Человек широкой души

Иван Цуприков
Сколько раз ни просил разрешения у Юрия Леонидовича Годлевского, начальника Комсомольского ЛПУМГ, написать о нем очерк, всегда получал от него отказ.
«Вы лучше расскажите о Федченко, Духанове, Малине. Это прекрасные инженеры, рационализаторы…», - говорил он и, тут же созвонившись с одним из героев будущего материала, отправлял меня к нему. И как только я в эти моменты пытался вести себя настойчивее, Годлевский настаивал: «Вот когда в Комсомольском ЛПУМГ все агрегаты будут работать надежно, без остановов, как на промплощадках тех, о ком прошу вас написать, тогда не откажусь от очерка о себе». И улыбаясь, пожимал мне руку, давая понять, чтобы зла на него не держал.

Что говорить, Юрий Леонидович из той когорты людей, которая не любит лишней похвалы, «чтобы не зазнаться», или, «чтобы потом пальцем не тыкали». Всегда он жил производством, коллективными заботами. Как семечка, попав в землю, прорастала, превращалась в мощный стебель, поднимавшийся к солнечным лучам и формировавший на себе вверху цветок-корзину, в которой вырастали ароматные и вкусные семечки. «Семечки» и были теми людьми, о которых он просил написать.
Такое отношение Годлевского не раз меня подталкивало к раздумью. Всю свою самостоятельную жизнь после окончания учебы в Одесском нефтяном техникуме по специальности «Эксплуатация нефтегазопроводов, компрессорных станций и подземных хранилищ газа» и службы в армии он посвятил газовой промышленности. 

Демобилизовавшись в 1967 г., работал машинистом компрессорного цеха в Боярском районном управлении УМГ «Киевтрансгаз» на газопроводе Дашава – Киев. В феврале 1969 г. стал инженером по капитальному строительству, в апреле 1972 г. – старшим инженером по капитальному строительству и оборудованию. Без отрыва от производства учился на вечернем отделении в Ивано-Франковском институте Нефти и газа и, получив диплом, в 1975 г. был приглашен на должность сменного инженера в Комсомольское ЛПУМГ ГП «Тюментрансгаз» (ныне ООО «Газпром трансгаз Югорск») на новый только введенный в эксплуатацию с «шестерочными» агрегатами компрессорный цех.

В том периоде в Комсомольском ЛПУМГ работало три компрессорных цеха с агрегатами ГТ-6-750 на газопроводах Игрим-Серов-Нижний Тагил, с лупингом СРТО-Урал II и Надым-Пунга-Н.Тура. Опыт, приобретенный Юрием Леонидовичем в Боярском РУ, наработки по повышению надежности ГПА были с пользой внедрены здесь. В цехах создался крепкий костяк рационализаторов, большое внимание уделялось обучению персонала и его тренировкам по локализации различных аварийных ситуаций на КС.
В июле 1976 г. Юрий Леонидович был назначен старшим инженером по ремонту КЦ-3, в апреле 1977 г. - исполняющим обязанности начальника компрессорной станции №3, а в феврале следующего года - ее начальником.

В этом периоде на КС-3 Комсомольского ЛПУМГ начиналось строительство двух компрессорных цехов с газоперекачивающими агрегатами ГТК-10-4 на газопроводах Уренгой-Петровск и Уренгой-Новопсков. Агрегаты новые, более мощные. Юрий Леонидович большое внимание уделял ходу строительства и монтажа оборудования, его пуско-наладке. На станцию были приглашены специалисты из других КС, где эти машины уже эксплуатировались, что позволило снять часть вопросов, которые могли возникнуть при их пуско-наладке.   

Первый цех был пущен в 1980 году. В июле 1980 г. Владимир Алексеевич Ряжских, начальник Комсомольского ЛПУМГ (1978 - 1997г.г.) назначает Годлевского своим заместителем по эксплуатации.

«В год сдавались по одному-два газопровода, по одному-два цеха. Строились сразу несколько газокомпрессорных станций: Комсомольская, Ужгородская, Ново-Комсомольская, Узюм-Юганская. Все оборудование нужно было принимать, налаживать, - вспоминал В.А. Ряжских. – Юрия Леонидовича Годлевского я хорошо знал с 1975 года, он проявил себя грамотным специалистом, стремившимся к полноценному изучению оборудования, что очень важно в эксплуатации. И еще что мне в нем нравилось, он никогда не был сторонником конфликтов, что располагало к хорошим взаимоотношениям как внутри коллектива, так и с представителями подрядных организаций, строивших компрессорные цеха. И чего бы это ни стоило, он добивался от строителей устранения замечаний, проектных недоработок».

«Строители работали круглосуточно и мы вместе с ними, - вспоминает Сергей Владимирович Малин, начальник Комсомольского ЛПУМГ (2007 - 2014 г.г.). – У меня уже был опыт эксплуатации агрегатов ГТК-10-4, приобретенный в Сорумском ЛПУМГ. Вместе с Годлевским, Ряжских мы контролировали ведение монтажа оборудования, его пуско-наладку. После ввода компрессорных цехов строители всегда оставляли после себя много недоделок, и на наши плечи ложилось их решение.

В 1982 году меня перевели на строящуюся КС-11 «Ужгородскую». На газопроводе Уренгой-Ужгород строились два цеха с импортным оборудованием, которые нужно было ввести их в сжатые сроки. Мы со строителями, монтажными организациями работали наравне. Рабочие, инженеры, управленцы – все тогда работали в одной связке. В 1985 году мы сдали первый цех, в 1986г. – второй, КЦ №4. Потом сразу же за ним началось строительство отечественных компрессорных цехов с «десяточными» агрегатами, которые вводились намного быстрее. Юрий Леонидович Годлевский, несмотря на свою занятость, казалось, всегда, был рядом с нами. Как он успевал побывать в течение дня и на других строящихся объектах,  только ему известно.

Кстати, - добавляет С.В. Малин, - Юрий Леонидович четыре срока подряд - с 1976 г по 1980 г. - избирался в нашем ЛПУМГ председателем месткома (профкома), в 1983 г. - секретарем партийной организации. Это, в первую очередь, говорит о том, с каким уважением к нему относились люди».

В октябре 1986 г. Ю.Л. Годлевский был назначен начальником Ново-Комсомольского ЛПУМГ, в котором эксплуатировались две промплощадки - КС-20 Ново-Комсомольская и Узюм-Юганская. А в мае 1989 г. после того, как было принято решение объединить Ново-Комсомольское ЛПУМГ с Комсомольским, Годлевский был избран трудовым коллективом начальником Комсомольского управления.

Комсомольское ЛПУМГ после объединения стало самым крупным линейным управлением в ООО «Газпром трансгаз Югорск». Протяженность магистральных газопроводов в зоне обслуживания ЛПУМГ составляет  2338,6 км, 17 компрессорных цехов, из которых 15 были построены с участием Ю.Л. Годлевского.

«С Юрием Леонидовичем, несмотря на его высокую требовательность, было всегда легко работать, - вспоминает начальник ГКС Узюм-Юганская Александр Иванович Тараторин. – Он понимал, для того, чтобы хорошо работал коллектив в условиях вахтового способа, ему нужно создать хорошие условия для жизни. И Годлевский все это делал. При нем на нашей КС было построено трехэтажное общежитие, в котором находились игровой спортивный и тренажерный залы, бильярдная, на промплощадке были созданы хорошие бытовые условия для персонала. А когда люди видят заботу о себе, то и работают с огоньком».

«А мне больше всего запомнилось уважение Ю.Л. Годлевского к пенсионерам, - говорит председатель профкома Комсомольского ЛПУМГ Константин Анатольевич Кутуев. – Он требовал от всех руководителей служб, участков, чтобы о них не забывали. И мы всегда знали, кто как живет из наших пенсионеров, кому нужно оказать помощь в ремонте квартиры, кому необходимо пройти курс лечения в профилактории, кому нужно съездить и отдохнуть в санатории или полечиться в медучреждении. Он говорил: «Не забывайте, что и вы станете пенсионерами, и если о вас тут же забудут, то вам будет очень тяжело переживать это».

«Юрий Леонидович Годлевский большое внимание уделял подготовке кадров, не только их техническому обучению, но и повышению статуса инженерной профессии, - рассказывает Игорь Борисович Леппик, начальник ГКС-20 Ново-Комсомольская. – После окончания учебы в вузе я начал работать машинистом. Через полтора года мне предложили участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности сменного инженера. То есть, меня не просто назначили, а предоставили возможность вместе с другими моими коллегами участвовать в конкурсе. Мне повезло, я стал сменным инженером. Юрий Леонидович постоянно следил за специалистами, их техническим ростом.

В 2001 году я снова участвовал в конкурсе на должность старшего сменного инженера в КЦ №4-5 на КС-3. Победил. А в октябре, после очередного экзамена, меня перевели на ГКС-20 инженером по ремонту компрессорного цеха №7, на котором проводилась реконструкция оборудования: ГТН-25/76 Невского завода заменялись на более современные агрегаты ГПА-25/76 ДН-80.

Юрий Леонидович всегда оставался одним из моих наставников, как и у многих других моих коллег».

Сын Юрия Леонидовича Андрей Юрьевич после окончания учебы в вузе прошел ту же школу, как и многие инженеры Комсомольского ЛПУМГ. Начинал работать машинистом, участвовал в конкурсах на вакантные инженерные должности. Он ничем не отличался от своих коллег и товарищей по работе.

«Когда ты перед собой ставишь цель, то нужно упорно стремиться к ней, приобретая новые знания и опыт. Это слова моего отца, которые и стали для меня основой в карьерном росте, - говорит заместитель генерального директора ООО «Газпром трансгаз Югорск» А.Ю. Годлевский. – Для меня отец был и остается всегда и во всем примером. Он жил на производстве, он жил производством.

Я видел, с каким уважением к нему относились люди, и как он вместе с ними искал решение возникающих вопросов. Неважно с чем это было связано - с производством, или с социальными направлениями. Он как и все переживал и болел за идею, а когда находился путь ее решения, открыто радовался вместе со всеми.

Я старался всегда быть похожим на своего отца, опирался на знания и опыт высококвалифицированных рабочих и специалистов, с которыми трудился рядом. Я понимал, что нужно работать в команде, только ей по силам решать поставленные задачи. И это доказало время, когда, будучи начальником ГКС занимался реконструкцией компрессорных цехов на КС-20 Комсомольского ЛПУМГ; работая главным инженером Таежного ЛПУМГ - вводил компрессорные цеха №9-10; и потом, когда стал начальником Бобровского ЛПУМГ, и сейчас -заместителем генерального директора Общества «Газпром трансгаз Югорск» (Сейчас А.Ю. Годлевский главный инженер ООО «Газпром трансгаз Саратов»). Я всегда дорожу людьми, доверяю им, и в то же время стараюсь в чем-то быть для них примером, как делал мой отец».

За время работы Ю.Л. Годлевского начальником Комсомольского ЛПУМГ этот филиал в Обществе «Газпром трансгаз Югорск» не раз становился победителем конкурса высокой культуры производства. За творческие и организаторские успехи Юрий Леонидович Годлевский становился победителем конкурсов «Черное золото Югры» Ханты-Мансийского автономного округа в номинации «Лучший начальник линейного производственного управления», и в ООО «Тюментрансгаз» в номинациях «Лучший руководитель по работе с молодыми специалистами» в 2001 г. и «Лучшим руководителем 2002 г. по организации высокой культуры производства».

За высокие производственные заслуги Ю.Л. Годлевский награжден медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» (1991 г.); удостоен званий «Заслуженный работник нефтегазодобывающей промышленности Ханты-Мансийского автономного округа» (2000 г.), «Почетный работник газовой промышленности (1996 г.), Почетной грамоты Мингазпрома СССР и ЦК профсоюза отрасли (1989 г.), нагрудного знака «Отличник газовой промышленности» (1990 г.).

В 2004 г. Юрий Леонидович ушел на пенсию и продолжал заниматься общественной работой – был депутатом  Югорской Думы третьего созыва, (в первый раз избирался депутатом в 1996 году).

Сегодня он живет в Винницкой области. Всегда с радостью встречает своих коллег, с которыми он много-много лет проработал в Комсомольском ЛПУМГ и в «Газпром трансгаз Югорске». И всегда передает своему родному коллективу большой привет.