Мы и на пенсии остаемся работниками нашего Обществ

Иван Цуприков
Говорят, что человека от рождения до смерти сопровождают два ангела – темный и светлый. И многие верят в это. Одни думают, что ангелы ему подсказывают, как поступить в той или иной ситуации, другие, что они ведут только статистику человеческих поступков, которые и будут потом оценены на Божьем суде. Так ли это на самом деле, Виктор Андреевич Верзилов не знает, но верит в своего Ангела, который ему по жизни помогает. Всегда он успевал на нужный вагон, всегда у него был выбор, кем стать, ученым или инженером, партийным деятелем или руководителем предприятия. Так было и в юности.

С небес - на землю…

Мечта Виктора Верзилова стать летчиком распалась еще перед первым экзаменом в институт, на медкомиссии. Врачи сказали, что что-то в здоровье у него было не так. Но, как оказывается, жить с этим «что-то не так» было можно, и работать хоть где, даже на мартеновских печах и на Крайнем Севере, кроме летной кабины самолета и космического корабля.

Нахлынувшая волна обиды, к счастью не сбила его с ног, выплыл,  сделал другой выбор: поступил в Донецкий политехнический институт на кафедру автоматики и телемеханики. А чтобы не сидеть на родительской шее, начал подрабатывать лаборантом в родном «политехе». Виктору везло, работа и учеба были неразлучными его друзьями, не соперничали между собой, а наоборот объединяли его усилия и поддерживались преподавателями. Позже, переходя на следующий курс, не имея диплома, он стал мастером по ремонту аппаратуры в лаборатории КИПиА, потом – старшим инженером.

Говорят, Верзилов в институте был видным и уважаемым человеком, только сам этого студент не замечал, был трудоголиком, а цели, которые он ставил перед собой и в учебе, и в работе, нужно было преодолевать. В итоге своего добился, закончив учебу в вузе, получил направление в научно-исследовательский институт черной металлургии.

Первое дело, за которое взялся с большим интересом, пришлось на некоторое время отложить. Вернулся к нему после службы в армии. Научные проекты, в разработке которых он участвовал, получили высокую оценку. Публикации Верзилова в журналах «Экономика» и «Металлургическая и горнорудная промышленность» о применении датчиков для комплексного контроля конверторной плавки и по автоматизации производственных процессов были замечены не только ведомственными специалистами...

Коллеги рисовали Виктору красивое будущее – сначала защиту кандидатской, потом докторской диссертаций. А он и не отказывался от этого, пока не влюбился и не создал семью. Оказывается для полноценного счастья нужно намного больше, чем маленькая комнатушка в общежитии, дырявый кошелек и множество советчиков…

"Человек так устроен, - считает Верзилов, - когда добивается какой-то вершины, то самоуспокаивается, и со стороны наблюдает за этим процессом, за своими коллегами. Так тогда произошло и со мной. Стало скучно, хотелось чего-то нового и большого. Познакомился с земляками, работавшими в Тюменской области поселке Комсомольском (ныне Югорске) в газотранспортном предприятии. Мои статьи, вышедшие в журналах, они-то и заметили. На встрече, было о чем поговорить, показал им свои расчеты, что не менее заинтересовало их. В конечном итоге они пригласили меня работать, в центральную производственную теплоэлектротехническую лабораторию (ЦПТЭЛ) производственного объединения «Тюментрансгаз». Подумал, посоветовался с женой и рискнул".

Главный инженер

В то время, в 1975 году, в линейно-производственных управлениях «Тюментрансгаза» только начинала внедряться общецеховая система по сигнализации и управлению объектами компрессорных станций "Контур". Виктор Андреевич, выезжает в командировки в ЛПУ, в которых ведется монтаж этих систем и пуско-наладка, участвует в ее доработках. Время не тяготило, так как жил в поселке Комсомольском, в общежитии один, без семьи. Жена Неонила осталась в Донецке, ждала рождения первенца.

А через полгода, когда Виктору Андреевичу предложили перейти в Комсомольское ЛПУ на должность старшего инженера КИП, с получением квартиры, он согласился.
"Ко мне переехали из Донецка жена с ребенком, и мы стали жить вместе. Здорово. Но та загруженность, которая была в ЦПТЭЛ, в ЛПУ возросла вдвое. Не хватало ни специалистов, ни рабочих, - вспоминает Виктор Андреевич. - Работы как у смежных служб, так и у нас было очень много. Сдавался цех за цехом, оборудование сырое, шла беспрерывная его пуско-наладка, день перемешивался с ночью, ночь с днем. Через год меня повысили, назначили начальником службы КИП, так что семьянином я оказался никудышным. Спасибо жене, понимала.

А через пять лет стал главным инженером ЛПУ…

Руководил в тот период Комсомольским ЛПУ Владимир Алексеевич Ряжский, специалист с Большой буквы, и как инженер, и как организатор. Вместе со мною работали Валентин Дмитриевич Сидоров, Геннадий Григорьевич Духанов, Николай Илларионович Фомин, Иван Трофимович Костенюк. Они в ЛПУ прошли школу со сменных инженеров, до начальников газокомпрессорных станций…

…Я сменил Юрия Леонидовича Годлевского. Его назначили начальником строящейся Узюм-Юганской компрессорной станции. А там было нисколько не легче, чем в управлении ЛПУ. Проблем множество, и все они связаны были не только с недопоставками какого-то оборудования, материалов, а и с ошибками, допущенными в проектах, у строителей при монтаже оборудования, при его пуско-наладке. А от всего просто невозможно было застраховаться, тем более в те времена, когда время пуска объектов сокращалось в полтора, в два раза, и вечно приурочивалось к каким-то праздникам, съездам, пленумам. Вот и происходили разрывы газопроводов, крановых узлов... На "Узюмке", к примеру, при испытании взорвался узел подключения компрессорной станции, к счастью без жертв, и его начали строить заново... Тогда таких испытаний и физических, и психологических, на каждого из нас ложилось по множеству. И - выдерживали.

Со мной, к примеру, был такой случай. Идут испытания газом газопровода Уренгой-Новопсков. 3 часа ночи. По изменению давления предположительно определено место разгерметизации газопровода в районе охранных кранов КС-3. Выезжаем к месту выхода газа и по звуку определяем, что это происходит в крановом укрытии. Когда приблизились - увидели, что укрытие подпрыгивает. Нас двое - я и водитель. Кому идти? Я начальник, он подчиненный. Но я чувствую, что страх сковал его, поглотил полностью, он не может двигаться. Тогда, превозмогая свой страх, я иду в укрытие, чтобы определить характер дефекта повреждения. Вернусь ли живым - эта мысль стучит в висках.

Ночь, темень. Прошу водителя подъехать поближе посветить фарой, но он с ужасом вцепился в баранку и не может двинуть ни рукой, ни ногой. Тогда я ступаю в темноту, как в бездну, и вдруг обнаруживаю, что кто-то просто-напросто забыл перед испытаниями закрыть кран отбора импульсного газа dу-50. Этот участок предварительно испытывался водой и газ, выходя из трубы, захватывал оставшуюся воду. Она ударяла снизу по крыше кранового укрытия, раздавался звук, похожий на взрыв, и укрытие подпрыгивало. Воды оставалось еще много, взрывы раздавались часто, укрытие танцевало быстро. Перекрыв кран, я успокоил стихию сразу, но сам успокоился не скоро. Мне показалось, что седых волос в этот день у меня прибавилось».

«Тяжело ли мне было работать? – Верзилов с улыбкой смотрит на меня. - А кому из моих коллег в то время было легко. Строились Комсомольская, Ужгородская, Ново-Комсомольская, потом - Узюм-Юганская промплощадки газокомпрессорных станций. В год сдавались по одному-два газопровода, по одному-два цеха. И все это нужно было принимать, налаживать, приводить в порядок не только оборудование, но и всю территорию компрессорной станции вместе со зданиями и сооружениями, линейной частью магистральных газопроводов.

Месяцами работали круглосуточно. Понимали, что по-другому нельзя - стране нужен газ! Кто не выдерживал, уходил туда, где спокойнее. Но таких были единицы. Остальные – просто вкалывали за себя и за тех, которых так не хватало. Это люди, преданные своему делу.

Я 43 года проработал в "Газпром трансгаз Югорске", и никогда не встречал здесь людей, которые перед устройством на работу начинали высказывать руководству свои требования, какие для этого им нужны зарплата, льготы, жилье".

Партийный работник

Ко всему еще Верзилов был и рискованным человеком. Отказался от предложения генерального директора Е.Н. Яковлева возглавить ЛПУ, второй раз – Управление магистральных газопроводов.

«В апреле 1985 года пригласил меня к себе Евгений Николаевич Яковлев и говорит, - вспоминает Верзилов. - Мы вам предлагали стать начальником ЛПУ, потом - начальником УМГа, а вы все отказывались. Последнее предложение: коммунисты парткома выдвинули вашу кандидатуру на освобожденного секретаря партийной организации. Я считаю, они сделали правильный выбор, вы человек уравновешенный, хороший специалист и психолог. Я думаю, вам нужно согласиться с мнением своих товарищей.

Мне было очень приятно слышать такое мнение о себе Евгения Николаевича. Я согласился. На этой должности и должности территориально секретаря партийной организации отработал 6 лет. Наша партийная организация была сильной в районе, считалась лучшей. Газовики всегда были дисциплинированными, исполнительными и творческими людьми. Они, люди Слова и Дела. Если решили провести встречу с депутатом окружного Совета народных депутатов, с которым должны обсудить вопрос по строительству дороги, или нового жилого микрорайона, то добьются своего. И сделают это не за закрытыми дверями, а пригласят на эту встречу народ, который в свое время выбирал его, и вместе с ним рассмотрят, как лучше добиться исполнения их наказов, какие факты нужно предоставить окружному исполкому. И по своей линии добьются встречи с руководством окружкома партии и будут настаивать на решении того или иного вопроса.

Первое, чего мы добились сразу, в поселке Комсомольском приступил к работе городской автобусный транспорт. Автобусы были наняты не в Югорском УТТиСТ, а коммерческие, от Советского автобусного парка. Следующее, мы воплотили в жизнь свою идею по выборам кандидатов в народные депутаты поселкового Совета, районного, окружного и областного. На каждом избирательном участке создавали агитационные площадки, на которых кандидаты в депутаты встречались со своими избирателями, отвечали на их вопросы. До этого таких мероприятий в Советском районе не проводилось.

В «Тюментрансгазе» продолжили выпускать газету «За социалистическое соревнование», на страницах которой рассказывали о проведении крупных мероприятий в объединении – Совете руководителей, профсоюзной конференции. Потом была создана многотиражная газета «Транспорт газа». Это дало нам возможность информировать коллективы Общества о важных событиях, давать возможность им высказываться и вести с руководством общества разговор о решении болезненных вопросов, касающихся строительства жилья и других социальных объектов в трассовых поселках «Тюментрансгаза», а также развития медицинского и продовольственного обеспечения поселков. Газета позволила объединить все наши общие интересы и сплотить коллективы».

Наш партком поддержал предложение по организации детского отдыха. С Григорием Николаевичем Поляковым, генеральным директором "Тюментрансгаза" (1986-1996г.г.) плотно сотрудничали по этому вопросу. Первой задачей было строительство дома отдыха и пионерского лагеря в г. Скадовске Херсонской области.

Но построить на украинском берегу Черного моря базы отдыха, так и не удалось. Союз Советских Социалистических Республик распался, и каждая республика превратилась в самостоятельно развивающееся государство. Российская Федерация стала переходить от социалистического на демократический путь развития, по выпуску продукции от государственного заказа на рыночные отношения.

Эта ситуация вначале отрицательно отразилась на экономическом развитии не только России, но и всех стран СНГ. Многие предприятия стали закрываться, начала расти безработица, страны СНГ перестали платить за газ, как и многие российские регионы. В сложном состоянии из-за этого оказался "Газпром". И, чтобы устоять и продолжить развитие, "Тюментрансгаз" стал расширять направления деятельности, беря под свое крыло организации по ремонту энергетического и киповского оборудования, линейной части газопроводов, строительству и эксплуатации водоочистных и канализационных сооружений, котельных.

Виктору Андреевичу Верзилову, работающему в это время начальником отдела главного механика Общества, предложили возглавить ремонтно-наладочное управление на базе КСМНУ, занимавшегося строительством и ремонтом линий электропередач.

Начальник Югорского РНУ

"Надо отдать должное руководству нашего Общества за выбор именно этой кандидатуры, - поделился своим мнением его коллега, бывший главный инженер РНУ Рафаиль Талгатович Рахматуллин. - Виктор Андреевич умеет представительствовать, и это сочетание технического руководителя и общественного деятеля объединились в нем, как в хорошем менеджере. Не только, как в руководителе, ставившем перед собой и подчиненными понятные и решаемые задачи, но и в хорошем наставнике, обучающим нас школе хозяйствования, производственным взаимоотношениям и этике, умению видеть завтрашний день и строить на этой основе работу управления".
Югорское ремонтно-наладочное управление стало многопрофильным предприятием.
Занималось ремонтом и налаживанием всего электрооборудования, электрохимзащиты газопроводов: ЛЭП, станций катодной защиты, распределительных пунктов, трансформаторных подстанций. Делало перемотку электродвигателей и трансформаторов. Вело наладку теплотехнической части котельных, котлов утилизаторов и очистку систем тепловодоснабжения. Занималось бурением глубинных анодных заземлителей и водных скважин, а также пьезометрических, наблюдательных скважин.

Гидрогеологическая группа, кроме наблюдения за всем процессом использования воды филиалами "Газпром трансгаз Югорска", вело инженерные изыскания, маркшейдерскую работу по местности с отбором проб и готовило камеральные отчеты по состоянию карьеров, производственных площадок. С помощью геофизических приборов, спутниковой навигации делало привязку площадок к местности».

"Мы не только бурили водоносные скважины, - говорит В.А. Верзилов, - но и учили эксплуатационников правильно обслуживать их, что позволило в 2-3 раза продлить их срок деятельности. И это тут же дало второй положительный результат, мы стали в несколько раз больше бурить скважин для электрохимзащиты газопроводов, 25-30 штук в год.

На Пунгинском месторождении у нас работал цех подземного ремонта капитальных скважин, руководил которым Юрий Петрович Кульчицкий. Также были созданы четыре полноценных монтажно-наладочных участка в регионах деятельности нашего Общества. Это в Надыме, которым руководил Михаил Юрьевич Леонтьев, в Белоярском - Юрий Ростиславович Барвицкий, в Краснотурьинске - Александр Валентинович Федотов, в Югорске - Юрий Рудольфович Стеньковский. Теплотехническим участком руководил Александр Аркадьевич Чернышов, вентиляционным - Александр Леонидович Грузинин, гидрогеологической службой руководил Сергей Петрович Безруков.

Спасибо руководству «Газпром трансгаз Югорска» оно разрешало мне подбирать специалистов узкой деятельности, обеспечивало их жильем, что позволяло работать нашему управлению с высоким качеством и  полноценно выполнять свои обязательства.

Возьмем, к примеру, такой случай. При строительстве нашего санатория-профилактория мы своими силами построили трансформаторную подстанцию, позволившую обеспечить электроэнергией строительство этого огромного объекта. Мы ее монтировали, налаживали и запустили в работу».

Единоросс

"Виктор Андреевич, долгое время Вы были председателем Югорского местного отделения партии "Единая Россия", работа которого не раз отмечалась на окружном уровне".

"Это опять же заслуга каждого члена нашей партии, а не моя и моих заместителей. Это заслуга людей, которые толкают в жизнь свои идеи. Которые понимают, что если будут сидеть сложа руки, и смотреть на все, что происходит вокруг, то не получат ничего.

После распада СССР, когда я приехал в Киев и встретился со своим другом, человеком высокого уровня, мы разговорились о важности его участия в государственной Раде и принятии политических решений по дальнейшему развитию Украины. Он со мною не соглашался, говорил, что это не его дело. А сегодня считает себя виноватым в том, что тогда оставался только зрителем и не боролся за свои идеи, а теперь, мол, поздно. Я с ним не согласен. Если человек верит в свои идеи, то он должен их продвигать, создавать вокруг себя круг поддерживающих эту идею людей.

И я очень рад тому, что вокруг меня всегда были такие же как и я, активные люди, которым до всего есть дело, которым не безразлично завтрашнее развитие России. Вы посмотрите, как заработали в нашей стране национальные идеи по обеспечению населения жильем, по воспитанию нового поколения, по развитию медицины, аграрной и коммунальной систем. А ведь их проводником стала "Единая Россия" и я горжусь тем, что я был активным членом этой партии, и остаюсь на этой позиции и сегодня, будучи пенсионером».

«Недавно, кстати, мы пенсионеры «Газпром трансгаз Югорска» встретились с новым генеральным директором Петром Михайловичем Созоновым. Многим он знаком, в свое время работал главным инженером «Газпром трансгаз Екатеринбурга». О нем мы слышали хорошие отзывы, как о человеке мобильном и умном, требовательном к себе. Это очень важно, значит, есть уверенность, что наше предприятие будет оставаться, как Алексей Борисович Миллер говорил, «становым хребтом «Газпрома», - улыбнулся Виктор Андреевич Верзилов. – И нам, пенсионерам, он помог. Выделил помещение для Совета ветеранов, проживающих в Москве. Председателем Совета избран Григорий Николаевич Поляков, бывший наш генеральный директор. Его заместителями избран я и Иван Иванович Цюрка. Так что мы и на пенсии остаемся работниками «Газпром трансгаз Югорска» и есть прямая связь с генеральным директором Созоновым».

Казалось бы, вот и все, поговорили с Виктором Андреевичем о насущных делах, пора и расставаться. Но каждая тема, затронутая снова, не отпускала. Было приятно узнать, что многие новости о происходящих событиях в нашем Обществе и в городе Югорске ему хорошо известны не только от своих коллег, а и с электронной версии газеты «Транспорт газа». 

- Так, вот, - жмет мне руку Виктор Андреевич, - я все-таки думаю, что Ангел есть у каждого человека. И Имя ему – Совесть.