лс. Пушкин и стих со словом Свобода

Поль Читальский
Я обнаружил в текстах издания всех стихотворения А.С. Пушкина в одном томе следующий набор стихов (как правило парных, в которых использовано понятие политической Свободы (часто в таком смысле Пушкин пишет его именно с заглавной буквы) :

I
До кишиневского кризиса мировоззрения

Я сердцем римлянин, кипит в груди свобода,
Во мне не дремлет дух великого народа.

Речет задумавшись, в мечтаньях углублен:
«Свободой Рим возрос – а рабством погублен».

Давно ли с трепетом народы
Несли мне робко дань свободы,

Сразились. Воспылал свободы ярый бой,
И смерть хватала их холодною рукой!..

"Ужель свободны мы?… Ужели грозный пал…
Кто смелый? Кто в громах на севере восстал?.."

Освобожденною от рабских уз рукой,
И власть мятежная исчезла пред тобой!

На прахе начертит он медленно пред ними,
Словами истины, свободными, простыми,

На прахе начертит он медленно пред ними,
Словами истины, свободными, простыми,

На прахе начертит он медленно пред ними,
Словами истины, свободными, простыми,

Чей век, свободный и прекрасный,
Как век весны промчался ясной

Позволь еще заснуть и в тягостных цепях
Мечтать о сладостной свободе.

Но всё прошло – и скрылись в темну даль
Свобода, радость, восхищенье;

Дурачество для всех, – а нам
Уединенье и свободу!

Ты сотворен для сладостной свободы,
Для радости, для славы, для забав.

Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?

Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

В их круге светлая свобода
Прияла праздничный венок.

Мечту прекрасную Свободы
И ею сладостно дышал.

Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой Музою моей.

Любовь и тайная Свобода
Внушали сердцу гимн простой.
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Ленивый Пинда гражданин,
Свободы, Вакха верный сын,

Свободною душой Закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Я люблю вечерний пир,
Где Веселье председатель,
А Свобода, мой кумир,
За столом законодатель,

Прости, счастливый сын пиров,
Балованный дитя Свободы!

Тогда, мой друг, забытых шалунов
Свобода, Вакх и музы угощают.

Гроза луны, свободы воин,
Покрытый кровию святой.

Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия Позора и Обиды.

И воззовешь: свобода!
Хвалю тебя, о верный брат!

И день великий, неизбежный —
Свободы яркий день вставал —
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал.

II
После последнего либерального бреда (1821)

Но знамя черное Свободой восшумело.
Как Аристогитон, он миртом меч обвил

Великодушный грек свободу вызывал,
И ни единый друг мне в мире не внимал;

Я говорил пред хладною толпой
Языком Истинны [свободной],

Но для толпы ничтожной и глухой
Смешон глас сердца благородный.

Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать

Где ты, гроза – символ <свободы>?
Промчись поверх невольных вод.

Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы воль<ный> клич!
Стадам не нужен дар свободы,
[Их должно резать или стричь],
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками <да бич>.

Я сокрушил бы жизнь, уродливый кумир,
И улетел в страну свободы, наслаждений,
В страну, где смерти нет, где нет предрассуждений,
Где мысль одна плывет в небесной чистоте…

Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

За Пиренеями давно ль судьбой народа
Уж правила Свобода,

И Самовластие лишь север укрывал?
Разоблаченные пустели алтари,
[Свободы буря] подымалась.

Рекли безумцы: нет Свободы,
И им поверили народы.

Но полно! в жертву им свободы
Мечтатель уж не принесет;

Теперь, оставя шумный свет,
И Муз, и ветреную моду,
Что ж изберете вы?
Поэт.
Свободу.

О чем поет? Поет она свободу:
Не изменилась до конца!
Но ты, священная свобода,
Богиня чистая, нет, – не виновна ты,
И казней нет, и всем свобода,
И жив великий гражданин
Среди великого народа.

Ищи в чужом краю здоровья и свободы,
Но Север забывать грешно,

Под сенью ветхой их вершин
Свобода юная возникла,
На гробах Перикла,
На мраморных Афин.

Свободой грозною воздвигнутый закон,
Под гильотиною Версаль и Трианон

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Когда за призраком свободы
Нас Брут отчаянный водил?

III
 1836

Иные, лучшие мне дороги права;
Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависить от властей, зависить от народа —
Не всё ли нам равно? Бог с ними.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждая,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари.

Как был велик, как был прекрасен он,
Народов друг, спаситель их свободы!

Забыв и рощу и свободу,
Невольный чижик надо мной
Зерно клюет и брызжет воду,
И песнью тешится живой.



***
Эпикриз:
1. До 1821 Пушкин с восторгом беспечной юности воспевает римлян и Свободу
2. После смены мировоззрения Свобода становится каким-то призраком, а мысли о ней  - с оттенком разочарования и горести
3. В 1836 Свобода связывается уже совсем с иным миром = это Свобода НЕ-Бытия, свобода не-существования, свобода  освободившейся души -бессмертной и неистребимой