О многодетных семьях

Валентина Перевозникова
            О многодетных семьях.
      Прожила я на свете немало лет, видела многое, кое-что понимаю.
   Так сложилось, что мы с мужем были в семье старшими детьми: он старший для пяти братьев, я для трех братьев, естественно,  у нас было много родственников;  слава Богу, мы дожили до внуков и правнуков.  Мои рассуждения основаны на моем жизненном опыте, на примерах из детской и взрослой жизни.
   В детстве, мне как старшей очень  не хотелось приглядывать за младшими. Много было занятий, игр, встреч для свободной девочки.Но время летит быстро, младшие вырастают и приходит время, когда они начинают помогать мне. Вот я уже не одна поливаю огород, копаю картошку, иду в лес за дикоросами; мы вчетвером выполняем эту работу!  Сначала  смотрела, чтобы они не натворили чего плохого, учила  братьев  плавать, помогала решать  задачи. Я помогала, и мне было приятно, что мои братья растут не слабее соседских мальчишек. Затем братья стали помогать. Отдав соседскому мальчишке свои конфеты за прокат велосипеда, учат меня кататься на велосипеде! Четыре пацана держат велосипед, а я(счастливая!) с их помощью еду по улице. Научили меня братья управлять техникой! После взрослые братья просят моего совета, помощи или сами это предлагают.
  Вот я замужняя женщина, у меня золовка и пятеро деверей!  Они хорошо приняли меня, уважая жену своего старшего брата. Честно скажу, мне мои подруги завидовали, а я гордилась такой «везухой.» Мне еще повезло: братья мои и мужа дружно жили между собой; дружба была у меня и со всеми снохами. Дружили,  помогали друг другу, общались по- доброму. А это дорогого стоит!
  Какая же радость, когда одновременно встречаются семьи всех детей у кого-то из братьев. Я пережила такие моменты, когда у меня в квартире собирались все мои братья со своими женами и детьми! Радость, скажу вам я – необыкновенная. Были такие общие встречи и у братьев мужа! Знаю, наши дети на всю жизнь запомнили такие встречи! Большая радость, когда в гости приезжают племянники, или ты бываешь у них! Кроме радости встреч, все родственники обязательно помогают друг другу, то есть увеличивают радость.
  Но есть в жизни еще и горечь потерь. Так вот дружные дети поддерживают друг друга и в беде,значит и горе переживают легче.
 Я согласна с тем, что в многодетных семьях бывают разногласия, ссоры; но мудрые родители на корню прерывают это, не допускают разрастания маленьких проблем до больших скандалов.
     К сожалению, я не ангел и в своей не короткой жизни сделала много ошибок. Самая большая моя ошибка та, что я не родила третьего ребенка, чем обделила радостью себя, мужа и детей. Да, мне не хотелось снова переживать беременность, бессонные ночи, тревоги, хлопоты, связанные с рождением третьего ребенка и не хотелось терять свободу. А ведь, рядом со мной жили мудрые женщины, с которыми я общалась, дружила и которые вырастили трех и более детей, молодцы! Их старость интереснее, чем моя. Они «не поднимали детей», как тяжелые камни, растили будущих добрых людей, им на радость и себе на спокойную старость. 
  Итак, запланирован один ребенок в семье! Пусть не обижаются на меня женщины, имеющие только одного ребенка по медицинским показаниям, я им сочувствую.
  Действительно ребенок получит больше заботы, внимания, сладостей, игрушек, тряпок. Как правило, мама одного ребенка с самого рождения ведет его по жизни, уверенная, что она одна знает как правильно, счастливо обустроить жизнь своего чада. Папа, либо также как мама распушит над ним свои крылья и будет в унисон с мамой лелеять свое дитя, либо, видя, что жена неправа, но слышать ничего не хочет, устранится (так ему легче) и займется своими делами.
   А что же с ребенком? Единственный ребенок, имея все и не зная отказа,  растет обделенным(простите, несчастным).Ему не с кем посоветоваться,подраться,поиграть, поделиться, посмеяться, поплакать. С кем  обсудит детскую новость, просмотренный «мультик», обсудит подарок родителям, посекретничает? Один ребенок не научится защищать другого, помогать слабому человеку. С кем он обсудит серьезную жизненную проблему во взрослой жизни (не всегда родители должны это знать, и не всегда поймут) как не с братом или сестрой? К кому кроме родителей он поедет, пойдет в гости, как не к родному человеку? Единственный ребенок никогда не будет дядей, тетей, свояком, не будет иметь племянников, племянниц, значит, его будущие дети не будут иметь двоюродных родственников. И доживет он под неусыпным контролем слепой материнской любви до пенсии, не познав радости семейной жизни (кто же может составить ему пару!). Посмотрите, сколько  сейчас старушек живет с единственным сыном, дочкой, делясь с ними своей пенсией. С кем будет стоять у гроба родителей их единственный ребенок?
     Много лет я наблюдаю за жизнью многодетных семей  моих родственников, и моих знакомых.
   Да, скажу я вам, очень трудно растить троих, четверых и более детей!  Это настоящий подвиг! Не каждая из нас, женщин способна на такое!
 Ежедневная организация детского трудового дня с «хочу- не хочу», «буду- не буду!» Пять раз накормить, напоить еще и на ночь чего-нибудь вкусненького приготовить! Проследить за выполнением домашних заданий, аккуратно одеть, обуть, сделать девочкам красивые прически. При всех этих ежедневных заботах, надо обучать их разным житейским делам! Надо, чтобы в квартире был порядок! Надо помочь и мужу в его делах! Да еще и самой на разных мероприятиях надо быть модно одетой, ухоженной красавицей. И у многодетных женщин все получается!
  Такая женщина мудра: ее ежедневные хлопоты окупаются детской любовью. Много раз за день ее обнимут теплые детские ручки, назовут мамой, скажут спасибо за добро. Много раз родная детвора огорчит, но и порадует хорошим рисунком, забавным выражением. Вот пятилетняя дочка учит двухлетнего братика выговаривать новое слово! А это старшая дочка учит  младшую подметать пол. 
 Вот старшие одевают малышей, чтобы всем выйти на прогулку. Вот, младшие, затихнув, разрисовывают обои, мордашки, разворачивают шкафы! Часто в доме все вверх ногами, ну и пусть! Детство должно быть разнообразным: проказливым, озорным, хулиганистым, непослушным, со слезами и смехом, но в конечном итоге радостным.
   Надо быть справедливой! Женщина, не станет хорошей матерью без настоящего мужчины, без хорошего, надежного мужа и любящего отца! И любой мужчина не почувствует себя настоящим мужиком без детей и верной женой.  Надо видеть, каким красивым, сильным уверенным бывает  мужчина, отработавший добросовестно день и предлагающий семье поехать отдохнуть в парк или поужинать в кафе.  Какое удовлетворение он получает, видя своих детей, уверенно прыгающих с камня в глубоководье, игру сына- футболиста, танец дочери, будущей балерины; не перечислить множество  приятных моментов. Этот мужчина избежит пагубной теперь моды «Седина в бороду - бес в ребро». Он уважает себя, любит семью и не побежит за молодой юбкой.   
   Вот дети  уже взрослые, самостоятельные. Они приобретают в учебных заведениях специальность,  достойно представляют свой район, город в зональных, Российских соревнованиях, получают призы, награды. Дети учатся сами и помогают друг другу идти по правильной жизни. Это ли не радость родителям за их ежедневную напряженную работу!
    Родителям многодетных семей  будет чего вспомнить в своем солидном возрасте. Они неоднократно  наблюдали первые «агу» своих детей, первые их шаги, первый поход в школу, первую любовь.   Родители много раз услышали слова благодарности от детей и внуков. А очень  мудрые родители умножили свою радость, приняв выбор своего взрослого ребенка в лице  невесты сына или жениха дочери.
 Естественно,  у родителей было  немало  тревог и волнений, но без  них радости в жизни  не бывает!    
  Я часто слышу суждения  обывателей, что  теперь многодетным семьям легко и просто жить: матери работать не надо, государство им выделяет большие пособия; нет дефицита  продуктов и вещей.
Да, пособия есть, дефицитов нет, но не мое дело считать чужие деньги и судить женщин, рожавших неоднократно и растящих много детей! Их просто надо боготворить! Почему же большинство женщин рожают по одному и два ребенка, если так легко растить детей? И не мы ли судящие, одобряем и поддерживаем мужиков, чтобы они прятались за спины жен, бросали детей, прятались от алиментов. Да, чего много говорить! Об этом говорит статистика: велико количество детей, растущих в неполной семье, причем в мирное время.  Мужчины плодят сирот, оправдываясь «моногамностью».  Слово-то как для животных, спаривайтесь себе! Женщины, к сожалению это поддерживают.
  Мое большое спасибо всем многодетным семьям! Спасибо государству за их поддержку! Всем семьям отличного здоровья, добра и радости!
      21.09. 2022г.  Перевозникова  Валентина.