Яд кураре 5. Безумный, но гениальный эксперимент

Мила Полосухина
Теперь, конечно, уже известно, что яд кураре, блокируя дыхательные мышцы, провоцирует смерть от удушья. Также известно, что путём искусственного дыхания в некоторых случаях удаётся вернуть человека к жизни. Но это только, если доза ужасающего вещества была небольшая, а эффективные меры были приняты вовремя. Медики давно уже обнаружили и противоядия. Ими оказались любые ингибиторы холинэстеразы, примерами которых могут послужить те же неостигмин и физостигмин. Ещё яд кураре давно с успехом используют для благих целей в медицине, спасая (а не губя) многие и многие человеческие жизни. Но всё описанное было бы совершенно невозможно, если бы когда-то странный человек Чарльз Уотертон не раскрыл бы секрет нашего яда.
А дело было так.
В те далекие времена перед отъездом из Англии на дикий континент наш герой обедал с сэром Джозефом Бэнксом – известным исследователем и натуралистом, который стал активным членом научной экспедиции на знаменитом корабле капитана Кука при его исследованиях южной части Тихого океана в 1768-1771 годах. В их разговоре Бэнкс поведал Уотертону об особом яде, который при попадании в организм человека или животного даже в самых малых дозах обездвиживал его. И этим заразил своего собеседника интересом к данному вопросу, а также страстным желанием собрать образцы этого вещества.
Путешествуя по Южной Америке несколько лет, Уотертон узнал, что самый сильный и качественный из таких ядов изготавливают индейцы племени макуши, жившие тогда на юге Гайаны, недалеко от границы с Бразилией. А потому поспешил в те края к этим людям, чтобы удовлетворить свое любопытство. Ему было нелегко убедить макуши раскрыть свой секрет. Он считался великой тайной их племени. А изготовление яда сопровождалось торжественным ритуалом. Но Уотертон оказался весьма настойчив и добился успеха. Индейцы показали ему: как собирать ингредиенты и делать яд.
Компонентами смертоносного вещества оказались корни, луковицы и стебли самых разных ядовитых растений, которые индейцы, бродя по диким окрестностям, собирали в специальные барабаны, носимые за спиной. Туда же добавлялись два вида крайне ядовитых муравьев, раздавленные клыки змей лабарии и кайсака, а также под конец – изрядная доля перца.
Но самым главным ингредиентом, как нам уже известно, стало растение, на сегодняшний день известное ученым как Стрихнос ядоносный. То, что получалось из всего этого под конец – и был знаменитый яд кураре, причем в своем самом сильном и убийственном виде. 
Рецепт, добытый Уотертоном, очень заинтересовал известного ученого того времени Уильяма Сэвелла и выдающегося хирурга Бенджамина Броуди. Им очень захотелось узнать: каким именно образом действует кураре и как убивает своих жертв? Броуди уже пробовал яд на маленьких существах, но теперь задумал провести эксперимент с большими по размеру животными. И в качестве жертвы человеческой любознательности был выбран осел по имени Бурра.
Вышеназванные ученые во главе с Уотертоном ввели несчастному животному дозу яда, достаточную для того, чтобы убить его. Но когда осел рухнул и перестал дышать, экспериментаторы очень быстро ножом вскрыли ему трахею. Затем вставили пару сильфонов, посредством которых начали вкачивать в легкие воздух. Борьба за жизнь Бурры продолжалась в течение многих часов. Когда же исследователи практически потеряли надежду на благополучный исход, осел вдруг вскочил и начал бушевать от возмущения и боли.
В результате эксперимента было выяснено, что смертоносное вещество не убивает в прямом смысле слова, а блокирует рецепторы мышц, отвечающих за дыхание, что и приводит к смерти. Но, обеспечив искусственное дыхание, есть шанс вернуть отравленное существо к жизни.
 
В те времена ценность этого открытия поняли еще не до конца. Это произошло только по прошествии ста лет. Расслабление мышц необходимо для врачей во время сложных операций. И не только. Препараты, сделанные на основе яда кураре, в наше время широко применяются в травматологии, хирургии и других областях медицины в качестве прекрасного миорелаксанта.
Но что же стало с Буррой? Чарльз Уотертон писал в своих дневниках, что после этого случая осел ушел на почётную, обеспеченную пенсию и до конца своих дней пользовался нежной заботой своего хозяина. С тех пор Бурра прожил 25 лет, а после своего ухода в мир иной в 1839 году, он заслужил собственный некролог в местной газете, где подробно рассказывалось о вкладе уважаемого осла в науку.
 
А Чарльз Уотертон? Весьма бурно проведя молодость, наш герой вернулся из странствий в фамильный замок Уолтон-Холл в возрасте примерно 38 лет. На родине он занялся воплощением, посетивших его, по тем временам новаторских идей. Обнеся внушительной, крепкой, почти трёхметровой стеной островную территорию, окружающую собственный замок, наш любитель природы устроил на ней первый в мире заповедник, борясь (часто даже в судебном порядке) с любыми проявлениями её загрязнения. Ещё Уотертон завёл весьма примечательную собаку, потомки которой со временем превратились в современных английских мастифов. То есть даже в этом, некоторым образом, наш неординарный знакомый умудрился прославиться, вписав своё имя в историю. 
Наш герой настолько был человеком прогрессивным и без предрассудков, что даже женился на девушке, в чьих жилах текла кровь коренных южноамериканских народов. Только вот супруга его, к сожаленью, подарив ему сына, вскоре скончалась. Смерть её Чарльз переживал тяжело и, конечно же, весьма своеобразно, наложив на себя покаяние за её душу. Потому он долгое время спал на голом полу, подложив под голову деревяшку вместо мягкой подушки, чем искупал постепенно свои возможные (действительно имевшие место или надуманные) прегрешения перед спутницей жизни, оставившей его и ушедшей в мир иной. 
83-летний Уотеротон умер отнюдь не в постели, как положено добропорядочному престарелому английскому дворянину. Произошёл несчастный случай – падение с высоты, и как следствие – повреждение печени и перелом рёбер, далее – смерть. И конечно, можно ли в столь почтенном возрасте продолжать вести «обезьяний» образ жизни? Многие местные жители плакали о нём, потому что любили чудака. Похоронили его с большими почестями на берегу живописного озера. В его честь названы теперь: национальный парк, дорога, улица и школа, находящиеся в Йоркшире и других уголках мира.

Конец. Начало здесь http://proza.ru/2022/09/14/844