Санька и Ника или история удивительной дружбы - 3

Ладо Булах
... - А дальше,папка?! Что было дальше?! -выпалила София.

-Да,что было дальше?! Вы узнали кто была та таинственная Л.К.?! -хором выпалили Лизонька,Коля -младший и Митяйка.

-Сыну,та расскажи этим шибай-головам ще трошки*! Ач,як оченятка у них засвитылыся*! -ласково сказала мама.

-Расскажи им,сынку,а я покуда нашу приспособу для ялынки* приготовлю!-улыбнувшись в роскошные усы,сказал отец.

-Сань,а ты помнишь как мы отчаянно с Нюрой пытались раскопать то,что привлекло наше внимание? От знаете пострелята,мы случайно обратили с Нюрой на тую кучу что как гора высилась у мусорных баков! Всё было старое но целёхонькое и бережно хранимое! Мы сразу узнали откуда это всё добро! Потому нашли чистые листы картона,положили на травку поблизости и давай тую кучу раскапывать! Что самое хорошее то клали на те самые листы картона! И вот когда мы кучу тую добряче* разгребли тогда и заметили то ,что и привлекло наше внимание!-сказал Гриша,проверяя электрогирлянды.

-Отак усе й було*,сокровища вы наши! Мы с Гришей в песочнице возились,ну маленькие ж были,шо зробыш*! Ну и я сама не знаю як так вышло что я заметила у мусорных баков тую здоровенную кучу и смыкнула* Гришу за рукав и мы обомлели! Ведь мы это всё видели! И не раз! Потому и бросились туда! И нам,шмакодявкам малюпусеньким хватило ума начать спасать всё самое лучшее! Санька,расскажи як всё было! А то скоро Ириша с Яриком и сорванцами Милой и Костиком пожалуют! Мила с Костиком прошляпили что надо вовремя порядок на головах наводить от и заросли дай Боже! Ну ничего,приедут,ми вже тут дамо раду* ихним гривам! -весело сказала Нюра,ловко вынимая ватрушки из печи.

-Ага,точно! Мила с Костиком звонили по вайберу,сказали что скоро приедут! А на головах у них мама дорогая шо творится! Ну они ж приболели вот и вышло так! Ну да ничего,приедут и будут у нас как огурчики,аккурат банька протопится как следует! А мы им потом всё расскажем,и дальше все вместе слушать будем! -хором наперебой выпалили дети.

Я улыбнулся и починяя их любимую игрушку,большую лошадку,тоже из нашего дтества,продолжил рассказ...

...Мы, признаться, здорово напугались не обнаружив Нюру и Гришаньку в песочнице! Я уже думал что их увёл кто-то куда-то! А тут нате вам! Пыхтят они как два паровозика отчаянно пытаясь что-то из той громадной кучи вытащить, а рядом на чистых листах картона аккуратно стопочками лежали книги, папки и... Шкатулочка, красного дерева, резная, а на крышке красовался красивейший вензель "Л.К."! У нас челюсти отвисли! Мы бросились к малышам и общими усилиями вытащили большущий фотоальбом в бархатной голубой обложке, тяжелый, а на обложке тот же красивейший вензель "Л.К."! Удивлению нашему не было предела! На книга и папка стояла самодельная печать "Из собрания С.В.Гриневского" Мы сразу поняли откуда это. В соседнем с нашим парадном жил историк и исследователь, профессор Гриневский Святослав Владимирович, он научил нас играть в шашки и в шахматы и эти две игры, особенно шахматы стали нашей страстью. Мы дружили с его внуками двенадцатилетним Костиком и нашей ровесницей и одноклассницей Светой. Костя и Света хоть и были двоюродными братиком и сестричкой но жили как родные. Мама Костика умерла при родах и его воспитывала тётя, Янина Святославовна, родная сестра его деспотичного отца, сына Святослава Владимировича , Борислава. Муж тёти Янины , дядя Ян, или Янек, как он предпочитал, был очень добрый, мы рыбачили с ним часто, он многому полезному нас научил. За восемь месяцев до описываемых мною событий мы отметили 70 - летие Святослава Владимировича. Он тогда отозвал меня в свой кабинет и указав на своё собрание , бережно им хранимое, сказал:

-Сашуня, милый мой мальчик, когда меня не станет это всё достанется тебе! Ты сможешь закончить то, над чем я трудился более 60-ти лет! Ещё таким же мальчишкой как и ты , я начал интересоваться историей, подлинной историей нашего края, и мне попалась история одной девочки, жившей здесь больше ста лет тому назад. Ты конечно понимаешь о чём я, верно? Обещай мне что ты закончишь то, над чем я работал почти всю свою жизнь. Мне не долго осталось, но... молчи! Никому ни слова об этом! Ни единого слова! Когда меня не станет всё это станет твоим, я позаботился об этом! Но боюсь мой сын, который опозорил мой род, может уничтожить дело всей моей жизни! Не допусти этого, мой мальчик! И позаботься о Костике и Светочке! Будьте счастливы , деточки! Будьте счастливы!...- и заплакал...

Я дал слово что всё сделаю и мы со Святославом Владимировичем вернулись к гостям.  А через два месяца Святослава Владимировича не стало... На тётю Янину, Костика и Свету страшно было смотреть! Зато дядя Борислав торжествовал! По лицу его это было видно! Святослава Владимировича похоронили рядом с женой Розалией Константиновной, и мамой Костика, тётей Полиной. Так он завещал. Розалия Константиновна не смогла пережить смерть любимой невестки Полины.... И вот, полгода спустя Борислав, вступив в права наследства, нагло завладел квартирой отца и выкинул на помойку все его вещи! Мы стали думать куда бы их деть, жалко ведь! И вдруг..

-Оце так!* Это как понимать?! Батюшки мои! Так это ж Владимировича покойного вещи! Так, диткы*, швыденько*несите всё ко мне в каморку! Давайте, мои хорошие, а то дождь от-от пойдет! - раздался зычный сперва удивлённый, а потом ласковый голос дворничихи тёти Маши.

Тётя Маша жила так же в соседнем парадном, мы дружили с её детьми Вовкой, ровесником Костика и нашей одноклассницей Катюшей. Муж тёти Маши, дядя Вася, был жестоким и деспотичным, часто пил по чёрному , бил жестоко и тётю Машу и Вовку с Катюшей. Сколько было раз, когда весь двор будили посреди ночи страшные крики тёти Маши. Сколько раз она и ребята прибегали к нам посреди ночи ища спасения. Вовка и Катюша не раз в одних трусиках к нам прибегали до смерти напуганные. В тот день они катались на великах и были в шортиках и футболках и в сандаликах. Они поставили велики в каморку своей мамы и стали помогать нам таскать всё в каморку. Мы работали не помня себя и не покладая рук, но успели таки всё перенести! И вдруг как гром среди ясного неба появился зарёванный в одних трусиках, но с чемоданом и рюкзаком напуганный Костик...

-Господи,Костик, шо сталося?* У тебя такой вид, будто за тобой тысяча чортив жэнуться!*- воскликнул я

-Ой,Санька,ребята, батько* будто с цепи сорвался, всё из дедушкиного кабинета на помойку выбросил, а ведь дедушка хотел тебе всё передать! А меня он в училище, в суворовское отправить хочет, а я не хочу! Не хочу! - чуть не плача ответил он.

-Костик, всё что было у дедушки здесь, смотри! Мы вовремя успели всё спасти! Спасибо Нюрочке и Гришаньке!- улыбнувшись ответил я.

-Да, мы пелвые заметли ту куцу и блосились спасать всё. Мы зе были у тебя в гостях и слазу понял откуда столько добла! А ты цего в тлусиках?! Бозе, твой папаня побил тебя, да?! - хором выпалили малыши и ахнули в конце, увидев полосы багрово синие на спинке и ножках Костика.
Он был маленький , худенький, ножки тоненькие как у оленёнка, ему ну никак нельзя было дать его 12 лет!

-Да, папаня выпил и когда я из школы музыкальной домой пришел , он заявил что отправит меня в суворовское училище чтоб из меня там мужчину сделали, а когда я возразил ему он меня шнуром от утюга выпорол и ушел пить с дружками своими. А я собрал вещи и как был убежал! Вот... Ой, я ещё флейту свою забрал! Ой как хорошо что вы всё спасли!- ответил Костик.

-От шо то за зверь, а? Батько его, твой дед, Костик, золотой человек был, а он... Тьфу! От я дам те,Санечка ключ от этой каморки и потом с ребятами всё к себе перевезёшь! - сказала тётя Маша.

-Добре, тёть Маш! Спасибо! - ответил я.

Мы пили чай и пережидали дождь. Надо отдать должное малышам, игрушки свои они в песочнице не забыли, а аккуратно сложив забрали с собой и когда мы забирали добро в каморку тёти Маши, они не забыли и свои игрушки! ....

...Через несколько дней мы всё перенесли сюда, разобрались что к чему, а Костика забрала тётя Янина. Они живут недалеко от нас. Костик стал носить двойную фамилию Гриневский - Бойчук и отчество Янович. Чему и он и мы были только рады. Ну и Вовка со Светой у нас часто бывают...

... Ника выслушала всё это, попивая чай с печеньем, очень внимательно. А потом вдруг спросила :

-А вы узнали кто была так девочка и что с ней стало? - .

-Конечно, Никусь, узнали! Я сейчас покажу тебе её, вы с ней похожи, вот если тебя под машинку подстричь, вы будете с ней один в один! - улыбнувшись ответил я.

-Правда? Покажи, Санечка! - воскликнула Ника.

И я взял в руки тот самый фотоальбом, что лежит на столике возле меня сейчас... Смотрите и слушайте дальше!- тут я закончил чинить лошадку, попил воды и раскрыл альбом .

Уже на первой странице оказалось фото девочки лет девяти на вид, стриженой под ноль, в красивом платьице , очень симпатичной. Я улыбнулся и продолжил:

-...-Как вы думаете, на кого эта девочка похожа? А?

Дети внимательно посмотрели и, ахнув, хором выпалили:

-Это же... Она один в один как мама! Как тётя Ника! Но как?! Как такое возможно?!

-Угадали, зайчики! Мы с этой девочкой одно лицо! Вот взгляните! - сказала Ника и положила рядом своё фото, а затем добавила:

-Это сразу как меня подстригли! Я захотела так сама!

-Мамма миа! Одно лицо! А как это?! Как?! - удивлённо хором выпалили дети.

-Сейчас всё узнаете! Вот взгляните на это фото, это та же девочка но с младшей своей сестрёнкой! - ласково сказал я и показал фото где девочки наголо стриженые сидят на скамейке в саду.

-Хм! Знакомое фото! Где-то мы его уже видели? Да, ребята? - удивлённо сказала Софийка.

- Точно, Софийка, твоя правда! - ответил Коля - младший.

-Ага,точно! Слушайте-е-е! Да ведь у нас где-то есть точно такое же фото! - вдруг выпалила Лизонька.

-Да, точно!- добавил Митяй.

-Верно! Вот , смотрите! - улыбнувшись ответил я и положил рядом точно такое же фото.

-Абалдеть! Это же... - только и смогли вымолвить дети.

-Знакомьтесь, это Лина и Феня Коблянские! Точнее Кублянские, путаница с буквами "О" и "У"в фамилии случилась по вине одного чиновника, допустившего ошибку.  Ваши прапрабабушки! Да-да! Лина была старшей сестрой вашей прапрабабушки Фионы Афанасьевны! Лина родилась 6, а по новому стилю 19 июня 1870 года, здесь ей 8 лет. А Феня, Фиона Афанасьевна, родилась четырьмя годами позже, 10, а по новому стилю 23 апреля 1874 года. Когда я родился , Фионе Афанасьевне было уже почти 100 лет, умерла она в возрасте 106 лет. Но она многому успела меня научить, она обладала удивительно светлым умом и феноменальной памятью. Лина была болезненным ребёнком. Она была четвёртым ребёнком в семье купца первой гильдии, мецената и филантропа Афанасия Кузьмича Кублянского и его супруги, Агриппины Клементьевны,урождённой Бунчук. К тому времени у них уже были три сына, Фёдор, Михаил и Василий. Афанасий Кузьмич владел пивоваренным заводом, ткацкой мануфактурой и стекольным заводом. Он построил на свои деньги храм Петра и Павла, приезжий двор возле базара, а также дом, тот самый, где ныне - детский сад, а раньше там была школа для простых детей и позже,после Октябрьской революции - детский дом, а позже там поместился, и до ныне там находится, детский сад... Алина часто болела и отец возил её за границу, на лечение. А когда родилась Феня то тем более занялся ею... Но болезнь, туберкулёз, костный, прогрессировала. Поэтому летом 1878 года семья уехала в Германию, в Баден-Баден, а здесь управлять всем остался старший сын - Фёдор Афанасьевич...

Я умолк чтоб попить воды, дети слушали , разинув ротики и затаив дыхание...

....-Их было четверо друзей, Лина Кублянская, Ярослава, она же Яся, Думанская, дочь предводителя местного дворянства, Антон, он же Тоша, Деменко, сын владельца скорняжной мастерской и Дмитрий, он же Митя, Верченко, сын местного конезаводчика. Лина заботилась о малышке Фене, и братья любили сестрёнок и всегда защищали их. Дети любили всё исследовать и изучать и заводилой, не смотря на болезнь была Лина. Тогда в библиотеке отца она нашла одну книгу, а в ней то ли карту, то ли схему... И девочка показала находку отцу и друзьям. Афанасий Кузьмич сказал:

-Ох, дети! В этих краях много легенд ходит, но вы ищите и быть может , обрящете!

И дети искали, искали , пока Алина не слегла и пока дети не поссорились... Случилось всё из-за... Впрочем, сейчас всё поймёте! Итак, дети собрались в комнате у Алины.

-Тоша, зачем?! Зачем  ты это сделал?! Зачем ты украл книгу?! Как ты мог?! - негодующе вскричала Лина.

-Лина, я... я не знаю... Не знаю якый гедзь мене вкусыв!* Честно! - ответил Тоша.

-Эх ты.. А ещё друг называется!.... Натовкты б тоби пыку зараз!*- сердито сказал Митя.

-Ох, Тоша, от кого -кого, но от тебя такои пидлоты* мы не ожидали! воскликнула Яся.

-Уходи,Тоша! Видеть тебя больше не хочу! Забырайся геть!*- гневно сказала Лина.

-Забырайся пид тры чорты!* Ну! - грозно сказал Митяй.

-Згынь, щоб очи наши тэбэ не бачылы!* Чего как столб стоишь? Згынь! - гневно выпалила Яся.

Тоша понял что ребята его не простят. И потому, понурив голову ушел. А случилось вот что...

..Тоша, воспользовавшись тем, что Кублянские ушли на ярмарку, проник в дом и украл ту самую книгу. Но когда уходил, попался, и его отец его нещадно выпорол. Когда об этом узнали остальные ребята тогда и случился тот самый разговор...

...-Ребят, мы уезжаем в Германию, меня лечить, не знаю, вернусь ли я... Но мне жаль что один из нас оказался никчемным человеком! Очень жаль... Кто знает что будет дальше! Я чувствую что болезнь как червяк изнутри съедает меня. Я напишу письмо тем, кто спустя годы всё раскроет и узнает!

-Лина, Линочка, как же так?! Ты пиши нам! Пожалуйста! - в слезах произнесла Яся.

-Да, пиши нам, Лина!- сказал заплакав Митя.

Дети обнялись и долго сидели всхлипывая... Затем Лина написала три послания и спрятала в разных местах. А через неделю она с сестрёнкой Феней уехала, уехала навсегда.... Феня вернулась домой в 1905 - м году, а Лина... Лина умерла 4 , а по новому стилю, 17 августа 1892 года, ей было всего 22 года... Смерть любимой сестры глубоко потрясла Фиону, она долго, три года  болела, и поправившись вернулась домой, где познакомилась со Свиридом Карповичем Кудлаем, они полюбили друг друга и в июле 1895 года поженились, обвенчавшись в храме Петра и Павла. Фионе Афанасьевне был 21 год , Свириду Карповичу 27. Свирид Карпович владел скобяной мастерской, известной на всю округу.  В 1898 году родился Григорий Свиридович, в 1902-м - Анна Свиридовна, а в 1908 -м - Савелий Свиридович. А потом ... Потом Первая Мировая, две революции, Гражданская война, Фёдор , Михаил и Василий сгинули в лихолетье том... Что с ними стало неизвестно... Архивы и сейчас закрыты, многое до сих пор засекречено... Тоша тоже сгинул в то лихолетье... Митя женился на Ясе и они уехали во Францию и их следы там и теряются... В 1916 году Григорий Свиридович, тогда 18-ти лет от роду женился на Степаниде Герасимовне Соколюк, старшей дочери владельца хлебозавода, ей тоже 18 тогда было,  и в апреле 1917 года у них родился сын, Пётр Григорьевич, а в 1919-м - дочь, Татьяна, а в 1922-м сын - Артём, а в 1925-м дочь Галина. Фиона Афанасьевна и Свирид Карпович, а он имел полный бант Егориев, как он говорил, то есть был полным кавалером георгиевского креста, внуков обожали. Их дочь Анна умерла от тифа в 1920 году, так и не успев выйти замуж... Савелий Свиридович женился в 1930 году на Анастасии Дмитриевне Смелянской, дочери директора ремесленного училища. У них родилось пятеро детей - Мирон, Андрей, он же Андрон, Егор, Евдокия и Аглая. Семья чудом пережила страшный голод 1932 - 33 годов, красный террор, и в 1941 началась война... В доме Кублянских, до войны с 1923 года был сперва санаторий детский, после войны и до 1956 года там размещался детский дом, а с 1956 гола и поныне там размещается детский сад номер 232 "Звонкие голоса" .

Я умолк, дети удивлённо смотрели на меня.

-Пап, а как вы всё это узнали? Мам, а как ты решилась так постричься? - вдруг спростила Софийка.

-О, расскажите нам всё! Пожалуйста! - хором попросили Коля - младший, Лизонька и Митяй.

-Вы всё узнаете, зайчата! Но скоро гости приедут! Надо их встречать! - ласково ответила Ника.

-Ой, точно!- хором ответили дети.

-Вот и хорошо! Тем более они привезут нечто очень интересное! - улыбнувшись ответил я.

-Вива-а-а-а-ат! -хором ответили дети.

Мы продолжили готовиться встречать Новый Год, тем паче что гости не заставили себя долго ждать...

*
ще трошки - ещё немножко
отак все й було - вот так всё  и было
Ач, як оченятка у ных засвитылыся! - Ишь, как глазки у них загорелись!
ялынка - ёлка
добряче - хорошенько
дамо раду - дадим лад
шо зробыш - что поделаешь
смыкнула - дёрнула
Оце так! - Вот это да!
диткы - детки
швыденько - быстренько
батько - отец
шо сталося? - что случилось?
тысяча чотрив жэнуться - тысяча чертей гонятся
Не знаю якый гедзь мене вкусыв - Не знаю какая муха меня укусила
Натовкты б тоби пыку зараз - набить бы тебе морду сейчас
Забырайся пид тры чорты - Убирайся ко всем чертям
такои пидлоты - такой подлости
Забырайся геть - Убирайся вон
Згынь щоб очи наши тебэ не бачылы - Сгинь чтоб глаза наши тебя не видели