Человек отдавший себя своему делу

Иван Цуприков
Валерий Васильевич Жевлаков всю свою трудовую жизнь проработал в одном предприятии - «Газпром трансгаз Югорск». Нескольким поколениям газотранспортников его имя хорошо известно, и как специалиста, и как руководителя, и как человека. И что хорошо запомнилось, он был всегда готовым к любым трудностям и встречал их с улыбкой, зная, что нужно всего лишь время для их решения.

После учебы в Краснотурьинском индустриальном техникуме и службы в армии в июле 1970 года Валерий Жевлаков устроился на работу в Краснотурьинское районное управление Северо-Уральского УМГ на должность машиниста газотурбинных установок.
"Да все мы тогда работали в одних условиях, что начальник ЛПУМГ В.Ф. Усенко, что главный инженер Г.В. Крылов, что мои коллеги К.Ф. Отт, А.Н. Штро и другие, - вспоминал В.В. Жевлаков. - Агрегаты ГТ-700-5, установленные в первом цехе Краснотурьинского ЛПУМГ, для всех нас тогда были новыми, проходили производственные испытания. Были проблемы с масляной системой, всего и не перечислишь сейчас и мы путем проб и ошибок занимались их устранением. Мне это нравилось, я оставался после работы с инженерами, рабочими, во всем помогал им.
А сколько радости было, когда мы находили решение возникшей проблемы, устраняли ее и агрегат после этого работал без сбоев".

Инженерная хватка, техническая грамотность и трудолюбие Жевлакова были отмечены руководством цеха и ЛПУМГ и через восемь месяцев Владимиру Васильевичу предложили перейти на новую должность - мастером цеха капитального ремонта газоперекачивающих агрегатов и вспомогательного оборудования компрессорной станции, которым руководил в то время Владимир Михайлович Полыгалов. И он согласился, возглавив выездную бригаду ремонтников.

«Сначала мы занимались реконструкцией камер сго¬рания газоперекачивающих агрегатов ГТ-700-5. Наша бригада работала на Краснотурьинской КС, на выездах в КС Нижнетуринской, Ивдельской, - рассказывал В.В. Жевлаков. - Позже, с вводом новых цехов в Пунге, в Комсомольском, в Пелыме, границы нашей деятельности начали расширяться.

Когда мы возвращались из очередной командировки в Краснотурьинск, отдохнуть полноценно даже одного дня не получалось. Перед нами тут же ставились новые задачи, и мы выезжали на другую компрессорную станцию. Пунгинское ЛПУМГ в то время называлось КС-1, Комсомольское - КС-3, Пелымское - КС-4, Ивдельское - КС-5, Краснотурьинское - КС-6, Нижнетуринское - КС-7.

 Когда пошел "большой" газ и начали строиться компрессорные станции в Белом Яре, в Надыме, в Лонг-Югане, то на Севере нужно было создавать такую же ремонтную базу, как в Краснотурьинске. Мне предложили ее возглавить, и я недолго думая согласился, - вспоминал В.В. Жевлаков. - Казымской компрессорной станцией тогда, в 1975 году, руководил Георгий Васильевич Крылов. Он выделил нам мастерские, и потом уже, через некоторое время, когда нам выделили участок, началось строительство  зданий и сооружений кустовой ремонтной базы. Собирали кадры по крупицам. Часть хороших специалистов переманил из Краснотурьинска, часть - из южных областей и республик Советского Союза. Работали мы вначале вахтовым методом, так как условий для житья в поселке Белый Яр еще не было, а работы - очень много".

Сформировав ремонтный коллектив, Валерий Васильевич большое внимание уделил созданию производственной базы, позволявшей  осуществлять комплексный ремонт оборудования компрессорных станций Лонг-Юганского, Сорумского, Казымского, Перегребненского ЛПУМГ объединения «Тюментрансгаз». Позже, благодаря накопленному производственному и кадровому потенциалу,  стало возможным создать на основе этого участка самостоятельное Белоярское предприятие по ремонту и наладке энергомеханического оборудования.

С 1979 г. Валерий Васильевич по семейным обстоятельствам продолжил свою трудовую деятельность на Краснотурьинском участке внешних ремонтов в должности старшего инженера производственно-технического отдела, потом - старшим инженером по ремонту. С 1982 г. стал начальником производственно-диспетчерского отдела, заместителем директора по производству предприятия «Тюменгазэнергоремонт».

В эти годы - период создания уникального многониточного «коридора» газопроводов от тюменских месторождений - под непосредственным руководством Валерия Васильевича осуществлялись пуско-наладочные работы цеха № 7 КС Ивдельская газопровода Уренгой – Центр I, компрессорной станции Лялинская на газопроводе Уренгой - Петровск и  КС Пелымской на газопроводе Ямбург – Елец 1. Ими проводилась замена устаревших газоперекачивающих агрегатов на более современные и надежные ГПА на КС Комсомольская, Сосьвинская, они участвовали в аварийно-восстановительных работах на КС Уральская МГ Пунга-Вуктыл-Ухта II. 

«Предприятие "Тюментрансгаз" тогда впервые своими силами в Ивдельском ЛПУМГ провело пуско-наладку КЦ №7 с восемью агрегатами ГТК-10-4, без внешнего подряда, - рассказывал Валерий Васильевич Жевлаков. - Для многих из нас такой поворот событий был неожиданным: многое не знали, пришлось в краткие сроки все изучать до мельчайших подробностей, вести монтаж и пуско-наладку КС вместе с представителями проектного института, заводов-изготовителей.

  Вспоминается 1984-1985 годы. Тогда была жестокая зима, на улице стоял мороз минус 42 градуса, в цехе - минус 35. В том периоде возглавлял Ивдельское ЛПУМГ Юрий Федорович Федяков. Это был опытнейший специалист, не сторонник авралов. Но, возникавшие производственные ситуации диктовали свои условия. И ничего, мы в течение трех бессонных недель прокачали и пустили агрегаты.

Не вылезал я со своей командой и из Пелымской КС. Там проводили пуско-наладку агрегатов ГТН-16 на компрессорном цехе №9. Эта стройка велась под контролем министерства и первого секретаря обкома КПСС Бориса Николаевича Ельцина. Он приезжал на пуски цехов. И при этом находил время поговорить с нами, эксплуатационниками и ремонтниками, интересовался проблемами производства наравне с проблемами жизни в северных городах и поселках северной части Свердловской области. И если решение какой-то проблемы входило в его компетенцию, помогал нам. В этом немаленькая заслуга была и генерального директора «Тюментрансгаза Евгения Николаевича Яковлева. Он никогда не оставался в стороне от наших проблем, как после него и Григорий Николаевич Поляков".

«Потом начался тяжелейший период как для коллектива «Тюменгазэнергоремонт», так и для "Тюментрансгаза" в целом, - вспоминает Валерий Васильевич. – Все производственно-технические предприятия передали в "Союзгазэнергоремонт", централизовав все ремонтные силы в одних руках. В тот период в стране началась перестройка, вначале политического русла, а потом и государственного, с разрушением социалистической экономики.

Это дестабилизировало развитие промышленного комплекса. "Союзгазэнергоремонт", который стал не в состоянии полноценно выполнять свои задачи по ремонту компрессорных станций. Выходя из создавшегося тяжелого положения по ремонту оборудования, "Тюментрансгаз" в 1992 году вернул в свое ведомство наше производственно-техническое предприятие, выкупив у "Союзгазэнергоремонта" мастерские, оборудование. И только после этого все стало возвращаться на свои места, - рассказывал В.В. Жевлаков. – Еще отмечу то, что до этого мы никогда не соблюдали графиков по капремонту ГПА, а тут перед нами была поставлена задача работать без срывов плановых заданий. И несмотря, что это казалось нам выполнить невозможно, так как со своевременными поставками запчастей было много вопросов, мы научились работать по-другому, в плановом режиме.

Второе, мы раньше никогда не разделяли виды ремонтов ГПА, вели только капитальный - после аварийного останова агрегата, а тут перед нами была поставлена задача их разделить на регламентное обслуживание агрегатов, на средний и капитальный ремонты. Чуть позже мы вышли на новый уровень ремонта ГПА по их техническому состоянию, за счет диагностики.

  Для этого у нас была создана специальная лаборатория, которую возглавлял опытный специалист Анатолий Кириллович Леконцев. С помощью вибродиагностики можно вести четкий контроль работы агрегатов. Вибродиагносты передают всю информацию в инженерно-технический центр, в котором на каждый агрегат создается история его технического состояния, так называемая "история болезни". И если где-то вибрация возрастала, например, на среднем подшипнике ТВД, то это уже воспринималось как сигнал тревоги - износилась шейка, увеличился зазор. Благодаря этому был создан целый комплекс отслеживания состояния агрегатов.
Такой подход позволил нам с 1992 года в десятки раз сократить аварийные остановы оборудования. Но, как это нам давалось, сколько бессонных ночей провели мы на компрессорных станциях, одному Богу известно».

Возглавил ПТУ «Тюментрансгазремонт» Валерий Васильевич июле 1992 г. и руководил им шестнадцать лет. Он продолжил работу по наращиванию его материально-технической базы, созданию новых ремонтных участков (общим числом одиннадцать, они охватили территорию от реки Обь в Тюменской обл. до г. Нижняя Тура в Свердловской обл.), расширению технологических возможностей по продлению жизненного цикла газотурбинных приводов.

Именно коллективу предприятия «Тюментрансгазремонт» было доверено Газпромом создание на своей базе совместно с ОАО "Люлька-Сатурн" в 1996 г. первого сервисного ремонтно-диагностического центра по обслуживанию газотурбинных авиаприводов АЛ-31СТ. Затем там же был организован ремонт приводных ГТУ на базе авиадвигателей АИ-20, используемых для привода энергетических установок ПАЭС-2500, двигателя Д30-ЭУ, созданного взамен АИ-20. Была начата проработка возможностей ремонта судовых газотурбинных двигателей типа ДР-59Л. В 1998 г. за успехи в создании новейших образцов высокоэффективной техники В.В. Жевлаков стал лауреатом премии им. академика А.М. Люльки, учрежденной АО «Люлька-Сатурн».
Валерий Васильевич внес 22 рацпредложения, направленных преимущественно на улучшение технических характеристик газоперекачивающих агрегатов, на повышение качества и сокращение сроков ремонта оборудования газокомпрессорных станций. Автор статьи «Газотурбинный двигатель АЛ-31СТ» (Газотурбинные технологии, 2002 г.).

Без отрыва от производства учился с 2002 г. в Уральском государственном техническом университете и в 2006 г. получил диплом о высшем образовании по специальности «Газотурбинные паротурбинные установки и двигатели».

Валерий Васильевич явился инициатором постоянного шефства предприятия над Краснотурьинской хореографической школой. ПТУ оказывало содействие в монтаже и в оформлении памятника волжским немцам в г. Краснотурьинске. В 2003 г. в знак признания заслуг ПТУ «Тюментрансгазремонт» перед городом коллектив был награжден дипломом «За самоотверженный труд, профессионализм, высочайшую ответственность, значительный вклад в бесперебойную работу газового комплекса в Краснотурьинске».
Сам же Валерий Васильевич Жевлаков за многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в развитие газовой промышленности был награжден нагрудным знаком «Ударник 9-й пятилетки» (1976 г.), медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» (1983 г.), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2009г.); удостоился  званий «Почетный работник газовой промышленности» (2000г.) и «Почетный работник топливно-энергетического комплекса» (2001 г.), нагрудных знаков «Отличник Мингазпрома СССР» (1982 г.), «Ветеран труда газовой промышленности» (2005 г.). Был.

В 2008 г. 38 лет отработав в газовой промышленности Валерий Васильевич Жевлаков вышел на заслуженный отдых, а в 2013 году его не стало.

Ныне в производственно-техническом управлении «Краснотурьинскгазремонт» (до 2009 г. – ПТУ «Тюментрансгазремонт») Югорского филиала АО «Центрэнергогаз» работает ведущим инженером его младший сын Роман Жевлаков.

- Отец привил мне любовь к профессии ремонтника, - говорит Роман Валерьевич. – Я с детства часто с ним бывал на многих компрессорных станциях, видел, как он со  специалистами осматривал агрегаты, как многие люди с ним советовались. Я понимал, что отец занимается очень важным трудом. Он в жизни научил меня многому, а главное, придерживаться принципа: если взялся за дело, то должен набраться терпения, чтобы завершить его до конца. Это пример его жизненного пути, которому и я стараюсь следовать по жизни.