лс. Пушкин. Певец Свободы - души порывы как нарывы

Поль Читальский
Пушкин
 Певец Свободы
   и души порывы как нарывы до надрыва и прорыва

или - от Певца Свободы до Сеятеля пустынного

После того как центральный орган ЦК и МК ВКП (б) (нет, не о котором сразу мысль и взгляд примерочный , – а газета ПРАВДА) приказал:
-  сделать А.С. Пушкина Народным поэтом, Певцом Свободы, Основоположником соцреализма и выдающимся борцом за счастье только трудового народа  и
- выбрать на пост Генсекретаря Союза писателей

Краткая история большевистского нашего всего советского  Пушкина:
В декабре 1935 г. в «Правде» выходит статья, в которой признается выдающаяся роль Александра Сергеевича Пушкина
16 декабря 1935 г. был создан Всесоюзный Пушкинский комитет во главе с А. М. Горьким (Пешковым) – писателем, получившим официальное признание советской власти в качестве со-основателя соц. реализма и ставшим первым председателем правления Союза писателей СССР
Пушкина перестают осуждать за принадлежность к дворянству, монархистам, консерваторам и помещикам – привилегированному классам вообще. Начинается канонизация образа Пушкина. Ключевым моментом этого процесса стали общесоюзные торжественные мероприятия 1937 г., посвященные столетию со дня гибели поэта.

Из номера газеты "Правда" от 10 февраля 1937 г.:

«К будущему читателю прямо обращается Пушкин и во второй главе "Евгения Онегина". Немного иронически, но с глубоким волнением мечтает он, что будущий читатель взглянет
 
   На мой прославленный портрет,
   И молвит: то-то был Поэт!
 
   Этому читателю он шлет свое "благодарение". Слова поэта дошли по назначению. Голос его звучит как мощный призыв к творческой жизни и борьбе. Прочитав знаменитое "Здравствуй, племя младое, незнакомое!", советский читатель может с полным правом ответить: "Здравствуй, Пушкин, родной и близкий!"

 И сразу далее легендарный приказ сделать Пушкина нашим (советским!) = не только разделяющим власть Советов и большевизм , но и являющийся правофланговым ее первейшего ряда смело шагающих в ногу к пропасти 90-х …:

«
Пушкин целиком наш, советский,

ибо советская власть унаследовала все, что есть лучшего в нашем народе, и сама она есть осуществление лучших чаяний народных.
«
Заметим: ЦЕЛИКОМ!
Целомудрие и целкость борцов и борцовок за счастье народа ВКП (б) обожала как и РПЦ
Хотя поэт завещал в Памятнике нерукотворном, что уцелеет и избежит омертвения,  гниения, минерализации и тления только его душа Поэта

Следом градом полетели исполнительные листы Литгазеты, центральных газет и журналов, … даже Крокодила (этот пресмыкающийся умудрился всех перещеголять, выпустив уже в  январе под №3 «Специальный ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ номер» (!) = в чем была суть профилактики и ко был проктологом мы потолкуем, фра с брега Мсты, отдельно мстительно

В этой заметке мы коснемся только одного аспекта этого аврального бума и обмундирования А.С. Пушкина по штату неприкасаемых = аспекта темы

                «ПУШКИН и СВОБОДА»

1817 рядом с Безверием возникает  ода Вольности (вольнице!)  со стихами программы :

Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
***
И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.

В 1818  Пушкин пишет «К Чедаеву» :

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

В угаре или горячке либертинажа поэт пылко (и беспечно (!) как он об этом пыле сам признался позже в покаянном  Арионе) призвал «душить прекрасные порывы, пока нет нарыва, надрыва, прорыва, взрыва  и подрыва»

В стихотворении "Деревня (1819 г.) Пушкин писал:

     О, если б голос мой умел сердца тревожить!
   Почто в груди моей горит бесплодный жар
   И не дан мне в удел витийства грозный дар?
   Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
   И рабство, падшее по манию царя,
   И над отечеством свободы просвещенной
   Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Очень важная отметка о мировоззрение = угнетение падет по МАНИИ ЦАРЯ! Т.е.  из-за его безумства! Это взгляд монархиста… И никаких гвоздей для умеренных демократов типа И.Х. унт его апостолы.
В то время Пушкин еще надеялся на реформы "просвещенных государей".
 
Но уже через два года, задумавшись над судьбами и историей своей родины, Пушкин восклицает:

"Одно только страшное потрясение могло бы уничтожить в России закоренелое рабство"
(из "Заметок по русской истории XVIII века" (1821))

Это страшно …  бунт бессмысленный (! – т.е какой смысл отменять рабством чрез бунтарство!) и беспощадный …

Поэтому в 1821-ом Пушкин признался что творение Наполеон было его «моим последним либеральным бредом» и он пишет прокламацию «Гавриилиада», затем в 1823 «Демона» и наконец манифест беса арабского «Свободы сеятель пустынный»:

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

В Памятнике, однако, он отметит юношескую любовь к этой страшной Свободе …:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал


***
Мастер социальной сатиры, писательница и поэтесса Н. Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая): "Мы сейчас переживаем великие пушкинские дни. ... Мы верим в его величие, мы признаем его гений, и мы его защищаем, как чудотворную икону от кощунственных рук иноверцев. И это, кажется, единственная святыня, которая соединила нас всех, всяких инакомыслящих, от седовласого монархиста до комсомольца с красным галстуком"

[см. Тэффи Н.А. Пушкинские дни // Пушкин в эмиграции. 1937. С. 663, 665. Опубликовано в Нью-Йорке в 1949 году, когда праздновалось 150-летие со дня рождения поэта]

***

 "А Пушкин по-прежнему неуловим"

Адамович Г. Пушкин // Пушкин в эмиграции. 1937. С. 83. Георгий Викторович Адамович (1894-1972) - поэт, критик, переводчик, мемуарист.

***

Пу-ин то-то был Поэт!
И вот его простой совет:
Ты – царь, живи один
Как бог Один

(РСЛ)

***
 Бонус ликбезности:
1. ж. Сеанс. 1937, 1949, 1999… хроника (Пушкинизма)
https://seance.ru/articles/1937-1949-1999-hronika/
2. ж. Общество и экология. Почему Сталин в 1937 году организовал Пушкинские торжества
http://www.ecogazeta.ru/archives/20103
3. Колесникова. Наше всё! Как Пушкин стал народным поэтом
https://electro.nekrasovka.ru/articles/whatisit/nashpushkin
4. ж. Родина. О чем мечтала русская эмиграция, отмечая 100-летие смерти Пушкина

для изобразительности темы следом будет размещен коллаж
"Пушкин - наш Освободитель 1937)