Жаль, что время так скоротечно

Иван Цуприков
Читая зарисовки и очерки о ветеранах нашего Общества, невольно приходишь к мнению, насколько похожа их жизнь. В 70-80-х годах приехали в «Тюментрансгаз», в необжитые поселки, на строящиеся производственные объекты. Несмотря на трудности, с которыми встречались, оставались верными своим мечтам: работали, создавали семьи, растили детей...  Но это всего лишь общая канва их жизни. А в отдельности, у каждого она очень разная. Возьмем, к примеру, Вениамина Александровича Михнева, тридцать лет посвятившего себя работе в Пангодинском ЛПУМГ.

Первый цех

«После окончания учебы в Куйбышевском политехническом институте я работал мастером на электростанции на паровых турбинах, - вспоминает Вениамин Александрович Михнев. - В 1976 г. в Тюмени на повышении квалификации мне рассказали о развитии газового комплекса на Севере Тюменской области и пригласили в Надым. Это предложение для меня было очень заманчивым, приблизительно представлял, с какими трудностями придется встретиться. В ноябре 1977 г. приехал в Надым и при выборе, где начинать работать, остановился на Надымском ЛПУМГ, руководил которым тогда Игорь Михайлович Ефремов. Мне была предложена должность инженера КИП на строящейся компрессорной станции в Пангодах.

Поселили в общежитие строителей, где жили и наши первые эксплуатационники ЛПУМГ. Другого жилья еще не было, спали, как в армии, на двухъярусных кроватях. В это время начало поступать оборудование, шла его наладка, и мне удобнее было ночевать в лаборатории КИП, что бы принимать поступающее оборудовании, систематизировать, на какой агрегат оно будет устанавливаться, заниматься его монтажом и наладкой.

Вначале 1978 г. мы приступили к эксплуатации первого цеха. Сколько радости было у нас, когда первый агрегат запустили в работу. Времени, чтобы отпраздновать первый пуск ГПА, не было, впереди второй, третий..., шестой агрегаты. Это была головная компрессорная станция, подключенная к первым двум газопроводам самого крупного месторождения в Советском Союзе - Медвежьего с годовой средней мощностью 72 миллиарда кубометров газа.

Еще чем был уникален этот цех, его шестнадцатимегаваттные турбины ГТК-16, выпущены Свердловским заводом. Каждая из них в сутки транспортировала по 51 миллиону кубов газа. Правда, у этих турбин было много конструктивных недоработок, которые сказывались в нестабильности работы ГПА, в увеличенном расходе масла, еще и машины часто возгорались. К счастью, благодаря четкой работе эксплуатационников, все это проходило без осложнений. Через некоторое время нам совместно с заводом-изготовителем турбин удалась многие проблемы устранить, и мы вышли на нормальные параметры их работы.

Затем пошло освоение месторождения Уренгойское и строительство новых ниток газопроводов: Уренгой-Надым I, Уренгой-Грязовец, Уренгой-Петровск и Уренгой-Новопсков. Первый цех Уренгой-Грязовец был построен в 1981 году. В Пангодинском ЛПУМГ каждый год сдавали по цеху».

Кадры

Строится цех - прибавляются и люди. Первым начальником Перегребненского ЛПУМГ, образовавшегося 14 февраля 1978 г., был Слукин Анатолий Иванович.
«Вместе со мной, - продолжает рассказ В.А. Михнев, - начинали работать инженеры Кузин Сергей Николаевич, Соболев Олег Игоревич, Желдак Виктор Андреевич, Пшеничников Виктор Иванович, Кончич Валерий Иванович. А из работников – машинисты ТК Пайс, Ветвицкий, Щелковский, Русских, Поташко, Кропанцев, слесари Кременчутский, Ветошкин, Даниленко, Дурнев, электрогазосварщик Устинов.
Валерий Иванович Кончич начинал у нас инженером службы ЭХЗ, после - начальником службы ЭВС, а затем главным инженером Пангодинского ЛПУМГ. В начале строительства Хасырейского ЛПУМГ он был назначен его руководителем.

В Хасырейском ЛПУМГ КЦ№1 газопровода Уренгой-Ужгород был пущен в 1983 году, в 1984-ом году - Уренгой-Центр-I и в 1985-ом - Уренгой-Центр-2. Первые работники этого подразделения: начальник КС Кузин, инженеры ГКС Малхасян, Грищенко, инженеры КиП Сердюк, Мхитарян, машинисты Гайбура, Бахтаяров, Пордоус, слесари Метликин, Набока, Гафуров. В июне 1986 года в связи с реорганизацией структурных подразделений в "Тюментрансгазе" Хасырейское ЛПУМГ передается, как отдельная промплощадка в Пангодинское ЛПУМГ. В это время появилась необходимость осваивать Ямбург, и Валерия Ивановича Кончича в 1986 году назначили начальником Ямбургского ЛПУМГ. Это уже третье ЛПУМГ, где он начинал его строительство с нуля. Такая же судьба сложилась и у Олега Игоревича Соболева. Начинал он у нас инженером ГКС, после стал начальником этой службы, затем начальникам Пангодинского ЛПУМГ, потом его переводят на должность начальника Белоярского УМГ.

Я бы не сказал, что у нас кузница кадров "Тюментрансгаза", но отрадно то, что работники нашего ЛПУМГ вложили свой опыт и знания в развитие некоторых подразделений объединения».

Начальник ЛПУ

- Вениамин Александрович, но ведь и у вас в 1984 году могло все измениться, когда вас назначили заместителем начальника Белоярского УМГа. В то время это было крупное управление, в оперативном подчинении которого были все КС Белоярского региона.

- От непредвиденных ситуаций никто не застрахован. Я направлялся на учебу в Новый Уренгой, на ноябрьские праздники завернул в Пангоды – семью перевезти в Белоярский поселок еще не успел, а там ЧП. Компрессорную станцию и поселок газотранспортников в те годы обеспечивала электроэнергией станция ПАЭС-2500. Строители повалили опору, в результате этого произошло короткое замыкание. Компрессорный цех остановился, поселок остался без электроэнергии, а мороз на улице за сорок градусов. 

Генеральный директор Евгений Николаевич Яковлев попросил меня разобраться в этом вопросе и ликвидировать аварию. К этой работе вплотную подключился и начальник Надымского УМГа Н.М. Холин. Помогал во всем.

Сначала мы восстановили подачу электроэнергии, затем запустили цех в работу, и в поселок пошло тепло. После этого генеральный директор предложил мне остаться в Пангодах начальником ЛПУМГ.

Жизнь в те времена была очень трудной, работали круглосуточно. Многие сотрудники привезли в поселок свои семьи, жили в бараках. Потом установили вагон-городки и их переселили туда. Школа была в 12 км от нашего поселка, детей доставляли туда на учебу машинами, в распутицу, когда автомобильная техника не могла туда проехать, подключали в помощь гусеничные трактора.

Потом, в конце 80-х в поселке был введен финский жилой комплекс вместе с домом культуры, спортзалом, с детским садом, с магазинами, и люди туда начали переезжать. Вначале 90-х ввели в эксплуатацию первый пятиэтажный капитальный жилой дом, за ним – второй, третий и так далее. Этому вопросу руководство нашего Общества уделяло особое внимание, что позволило снять накапливающиеся социальные проблемы.

Позже произошло присоединение к Пангодинскому ЛПУМГ Хасырейской КС и ЦДКС. Наше ЛПУМГ стало принимать газ из пяти месторождений Севера Тюменской области – Медвежьего, Уренгойского, Юбилейного, Ямсовейского и Заполярного. С того периода по 2006 год наша станция была загружена по максимуму круглогодично. На остановы цехов для проведения ППР давалось не более 2-3 суток. А за это время сделать все, что запланировано по обслуживанию и ремонту оборудования не удавалось, и поэтому мы определяли первостепенные задачи, и их выполняли. И только в 2007 году, когда нам стали давать на остановку цехов больше времени, мы взялись за полноценное восстановление всех имеющихся вопросов.

И что еще хочется добавить, в нашем Обществе заложена цепочка тесных взаимоотношений между филиалами и всеми отделами аппарата управления и руководством компании. Любой вопрос, поднятый нами, для них никогда не был второстепенным. К его решению подключались специалисты всех уровней, без участия которых его не решить. Ход его выполнения постоянно контролировался. Такой подход всегда радовал».

«Вениамин Александрович, вы прошли большую стройку, руководили очень сложным участком – головной компрессорной станцией, опираясь на кадровый состав. Что скажете о коллективе, работавшем с вами все 30 лет?»

«Вы правильно сказали, опирался. Многих до сих пор помню поименно, от рабочего, до своих заместителей. В годы становления нашего Управления, люди, сталкиваясь с множеством социальных, производственных, семейных проблем, включая и слабое здоровье, не все выдерживали того безостановочного, очень напряженного рабочего ритма. Мы восполняли кадры из других филиалов «Тюментрансгаза», из дочерних обществ Газпрома, а также молодую поросль из вузов, техникумов и профтехучилищ, и высоко ценили каждого из этих специалистов. Благодаря им наше производство всегда было и остается надежным. 

И всем, кто прошел со мной этот путь жизни, я очень благодарен. Много хорошего осталось в памяти: пуски цехов, газопроводов, новоселье, доработка агрегатов, как болели за своих спортсменов и артистах на соревнованиях и фестивалях, как радовались нашим победам. Жаль, что время так скоротечно».

Трудовые заслуги Вениамина Александровича Михнева высоко оценены государством. Он награжден медалями "За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири" в 1991г., "За трудовую доблесть" в 2000 г., медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени в 2008 г. Является ветераном труда газовой промышленности и почётным работником газовой промышленности.

Теперь наша задача не забывать этих людей, их вклад в наше будущее.