Летняя жара

Михеева Ирина Фирсовна
На берегах Волги.
Часть восемнадцатая. Летняя жара
Незаметно закончилась и последняя четверть учебного года. Каникулы, прекрасное время. Теперь я понимала, чему радовалась моя сестра, когда наступало очередное лето.
Отец нам сказал, что на следующий учебный год мы пойдем в другую школу, что он подал рапорт о переводе его на другое место службы, из-за невозможности обучения детей здесь по месту жительства. Славкин отец тоже подал аналогичный рапорт.
Это означало, что здесь мы добывали последнее лето. Даже, может, и не лето, а совсем немного времени, этого пока никто не знал, как и того, куда теперь уедем. Мы стали жить в ожидании. Интересно, конечно, увидеть новое место но, одновременно грустно расставаться с местными ребятишками, с которыми уже успели сдружиться.
Это лето выдалось теплым и даже жарким, мы почти каждый день бегали на Волгу купаться. Большие мальчишки, а с ними и Юрка заплывали на середину реки, усаживаясь на камни. Потом ныряли с них в воду, изобретая разные позы. Прыгали «солдатиком», «бомбочкой», «головой», а еще с поворотами.
Мы с берега восхищенно наблюдали за ними, а затем уже сами плескались у берега, обучаясь плавать. Держась за песок берега руками, активно били ногами по воде. Потом отталкивались от берега и немного проплывали по воде, правда вперед ногами, но это помогало удержаться на воде.
Следующим этапом было то, что заходя почти по плечи в воду, мы ложились на ее поверхность и плыли к берегу. Это не всем и не всегда удавалось, так что почему-то вдруг смелые пловцы оказывались в воде с головой. Девчонки в такой ситуации перепугано фыркали и моргали глазами, а меня это забавляло, я смеялась и пробовала еще раз. Где-то через неделю я уже плавала вдоль берега стилем: «по собачьи».
Юрка сказал, что это расточительный для сил метод и стал нас всех учить плавать «по лягушачьи» и еще «дельфинчиком». Я быстро научилась и тем и другим стилем.  Юрка похвалил всех за успехи и сказал, что скоро возьмет нас на камни. Мы были счастливы, поэтому усиливали свои тренировки, стараясь дольше проплыть вдоль берега, не касаясь ногами дна.
Мы жили надеждой доплыть до камней, но в это время что-то стало происходить с Волгой. Вода в ней стала периодически подниматься, а потом вновь неожиданно спадать.  Поднявшийся уровень воды затапливал наши пляжные места, где можно было постепенно и легко входить в воду, атак же плескаться у берега.
Теперь даже в самых пологих местах сразу темнела глубина. Входить в воду было страшно, но и выйти из нее весьма затруднительно. В песке вязли ноги и смелые пловцы опять сползали в глубину, поэтому выйти на берег можно было лишь цепляясь за кусты.
Мальчишкам тоже не нравилось это обстоятельство, так как глубокая вода скрывала их камни. Плавать и искать в глубине свои камни было опасно, ведь при снижении уровня воды, которая начинала сходить внезапно, появлялось сильное течение из которого трудно было выплыть. Этим течением уже снесло лодки многих местных рыбаков.
Знающие люди говорили, что где-то на Волге строят ГРЭС и готовят для этого водохранилище, поэтому вода то прибывает, то спадает. Родители наши взволновались по этому поводу и стали запрещать нам ходить на Волгу.
Но в жару соблюсти запрет было невыносимо, и мы уговаривали кого-нибудь из взрослых сходить с нами на пляж.
Когда находился такой охранник, мы были счастливы, жара уже не страшна. Но вскоре нам окончательно повезло. К Славику приехал в гости двоюродный брат, студент второго курса. У него закончилась сессия, а он давно мечтал побывать у родственников на Волге.
Теперь мы были под защитой. Студенту самому нравилось плавать, он каждый день ходил на Волгу и по поручению дяди приглядывал за малышами. Взрослые успокоились, они просто боялись внезапных речных приливов и особенно отливов. Ведь только взрослый в случай опасности сможет быстро сориентироваться и уйти подальше от берега, или оттащить малышей, попавших в течение.
Брат Славика был уже взрослый человек и мог быстро заметить опасность. Правда, охранник из него был так себе, мы дважды сами вовремя спасали его и наших мальчишек, которые тусовались в момент прилива у камней.
Обычно быстрее всех прибытие воды замечала я. Пока девчонки хохотали под игру «баба сеяла горох», которая мне не нравилась, я плавала вдоль берега и замечала, как вдруг, чьи-то тапочки начинали плыть по воде. Это означало, что вода прибыла и то место, где тапочки стояли уже заполнилось приливной водой.
Мы с сестрой Светланой были осторожными и всегда оставляли свою одежду и сандалии высоко на берегу. Девчонки подсмеивались над нашей боязливостью, но когда они ловили мокрую обувь в воде, соглашались, что мы были правы. Вот и на этот раз, выскочив на берег, я кричала всем, что вода прибывает, что надо быстрее бежать выше на берег.
Девчонки ахали, хватали свою подмокшую одежду и обувь и бежали выше на берег. Мальчишки прыгали с камней и плыли к берегу. В прибывающей воде это тоже было нелегко, их сносило против течения, и как бы они не старались, долго плыли на одном месте. Но, видимо, ускорение все же было, и они, окончательно утомленные, выходили на уже хорошо подтопленный берег.
Одежду свою мальчишки вешали на высоких кустах, поэтому она была сухой. Дойдя до пологого места, они обессиленно падали в траву. Мы садились рядом и смотрели, как прибывавшая вода топила прибрежные кусты и травы.
Взрослым о наших трудностях договаривались не говорить, чтобы они в другой раз нас отпускали купаться на Волгу вместе с большим братом Славика.
Большая вода обычно стояла несколько дней, а потом начинала сходить. В такие дни мы не плавали, а лишь окунались в воду у берега и держась руками за кустарник, барахтались, будто плывя, отпуская по очереди руки.
Мальчишки как-то нашли лопнувшую шину от трактора Беларусь, заклеили ее и надули. На этой круглой лодке без дна они плавали к камням, пытаясь найти в глубине воды эти камни.
Иногда это им удавалось, и они интересно выглядели, стоя посреди широченной реки по пояс в воде.
Начало: http://proza.ru/2022/03/25/762
Продолжение : http://proza.ru/2022/10/03/532