать машинистом, сегодня назначен начальником цеха, в котором идет реконструкция.

Сайдалан Хабулович Хамидов работает начальником цеха с 1984 года. Это талантливый специалист, за плечами которого пуско-наладка и эксплуатация  опытной промышленной установки для станций охлаждения газов. Один их таких модулей пошел в серию производственного выпуска и сегодня работает на Пуровской и Ямбургской компрессорных станциях.

Я могу дать характеристику каждому человеку, работающему в Ново-Уренгойском ЛПУ, - говорит Владимир Васильевич. - Кадры - это то, на что мы опираемся, благодаря которым наше ЛПУ встречает каждый новый год с отличными показателями. В 2002 году мы вырвались из "середнячков" и по хозрасчетным показателям вошли в десятку лучших, заняв шестое место. Задачи, которые ставились перед нашим коллективом, выполнены: с 21 по 23 декабря провели 72-часовые испытания новых ГПА, хозспособом - отделочные и косметические работы в ремонтно-эксплуатационном пункте, бытовых помещениях и спортзале. Внутриподрядным способом произвели перекрытие крыш РЭБа и СЭБа, полностью отремонтировали здание службы ЛЭС и пожарного депо, в этом году приступим к ремонту газокомпрессорной службы и реконструкции еще шести новых ГПА. Крепкий тыл - это тот фундамент, на котором держатся кадры".