Для путешественников. Пушкин и Торжок

Татьяна Головкова
Каждый город, пусть большой, или маленький, бережно сохраняет всё, что связывает его с великим русским поэтом А.С. Пушкиным. Торжок не исключение. Здесь много лет по крупицам собирали и приумножали факты и свидетельства о его пребывании в Торжке.

Двадцать пять раз поэт побывал в Торжке. Да и как его было миновать, расположенного на главной государевой дороге между двумя столицами. Здесь, на почтовой станции, он отдыхал и менял лошадей, останавливался на ночлег и угощался пожарскими котлетами. Через Торжок мчала его тройка к друзьям Вульфам в Старицкий уезд.

Отголоски пребывания Пушкина в Торжке можно найти в его письмах и творчестве. Так, возвращаясь в конце 1826 г. из Москвы, куда он был приглашён на царскую аудиенцию, поэт остановился в Торжке. Купив у торговцев женские поясы, расшитые золотными нитками,Пушкин посылает их своей приятельнице В.Ф. Вяземской. Вслед летит письмо князю Вяземскому: "Получила ли княгиня поясы мои из Торжка? Ах, каламбур. Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнёт, когда наденет мои поясы".

А приехав в Михайловское, поэт посылает шуточное послание своему другу С. Соболевскому, где впервые упоминаются пожарские котлеты, о которых потом будут писать все путешествующие по государевой дороге. "На досуге отобедай у Пожарского в Торжке, жареных котлет отведай (именно котлет), и отправься налегке."

Упоминает Пушкин Торжок и в письмах к Н.Н. Гончаровой. В одном из них пишет: "...в Торжке. Та толстая Пожарская, которая варит славный квас и жарит славные котлеты, провожая меня до ворот своей гостиницы, отвечала на мои любезности: стыдно Вам, сударь, замечать чужие красоты, когда у самого жена красавица, что я увидав её ахнула..."

А еще, в шести километрах от Торжка на погосте в Прутне нашла свой последний приют Анна Петровна Керн, адресат пушкинской лирики. Это ей он посвятил замечательные строки - "Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты".

И это ещё не всё, что связывает поэта Пушкина с Торжком. Приезжайте, и убедитесь сами.