15. Иосиф Волоцкий

Полина Ребенина
Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) жил во времена правления великого московского князя Ивана 111, а затем Василия 11. Он прославился борьбой с ересью, захлестнувшей в те годы Русь и сражением за чистоту православия.

Иван Санин родился 31 октября 1439 года в дворянской семье. Его отец владел селом Язвище, недалеко от Волока Ламского (ныне — город Волоколамск) и состоял на службе у удельного князя Бориса Волоцкого. В семилетнем возрасте Иван поступил в учение к старцу Волоколамской обители Арсению Леженке. Талантливый отрок всего за один год изучил Псалтирь. Еще за год — Священное Писание. Впоследствии Псалтирь, Евангелие и Апостол он читал наизусть.

В двадцатилетнем возрасте юноша принял монашеский постриг с именем Иосиф в честь подвижника Иосифа Прекрасного. Восемнадцать лет Иосиф Волоцкий прожил в Боровском монастыре под руководством старца Пафнутия. Пятнадцать лет вместе с Иосифом в келье жил его тяжелобольной отец, за которым он ухаживал до самой кончины. Иосиф с такой любовью ухаживал за отцом, что все больные, находящиеся на попечении монахов монастыря, просили именно Иосифа ухаживать за ними. Позднее мать, братья и племянники Иосифа также приняли постриг.

В монастыре Иосиф стал не только чтецом и певцом во время богослужения, но экклесиархом (уставщиком). После смерти старца Пафнутия Боровского, согласно его завещанию, а также по настоянию великого князя Ивана III и «по умолению братии» игуменом монастыря стал Иосиф. Иосиф имел твердое намерение установить в обители строгий общежительный устав, такой как в Киево-Печерском или Троице-Сергиевом монастырях. Но монахи не выдержали строгости, воспротивились, и в 1479 году Иосиф оставил игуменство.

Два года Иосиф Волоцкий вместе со старцем Герасимом Черным странствовал, посещая различные монастыри. Считается, что в Кирилло-Белозерской обители он познакомился с Нилом Сорским, с которым впоследствии много и ярко дискутировал.

При поддержке князя Бориса Волоцкого Иосиф основал новый монастырь Успения Богородицы на Волоке Ламском. Князь Борис и его супруга поддерживали обитель, доставляли продукты, пожаловали во владение монастыря несколько деревень. Впоследствии он получил название Иосифо-Волоцкий монастырь.

Обитель жила по строгому уставу. За образец жительства Иосиф принял общежительный устав Кирилло-Белозерского монастыря. Женщин в обитель не допускали совсем. Иосиф однажды даже собственную мать не принял, чтобы не смущать братию. Ели все один раз в день, независимо от тяжести послушания, а в келье им не дозволялось держать даже «пития». Зимой носили ту же рясу что и летом. Многие монахи не выдерживали такой суровой жизни и уходили. Уходя, и признавая тем самым свою немощь, они не обижались на строгого игумена. Некоторые, напротив, поносили Иосифа, писали кляузы князю Иоанну 111. Однако произошел естественный духовный отбор, который вскоре принес свои плоды: многие ушли, зато остались настоящие, такие же как Иосиф.

Иосиф Волоцкий, даже будучи настоятелем, всегда принимал участие в монастырских трудах, даже самых тяжелых. А по ночам он занимался перепиской богослужебных и святоотеческих книг. Иосиф был прекрасным каллиграфом. Все монахи обители также были переписчиками книг. В монастыре была собрана уникальная по тем временам библиотека — более 1000 рукописей. В середине XIX века библиотека пополнила фонды Московской духовной академии.

По отношению к монастырскому землевладению для Иосифа вопрос стоял так: личная бедность монаха должна сочетаться с коллективным богатством монастыря, которое расходуется, прежде всего на благотворительность: на помощь бедным, на школьную и книжную деятельность, устроение больниц и богаделен, скрипториев и иконописных мастерских. У Иосифа в монастыре тысячи крестьян кормились в голодные годы. Монастырь был не стяжателем, а распределителем полученных и созданных трудом насельников благ.

***
Знаменательные события произошли в 70-х годах 15-го века. В 1470 году в Новгород прибыл иудейский проповедник Захария. Он и его единомышленники (новгородские священники Денис, Алексей и прочие) склоняли малодушных к отрицанию основных догматов Православия, к отказу от почитания Святых и отрицанию Таинств Церкви. Эти усилия давали свои плоды. Правители Новгорода Великого стали отворачиваться от православия и готовить предательский союз с прокатолической Литвой. Новгородские бояре решили сделать Новгород автономной частью Литвы. Уже и кандидатура князя была: родственник Казимира IV князь Киевский Михаил Олелькович.

Но почему же вдруг возникло у свободолюбивых новгородцев такое странное желание? Отчего им вдруг надоело жить в суверенном государстве и захотелось стать вассалами Литвы, с которой олни до этого постоянно воевали? Ответ очевиден- возникновение в Новгороде сильной пролитовской партии, которая и обратилась за помощью к Казимиру, великому князю литовскому и королю Польши.

Это сподвигло Ивана 111 в 1471 году выступить против Великого Новгорода. О причинах этого повествуют два памятника - Московская летопись в великокняжеском своде и "Словеса избранна от святых писаний" в летописях Софийско-Львовской и Новгородской IV по списку Дубровского. В московской летописи говорится о миролюбии и долготерпении московского князя; о "старине", то есть традиционности подчинения Новгорода великому князю. Вспомним, кто защищал Новгород от шведов и тевтонцев, как известно это был русский князь Александр Невский. И новгородцы нарушили эту традиционную "старину". И самое главное, что поход против Новгорода- это был не только поход против изменников государства, но и против отступников православной веры.

Зная это жители жители Московского княжества в гневе восклицали: "Разве новгородцы теперь нам братья? Любой инородец, признающий власть нашего государя нам ближе, чем они!"

***   
Новгородская секта привлекла в свои ряды и часть московского чиновничества. Их интересовали не столько религиозные вопросы, как оккультизм и ложная мистика, в которые облекали свое учение еретики. Вероятно, как и часть нынешней богемы, людей завлекали в ряды секты учением Каббалы. В итоге в секте сосредоточилась публика, которая была объединена оппозиционным настроем по отношению к Православной Церкви, к ее иерархии и церковной традиции в целом. Очевидно, что в секте "жидовствующих" причудливо сочетались элементы религиозного и социально-политического вольнодумства, оккультизма и астрологии. В общем, приманки были на любой вкус.

Многие приближенные Великого князя Ивана 111 впали в ересь. Даже митрополит Московский Зосима присоединился к еретикам. Невестка Иоанна III, Елена Волошанка, чей сын должен был стать наследником престола, стала покровительницей «жидовствующих». Да что говорить, даже человек, должность которого можно соотнести с должностью министра иностранных дел, Федор Курицын поддержал еретиков.

То главное, чем прославился Иосиф Волоцкий- это его борьба за чистоту православия. Он обличал разного рода ереси в это трудное для Русской Церкви время. Иосиф Волоцкий — совершенно уникальный русский преподобный того времени. Он единственный оставил после себя столь обширное литературное наследие, перо стало его оружием борьбы. 

Особенностью русского монашества его "золотого века" - 2-й половины XIV — 1-й половины XV в. было то, что иноки, прежде всего, искали безмолвия для беспрепятственного общения с Богом. Они совсем не стремились к литературному творчеству. Иосиф открывает другую эпоху, его вынуждает взяться за перо сложившаяся в духовной жизни Руси нездоровая ситуация. Самое знаменитое свое произведение - «Просветитель», - где он предстает как блестящий знаток догматики, Иосиф создает в контексте полемики с еретиками «жидовствующими».

Убедившись в том, что еретики постоянно лгут, лжесвидетельствуют и приносят притворное покаяние, после которого снова принимаются за прежнее, Иосиф призвал к расправе над ними. Но не нужно забывать, что обстоятельства были таковы, что до гибели Руси оставался один шаг: во главе Церкви стоял митрополит-еретик Зосима, наследником Ивана III, был объявлен его внук Димитрий, за спиной которого стояла его мать-еретичка и другие адепты секты. Что бы случилось, если бы они взяли верх, трудно представить.

Кстати, кроме "инквизитора" Иосифа, призывал казнить еретиков и смиренный нестяжатель Максим Грек. Иосиф Волоцкий был тонким мыслителем, человеком сложной душевной организации, блистательным интеллектуалом. Что же касается отношений этого духовными пастыря со светскими властями, то они никогда не носили признаков раболепия, более того, вообще не были ровными и благополучными. Ему не раз приходилось испытывать тяжелые удары со стороны светских правителей.

***
Среди либералов-западников повелось считать его чуть ли не русским инквизитором, в то время, как среди националистов его образ стал синонимом спасителя России. Наша либеральная интеллигенция склонна ставить Иосифу Волоцкому в вину, во-первых, исходящую от него апологию церковного «стяжательства» и, во-вторых, гонения на еретиков-«жидовствующих». Для одной них преподобный Иосиф — зачинатель «садически жестокой» традиции в истории нашей Церкви, русский инквизитор в колпаке с прорезями для глаз, сторонник безудержного обогащения духовной власти и раболепный прислужник власти светской. Иначе говоря, ходячий кошмар. В то время как для русских патриотов - это выдающаяся личность, верный слуга престола, идейный вдохновитель славной опричнины и суровый борец за чистоту веры. Другими словами, образец нравственного совершенства.

Иосиф Волоцкий вовсе не стремился сделать богатыми иноков, священников и архиереев. Но он считал, что большие монастыри, да и церковь в целом должны обладать значительным доходом, ибо только тогда у церкви появляется надежный источник для строительства храмов, для наполнения их богослужебной утварью, для милостыни. Только так можно поддержать их самостоятельность, их независимость от воли «сильных людей».

Его собственная обитель жила по строжайшему уставу, он сам ходил в ветхой рясе. Во время голода иноки раздавали все свои припасы окрестным жителям и даже покупали для них хлеб на монастырские деньги.

Перу святого Иосифа принадлежит вышеупомянутый полемический сборник — «Книга на новгородских еретиков» или, иначе «Просветитель». Книга представляла собой первый свод Русского Православного Богословия. «Слова» (отдельные поучения), составившие этот сборник, он создавал в то время, когда еретикам покровительствовал сам великий князь московский, они были в силе, их боялись. Они стремились ослабить Церковь, отобрать земли, уничтожить старинную самостоятельность, упростить и подчинить своему контролю.

Высокопоставленные еретики занимали важные посты в духовной и светской иерархии, пользовались большой властью. Их действия вели к разрушению церковного организма и тотальному искажению веры. Противники «жидовствующих» претерпели немало бед. Защищая свою Церковь от этого недуга, преподобный Иосиф многим рисковал. Шла борьба, обе стороны дрались отчаянно…

В 1494 году еретик Зосима наконец покинул кафедру. А в В 1503 году с согласия Ивана 111 был созван церковный Собор в Москве. Он принял важнейший документ «Соборный ответ о неприкосновенности церковного достояния», который был ответом на еретические учения. Этот документ был принят под влиянием учения Иосифа Волоцкого и его трудов. Таким образом ересь была соборно осуждена.

Обвинения Иосифа Волоцкого в антисемитизме несостоятельны, так как святой боролся исключительно с ересью, которая не имела для него национальности.

Талант полемиста, коим в полной мере обладал Иосиф Волоцкий, сыграл очень важную роль в победе над ересью. Он требовал самых жестких мер, включая смертную казнь. Здесь преподобный Иосиф следовал древней византийской традиции. Преподобный Иосиф требовал самого сурового отношения к еретикам, поскольку нарыв зрел на протяжении многих лет, и прочие, традиционные для нашей Церкви методы, — полемика, увещевания, отправка в дальние обители на покаяние — давно были исчерпаны, не дав результата. Нападки «жидовствующих» на Церковь и веру возобновлялись вновь и вновь. Трудно сказать, удалось бы с ними справиться иным способом.

В 1504 году русская столица озарилась кострами, на которых пылали девять основных вождей «жидовствующих». Подавляющее большинство избегло костра: их отправили в отдаленные монастыри на покаяние. Стоит ли напоминать, что прими обстоятельства иной оборот, и преподобный Иосиф сам мог оказаться и на костре, и в дальней ссылке. Жестокое наказание обрушилось на еретиков лишь тогда, когда русская православная церковь оказалась на краю гибели.

Преподобный Иосиф не напрасно стяжал славу столпа русского иночества. Он никогда ничего не искал для себя лично. Ни богатства, ни славы, ни положения придворного священника. Он говорил и действовал, защищая веру свою, Церковь свою, да монашескую братию в своей обители. Он был истинным монахом, презревшим все блага мира сего ради Христа. Общерусское почитание его установилось в 1589 году. Преподобного Иосифа канонизировали как образцового инока, обличителя ересей и великого чудотворца.

Преподобный Иосиф выступал за единое централизованное Московское государство. Старец Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей в своем учении о Москве как о «Третьем Риме» использовал идеи последователей Иосифа Волоцкого.

Преподобный Иосиф, святой, опередивший время, преставился 9 сентября 1515 года. Он погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году его причислили к общерусским святым.

Список литературы:
1. Алексеев А. И. О «Просветителе» и посланиях преподобного Иосифа Волоцкого // Вестник церковной истории. — 2008. — № 2 (10). — С. 121—220.
2. Алексеев А. И. Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480—1510-х гг.. — СПб.: Рос. нац. б-ка, 2010. — 392 с. — ISBN 978-5-8192-0407-8.
3. Иосиф Волоцкий // Православная энциклопедия. — М., 2000-. — 752 с.
4. Булгаков Н. А. Преподобный Иосиф Волоколамский. Церковно-историческое исследование. — 1865
5. Мельник А. Г. Практика почитания преподобного Иосифа Волоцкого в XVI в. // Вестник истории, литературы, искусства. — М., 2012. — Т. 8. — С. 125—135. — ISBN 978-5-9606-0117-7.
6. Смолич И. К. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спор между двумя аскетическими направлениями. Прил. к «Истории Рус. Церкви». — М. : Церков.-науч. центр «Православ. энцикл.», 1997. — 606 с. — ISBN 5-89572-001-3
7. Ульянов О. Г. Духовная борьба за авторитет государственной власти на рубеже XV—XVI вв. (прп. Иосиф Волоцкий и Собор 1504 г.) // Духовные основы Российской государственности. Материалы XII Международных Рождественских чтений. М., 2004.