Анастасия Вяльцева 1871 1913гг

Татьяна Латынская
   Начало нового столетия, особенно период между двумя войнами, 1904-1914 – характерно повсеместным и бурным увлечением русской эстрадной песней. После знаменитых Вари Паниной, Саши Давыдова, Раисовой и др. появились новые имена, прогремевшие на всю Россию. Популярность Анастасии Вяльцевой, а позднее Надежды Плевицкой достигла исключительных масштабов. Они завоевали широкое признание в самых различных слоях русского общества, соперничая в этом с прославленными писателями, артистами, художниками. Им поклонялись, о них ожесточенно спорили, им посвящали статьи и фельетоны.
Славу этих певиц распространяла уже не только устная молва, но и новейшие средства массовой пропаганды – граммофон, ежедневные газеты, дешевые издания песенников, а в дальнейшем и кинофильмы.
    Большой буржуазный бизнес полностью захватил в свои руки доходную область музыкальной эстрады. Заговорили о стотысячных гонорарах, о бриллиантах и сверхроскошных нарядах эстрадных див.
Крикливая реклама, сенсация, газетный бум содействовали быстрому и уверенному выдвижению всероссийски известных эстрадных знаменитостей. Богатые люди платили громадные деньги, чтобы послушать модную звезду. Но вместе с тем средства музыкальной пропаганды – и прежде всего граммофон - позволили привлечь к эстрадному искусству широчайшие круги потребителей. Миллионы грампластинок с записями популярных песен и романсов проникли в трактиры и казармы, в дома городского мещанства, в дома рабочих и даже крестьян.
Модные песни и романсы мгновенно воспринимались и легко проникали в массовый обиход, не требуя особой эстетической подготовки.
Фотографии с граммофоном
Фото с рекламой
1.Жду тебя, приди скорее  - видео
Но, несмотря на коммерциализацию эстрадного искусства, певица, о которых пойдет сегодня речь, бесспорно очень талантлива и самобытна. Выйдя из крестьянской среды, эта певица шла к своей славе непростым путем, добившись небывалого успеха своим артистизмом, красотой, органической музыкальностью и обаянием.

                ЗАГАДКА «Несравненной»

1.Фотографии парадные А. Вяльцевой
1.Скажи, зачем (видео)

    Однажды известный цирковой борец Иван Поддубный шутя заявил: «В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева». И значительная доля правды в этой шутке была. Девушка из крестьянской семьи, начинавшая трудовую жизнь в мастерской дамских нарядов, стала одной из самых известных женщин в России. На её концертах всегда были аншлаги. Граммофонные пластинки с песнями в её исполнении расходились громадными тиражами. Если добавить, что была она не только талантлива, но и красива, обаятельна, добра и счастлива в семейной жизни, получится просто сказочный персонаж, а не живая женщина. Жизнь её и на самом деле была удивительна.
    Софья Гиацинтова, блестящая драматическая актриса: «Анастасия Вяльцева входила в нашу жизнь и на какое-то время могла определить ее смысл». 
Кажется, ни о ком из эстрадных звезд начала 20 века не высказывались столь разноречивые мнения, как об Анастасии Вяльцевой. Одни называли ее «ярой жрицей пошлости», ставили ее «вне области искусства», другие преклонялись перед ее талантом, утверждая, что «за последние 15-17 лет не было, кажется, никого, кто бы так согревал, молодил и радовал петербуржцев, как Вяльцева». Блок отмечал в своём дневнике: «Вся Россия – от великокняжеских дворцов до мещанских местечек – увлечена грамзаписями Вяльцевой…».
    Престарелый В. Стасов в одном из писем 1906 года заклеймил искусство Вяльцевой крепким ругательным словцом, в то время как некоторые видные литераторы горьковского круга (Скиталец, Телешов) посвящали ей восторженные строки любви и восхищения.
Одни критики  того времени видели загадку популярности Анастасии Вяльцевой в общей болезненно нервозной, напряжённой атмосфере начала ХХ века. Другие связывали успех «несравненной» с появлением нового класса – русской буржуазии, принимающей и поддерживающей раскрепощённое искусство.
В противоположность Варе Паниной, донесшей до современности старинные традиции русско-цыганского пения, «Вяльцева создала новый свой салонно-романсный жанр, в котором традиции эстрадной «цыганщины» сочетались с рафинированной чувственностью современной оперетты, с фривольностью и развлекательным шиком ресторанной шансонетки» - так пишет искусствовед Нестьев в книге «Звезды русской эстрады». В пении Вяльцевой не было уже ничего, что напоминало бы трагизм песен Паниной.
    «Певица радости жизни» — так охарактеризовали Вяльцеву в одной полурекламной заметке. Действительно, в ее репертуаре, в ее исполнительском облике решительно господствовал культ нарядной и праздничной жизни, стремление отвлечься от тягостных противоречий бытия. Критики недвусмысленно объясняли ее баснословный успех тем, что «слишком сера жизнь... что слишком хочется радости, красивых минут, ярких переживаний...». Утверждали, что она несла в провинцию — «в эту глухую, едва освещенную, заплеванную, погибающую в мире ничтожных сплетен и мелких клевет провинцию... далекую мечту... о счастье». В этом она также была резко противоположна Варе Паниной, с ее трагическими исповедями.
2.Фотографии Вяльцевой
2. Тройка(аудио)
    Природное театральное дарование, и блестяще отточенное эстрадное мастерство обеспечили актрисе невиданный успех, не уступавший, а быть может, даже превосходивший кратковременную славу Вари Паниной. Эпитет «несравненная» стал почти нарицательным в устах вяльцевских почитателей.
    Биография Анастасии Дмитриевны Вяльцевой (1871—1913гг.) - это еще одна история провинциальной Золушки, волшебным образом превратившейся в одну из самых богатых женщин России. (Аналогичные чудо - биографии вполне типичны для многих «звезд» и премьеров американской и европейской эстрады XX века.)
    Вяльцева родилась 1 (13) марта 1871 года в слободе Алтухово Орловской губернии (ныне Брянская область) в семье крестьянина-бедняка. Мать, Мария Тихоновна, слыла за первую красавицу тех мест.
3.Фотография Алтухово
4. Фотография матери и дома Вяльцевых
 
    Существует легенда, что управляющий имением влюбился в девицу из простого сословия красавицу Марию, у которой родились от него двое детей – Анастасия в 1871 году и сын Ананий в 1872-м. Чтобы устроить жизнь возлюбленной, управляющий имением выдал ее замуж за лесника местного лесничества Дмитрия Вяльцева, жившего в селе Алтухово Трубчевского уезда. И тот, человек добрый и порядочный, усыновил детей Марии, дав им свои отчество и фамилию. 
Но Вяльцева всегда подчеркивала свое крестьянское происхождение, и даже гордилась, что она, крестьянка, стала эталоном женственности, изящества, кумиром аристократических салонов, желанной гостьей избранных артистических кругов.
Отец, кормилец семьи, рано умер. Мария - сильная решительная женщина, на последние деньги перебирается в Киев, решив позаботиться о будущем своих детей. В Киеве ей удается устроиться на ткацкую фабрику, а  8-летняя девочка устраивается в прачечную. В 11 лет мать устроила Анастасию на работу в одну из киевских гостиниц "подгорничной".
5. Фотография Насти – подгорничной
6.Фотография Насти и брата

    Киев был и тогда театральным городом. В нем находился оперный театр с хорошей труппой. Часто гастролировали знаменитые артисты, небольшие театральные коллективы. В местных гостиницах собирались люди, тесно связанные с театром, с музыкой. И вдова надеялась в душе, что кто-нибудь из них обратит внимание на талант певуньи - дочки и примет деятельное участие в ее судьбе. Существует стойкая легенда, что к искусству ее подтолкнул случай, который произошел с ней, когда она убирала в гостинице апартаменты артистки Вельской (Кое-где Бельской). Когда Настя убиралась, она пела. Вельская услышала ее пение и сказала: 
"А знаешь, у тебя есть голос, тебе нужно учиться петь. Да и внешние данные у тебя прелестные. Ты должна пойти в оперетту».
Было это или не было, кто знает но, погруженные в свои заботы знаменитости, скорее всего  не замечали робкую девочку, прибиравшую в их комнатах. Зато сама Анастасия их из виду не выпускала, вместо чаевых брала контрамарки и бегала на все концерты и спектакли с их участием, заучивала песни их репертуара, интересовалась творческой судьбой каждого. В этой застенчивой девчушке оказался необычайный заряд настойчивости в достижении своей цели. К решительным действиям подталкивал ее, вероятно, и вещий сон, увиденный в детстве. Анастасия Дмитриевна потом часто вспоминала его – снилось, что с неба опустился солнечный сноп, и что она будто шла по каким-то благоухающим садам, сплошь заросшим розами. Согласно же народным приметам, видеть во сне солнечный сноп, значит жить в славе и богатстве. Когда перед тобой целая жизнь, когда чувствуешь в себе силы идти к манящей цели – кто не поверит добрым предзнаменованиям! Настя верила в свое будущее – выбор сделан, впереди у нее сцена. Она пробьется, она докажет, она еще завоюет публику!
    В тринадцать лет она поступает статисткой в киевскую балетную труппу С. С. Ленчевского. Но танцевать она так и не научилась. Хотя приобрела отличную осанку и изящество манер.
      А в пятнадцать лет она пришла к Иосифу Яковлевичу Сетову, выдающемуся оперному певцу и антрепренеру, с просьбой ее прослушать. Знаменитый Сетов приехал на весь зимний сезон в Киев ставить классические оперетты в городском театре. Когда Сетов предложил девушке спеть, та, закрывшись платком и покраснев, заявила, что при всей труппе петь отказывается. «Пройдемте куда-нибудь, чтобы нас не слышали», – робко прошептала  она.
     Убедившись, что в комнате действительно никого нет, Вяльцева глубоко вздохнула, будто собиралась прыгнуть в воду, и запела свою любимую песню:
3.«...Полосынька»..( аудио)
7. Фотография Насти – подгорничной
Сетова глубоко поразил и голос Насти, и умение владеть им. Он взял ее сначала в балетную труппу, хотя Настя сразу заявила, что танцует плохо. Но он обещал в дальнейшем перевести ее в опереточную труппу – сейчас она была укомплектована.
      Танцевала Анастасия действительно плохо. Рассказывали, что в первый свой выход она до такой степени растерялась, что вначале долго стояла на одном месте, а затем, немного оправившись, стала танцевать, да не то, что следует. В зале раздался хохот. Это до такой степени подействовало на дебютантку, что она хотела тотчас же бросить сцену. Но антрепренер и друзья по труппе утешили, подбодрили, убедили не поддаваться внезапным порывам.
       Затем Вяльцева перешла в опереточную труппу. Ролей Вяльцевой в первое время не поручали: она играла безмолвных пажей. Но это обстоятельство ее мало волновало. Нужно было осваиваться со сценой, что давалось с великим трудом: когда пела – не могла играть, когда играла – не могла петь. И была, кажется, единственной артисткой в труппе Сетова, в которую студенты охотно бросали тухлые яйца и огрызки яблок. В оперетке публика скорее прощала слабый голос, чем отсутствие веселости, игры и сценической раскованности.
      Вяльцева прослужила у И. Я. Сетова полтора года и свыклась с ним, с его труппой. Своим еще детским сердцем она чувствовала, что этот пожилой, повидавший жизнь антрепренер уделяет ей много душевного тепла и доброты. До конца дней своих Анастасия вспоминала об Иосифе Яковлевиче с благодарностью и называла не иначе как «крестным отцом». Недаром же она часто повторяла впоследствии репортерам, что 35 рублей, которые зарабатывала у Сетова, были для нее слаще самых огромных гонораров.      
Когда труппа И. Я. Сетова распалась, девушке  пришлось вернуться в Киев и, оставшись без ангажемента, долгое время выступать в благотворительных концертах и любительских спектаклях. Дома она настойчиво занималась музыкой, целыми днями распевала сольфеджио, не уставала повторять по многу раз одну и ту же музыкальную фразу, желая добиться совершенства.
      Девушка, было совсем отчаялась, когда, услыхав ее пение на одном из любительских концертов, к ней обратился известный в то время антрепренер Незлобин с предложением перейти в его труппу на 75 рублей в месяц. Такое предложение можно было считать удачей.
      «Петь я тогда не мечтала, — вспоминает артистка. — Лишь три года спустя, я поступила на вторые партии...» Малозаметной хористкой пела в Вильно, в саду «Аркадия», затем в петербургском Малом театре, в опереточной труппе С. А. Пальма.
     «Когда, по опереточному канону, хористки выстраивались дугой по обеим сторонам авансцены, — вспоминает музыкальный критик А. Р. Кугель, — то направо на первом, а иногда на втором месте стояла очень худая молодая девушка с прелестной улыбкой. Она была «новенькая» и действительно выделялась среди «старой гвардии» оперетки. Случалось, что она исполняла партии в два-три слова и пела «вот идет графиня» или «как ужасно, как прекрасно». Никому в голову не могло прийти, что эта худенькая девушка с прелестной улыбкой станет в своем роде всероссийской знаменитостью...».
    В двадцать лет артистке представился случай испытать себя в роли исполнительницы романсов: в оперетте-обозрении «Цыганские песни в лицах» ей поручили маленькую роль Кати (в основных ролях выступали гремевшие тогда Р. М. Раисова — Стеша и А. Д. Давыдов — Антип).
Фото: Вяльцева в роли Кати
4. Романс «Захочу — полюблю», блестяще спетый Вяльцевой в последнем акте, решил ее судьбу: стало ясно, что одаренную девушку ждет громкая слава эстрадной «дивы» (утверждали, что эта знаменитая песня была разучена ею под руководством «самого» Саши Давыдова).
      О том, что делалось в театре после исполнения ею песни Кати, Анастасия Вяльцева записала на следующий день после дебюта в своем дневнике:
«Мне дают роль Кати в «Цыганских песнях в лицах», и я выступаю вместе со знаменитой Раисовой и знаменитым Давыдовым. Признаться, я немножко оробела при мысли, что конкурирую с такими любимцами публики. Но вера в свою счастливую звезду меня поддержала, и, действительно, я выдержала экзамен. Раздались аплодисменты, крики: «бис!», – полетели на сцену цветы и студенческие фуражки. Когда я выходила из театра, на подъезде меня окружили курсистки, схватили мои руки и стали целовать. Я приехала, опьяненная успехом, и всю ночь мне снились эти цветы, студенческие фуражки».
И тут в жизни певчей Золушки появился  добрый волшебник. Модный столичный адвокат, присяжный поверенный Николай Осипович Холева был блестящим светским львом и известным санкт-петербургским меломаном. Один из директоров и казначей Литературно-артистического кружка в Петербурге
  Фото: Вяльцева в роли Кати
  Фотография Холевы

  5. «Под чарующей лаской твоей»

    Почти все биографы Вяльцевой уверяли, что ее отношения с покровителем были исключительно платоническими. Но ни тогда, ни позднее никто в столичном бомонде не верил, что известный своей расчетливостью адвокат станет тратить значительные средства на певицу исключительно по дружбе. Как бы там ни было, по его настоянию Вяльцева ушла из труппы Пальма и впервые начала по-настоящему учиться пению, у профессора вокала Станислава Сонки Актер А. Сумароков вспоминал: "Сонки открыл у нее голос, правда, небольшой и жестковатого тембра. Но Вяльцева показала пример энергичной, ревностной работы над усовершенствованием своих голосовых данных".
Мало того, все еще видя исполнительские недостатки Вяльцевой, Холева отправил ее в Италию, к профессору Марти, который исправил последние погрешности в ее манере исполнения и голосе.
    Но все же главным учителем певицы был сам адвокат. Еще студентом он редактировал ряд небольших изданий и знал газетный мир, что называется, изнутри. И не раз он защищал в суде редакторов и журналистов, добиваясь снятия с них обвинений в клевете, оскорблении печатным словом и прочих прегрешениях. Поэтому он не без оснований слыл любимцем газетчиков. Этот свой опыт и связи в газетном мире он передал выпестованной им певице. Потом все недруги многократно и дружно обвиняли Вяльцеву в использовании американских методов саморекламы и злоупотреблении прессой. Однако Вяльцева, как ни в чем не бывало, продолжала дружить с репортерами и не забывала регулярно подбрасывать сенсационные и быстро разлетавшиеся по стране новости о себе.
    Скорее всего, именно умный Холева помог певице найти и свое место на русской эстраде. В ту пору остромодными были романсы в исполнении цыган или хотя бы в цыганской манере. Вяльцева интуитивно выбрала свою манеру исполнения романсов даже не с цыганским уклоном, а скорее с оглядкой на французский шансон.
Репертуар подбирался такой, чтобы сделать ее песни предельно простыми и потому запоминающимися. Но главная ставка делалась на красоту Вяльцевой, которую подчеркивали прически и ставшее впоследствии знаменитым ее концертное платье белого шелка с розовой отделкой и вышивкой серебром от знаменитого тогда кутюрье Пакэна, которое делало ее похожей на русалку с осиной талией. Ко всему прочему певица оказалась на редкость фотогеничной, чем просто грешно было не воспользоваться. (многочисленные открытки Вяльцевой  продавались с неменьшим успехом, чем ее грампластинки)
И уже через год-полтора Вяльцева стала появляться в петербургских музыкальных салонах и на эстрадных вечерах как исполнительница романсов.
      Восторженные рецензии помещали все дружественные Холеве издания. Но в качестве места для восхода новой звезды перед публикой была избрана Москва, где она прежде выступала немного, и где выступления второразрядной хористки, надо полагать, были напрочь забыты.  Бывавший в Питере директор московского сада и театра "Эрмитаж" Я. Щукин в 1897 (Вяльцевой 26 лет) году предложил певице выступить на его сцене.
     Фотографии Вяльцевой в эстрадном платье.
      6. Уголок (аудио)
   Результат московского дебюта оказался феноменальным. Публика, пришла в восторг от голоса, манер, а главное — от потрясающей красоты певицы. Говорят, что многие зрители просто кричали и ревели от восторга. И Щукин тут же предложил новой эстрадной звезде весьма солидное по тому времени жалованье — 750 рублей в месяц. Для сравнения: врач городской больницы получал тогда 600 рублей в год, правда, при казенной квартире. А в конце сезона директор театра платил "несравненной Вяльцевой" уже 133 рубля за каждый выход на сцену.
    Так в России родилась новая «звезда эстрады». Вскоре Вяльцеву знала вся Россия, она стала самой высокооплачиваемой эстрадной певицей, получая за концерт до полутора тысяч рублей – деньги по тем временам огромные. Подобными гонорарами мог похвастаться только Шаляпин.
    С 1902 года начались систематические концертные турне певицы по городам России. Первая же поездка по маршруту Рязань, Тамбов, Воронеж, Курск, Харьков, Киев, Одесса, Ростов, Баку, Тифлис сопровождалась неслыханными триумфами. «Знаменитая «вяльцевская улыбка» покоряла всех и вся. Строгие провинциальные критики хмурились, иные негодовали, грозно осуждая смелость артистки, дерзавшей выступать на концертной эстраде с цыганскими романсами, но никто не мог не признать факта небывалого успеха». С тех пор она ежегодно весной («великим постом») совершала концертные поездки по всей стране — от Дальнего Востока до Вильно и Варшавы. «Когда Анастасию Дмитриевну спросили, почему она не ездит в заграничные турне, она ответила: «3аграницу ездят искать славы. Я нашла ее в России».
    Для гастрольных поездок Вяльцева заказала в Бельгии салон-вагон с удобными апартаментами, кухней, ванной и помещениями для прислуги (история вагона : после Вяльцевой - Колчак –маршал Блюхер – БАМ-гостиница для офицерского  состава железнодорожных войск.)
 Фотография Вяльцевой в вагоне
Её концерты проходили с неизменным успехом, зачастую она не составляла для них программы, а исполняла песни своего репертуара только по просьбе публики. В ее исполнении звучали романсы «Уголок», «Признание», «Мой костер», «Какая ночь», «Забыты нежные лобзания», которые восторженно встречались публикой. Не меньшим успехом пользовались и народные песни «Тройка», «Гони, ямщик», «Калинка», «Уморилась». Всего же в ее репертуаре было более 300 произведений.

7. Уморилась(аудио)

    В Петербург Вяльцева вернулась в 1909 г. знаменитостью: Успех популярной певицы был поистине головокружительным: ее встречи с публикой сопровождались каким-то необъяснимым массовым поклонением перед актерским обаянием любимицы. Нередко концерты затягивались за полночь - Анастасии Дмитриевне приходилось петь на "бис" и 10, и 20, и 30 раз. Были случаи, когда публика категорически отказывалась ее отпускать, тогда она, фактически, пела свой сольный концерт дважды за один вечер. Ей говорили: "Что Вы делаете? Вы себя убиваете! К чему эта безумная расточительность? Зачем Вы поете столько "бисов"? Ведь публика - тиран алчный, ненасытный, безжалостный!" Она отвечала: "Они заплатили деньги и поэтому могут требовать!". Это и погубило Вяльцеву, быстро подорвало ее и так хрупкое здоровье.   
    Наблюдательный театральный критик (А. Р. Кугель) верно сформулировал характерные для Вяльцевой черты женственности, особенно ценимые в ту декаденствующую эпоху: болезненная бледность, признаки анемичности, хрупкая обворожительная улыбка... Нечто похожее на нервных красавиц с портретов К. Сомова, а быть может, и на кинозвезд типа Веры Холодной.

    Аудитория Вяльцевой с горящими глазами следила за покоряющей «любовной игрой» ее капризных героинь:  Захочу — полюблю, Захочу — разлюблю.
 Этот мотив в различных вариантах повторялся во многих номерах вяльцевских программ:
 «Все говорят, что я ветрена бываю», «Ах, да пускай свет осуждает», «Дай, милый друг, на счастье руку»...
8.«Все говорят, что я ветрена бываю», (аудио)
    Своего рода слабостью Вяльцевой было желание петь на оперной сцене, испытать себя в ответственных партиях классического репертуара. Предприимчивый антрепренер театра «Буфф» П. В. Тумпаков по ее указаниям организовал специальные оперные спектакли, наделавшие много шума в Петербурге и в Москве в период 1902—1906 годов. Вяльцева пела главные роли в «Кармен», в «Самсоне и Далиле», «Миньоне». Тысячи петербуржцев осаждали Новый летний театр или зал столичной Консерватории, мечтая услышать эстрадную знаменитость в непривычных для нее ролях. Однако даже поклонники Вяльцевой были разочарованы ее малоудачными выступлениями в опере: некоторые критики утверждали, что на оперной сцене певице «вредил несколько носовой тембр голоса, так ценившийся при исполнении цыганских романсов».
     Особенно категоричными в своих уничтожающих оценках были квалифицированные рецензенты из академических кругов, например А. В. Оссовский: «Именно эффект скандала придавал ложный интерес выходам А. Д. Вяльцевой на оперной сцене, — указывал критик. – Для музыканта она мало музыкальна, а для любителей цыганщины — в ее оперном исполнении мало специфически цыганских прелестей…» «Несравненная» так и осталась звездой эстрады, не завоевав прочного успеха ни в опере, ни в оперетте.
9. Песня цыганки из оперы «Кармен» (аудио)
Фотографии Вяльцевой в возрасте и афиш с операми и опереттами

    Имя Вяльцевой буквально не сходило со страниц столичных газет: писали о ее громадном состоянии (около двух с половиной миллионов рублей), о ежегодном доходе (свыше ста тысяч рублей), о собственном салон-вагоне, в котором артистка, подобно императрице, путешествовала по стране. Хроника «Рампы и жизни» в 1910 году рапортовала читателям: «Г-жа Вяльцева купила у графа Игнатьева его имение за 150000 рублей. Оказывается, не так скверно петь цыганские романсы!»
Дома Вяльцевой в Петербурге

Королева романса активно занималась благотворительностью, финансово помогала больницам, роддомам, опекала мальчика из бедной семьи Женю Кошарова (она оставила ему 40 тысяч рублей наследства (легенда о корзине с цветами), но Женя вскоре после кончины певицы покончил жизнь самоубийством??? Не перенес горя утраты??? Совместно с Шаляпиным и Собиновым она участвовала в благотворительных концертах в поддержку экспедиции Седова к Северному полюсу, финансировала больницы для бедных, роддома.
      Счастливо сложилась и личная жизнь певицы. На гастролях она познакомилась с Василием Бискупским, блестящим  гвардейским офицером, старшим сыном томского вице-губернатора, красавец, на семь лет моложе «королевы романса»,  роман перерос в нечто более серьезное.
Фотография В. Бискупского и Вяльцевой
     Когда Бискупский  был тяжело ранен на Русско-японской войне, Вяльцева прервала гастроли и уехала сестрой милосердия на Дальний Восток в госпиталь, где лечился возлюбленный.
(«Она не побоялась войны и ее ужасов, — отмечали газеты, — чтобы своим ухаживанием спасти любимого человека»)
После войны они обвенчались. Когда о женитьбе стало известно в полку, Бискупскому пришлось уйти в отставку. Брак гвардейского полковника с певицей из крестьян офицерское собрание полка одобрить не могло. Но, похоже, молодых это не очень-то и смущало. Они были счастливы. « Звезда эстрады» в домашних стенах была милой, мягкой и заботливой женщиной, любила печь пирожки и ухаживать за своим любимым мужем. Правда, Бискупский, хоть и обожал свою жену, но часто огорчал ее картежными долгами и любовью к кутежам. Долги оплачивались, кутежи прощались, молодые были счастливы.  К сожалению, их счастье было недолгим. В 1912 г. на осенних гастролях в Воронеже она потеряла сознание прямо на концерте.
Врачи нашли у нее рак крови. Самые современные для того времени способы лечения давали только временное облегчение. Вяльцева стала готовиться к смерти, заранее составив духовное завещание, рапорядившись своим двухмиллионным состоянием. по которому передавала свои доходные дома Петербургу для устройства больницы и приюта для детей, позаботилась о своем муже, брате и матери. Опекаемому Жене Кошарову выделила 40 тысяч, наградила всех своих слуг и даже расписала свои похороны до мельчайших деталей.  Она указала. во что должна быть одета(в бело-розовое атласное платье, как причесана, какой должен быть катафалк(белый) и факельщики (В белом) Но то, во что вылились ее похороны, она даже не могла предположить. Скончалась «Королева русского романса» 2 февраля 1913 года.
  Фотография похорон Вяльцевой
    Хоронить ее вышел весь Санкт-Петербург: около 150 тысяч человек шли за усыпанным белыми цветами гробом по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре. Похоронили Анастасию Вяльцеву недалеко от могилы Веры Комиссаржевской, установив над местом ее вечного упокоения небольшую часовенку.
Фотография часовенки
    Вся Россия оплакивала "несравненную", "королеву русского романса". Вяльцева умерла, — писал один из опечаленных поклонников. — Угасла, как тихий аккорд сладкозвучной песни, и еще угрюмее и безотраднее стал Петербург...» А  Газета "Раннее утро" изумлялась: "Что такое Вяльцева? Когда умирал Антон Павлович Чехов, то почти никто в России не следил за ходом его болезни...". На это "Петербургская газета" отвечала: "Говорящий так забывает, что Чехов был и писал для немногих, а Вяльцева служила своим талантом многим...".   
Фотография Вяльцевой
    «В Вяльцевой было что-то зовущее, «колдовское и тревожащее», как пишут французы, в духе современности, — отмечал наблюдательный А. Кугель. — Это были песни какой-то уже новой социальной формации — не от апухтинских цыган, не от стрелецких вдов и слобожанок.. от какой-то нынешней немного уже «порченной» действительности. В звуках вяльцевской песни чувствовалась какая-то фаза слияния русской нетронутой самобытности с парижским Монмартром. И самая обворожительность улыбки, и худоба, и некоторая болезненная бледность — все это отзывалось жизнью города, насыщенного нездоровыми испарениями миллионов, дымом фабричных труб и чадом бензина. Какие-то признаки анемичности носились над вяльцевскими песнями, и любовь, про которую пела Вяльцева, была уже слегка осыпана пудрой и вымыта «лилейной водой».
    Образ «Несравненной» вскоре отразится на экранах в героинях Веры Холодной и других анемичных и хрупких красавиц декаденствующей эпохи.
Сохранилось не менее четырех десятков песен и романсов, записанных на грампластинки А. Д. Вяльцевой
    Но почему же они сейчас не восхищают слушателей, спросите вы? Да и вообще, когда мы слушаем голоса исполнителей прошлых лет Вари Паниной, Надежды Плевицкой, Михаила Вавича и других, невольно возникает вопрос: а в чем же, собственно, их величие? Ответ тут простой. Дело в том, что в начале прошлого века техника записи была далеко не совершенна, и она не смогла передать не только внутреннее состояние исполнителей, их мастерство, а даже натуральность голосов. "Граммофонная пластинка сохранила людям тень ее голоса, - писал о Вяльцевой Скиталец. - Но даст ли она понять… в чем было ее очарование, что сделало ее "несравненной"? Это знаем только мы, ее современники…".
Утесов очень жалел, что образ «несравненной» не был запечатлен на кинопленке: «Мы сегодня слушаем Вяльцеву, но мы ее не слышим. И тем людям, кто не видел ее в концертах, трудно понять, почему она была по-настоящему великой»
    С этим трудно не согласиться. Действительно, Анастасия Вяльцева за свою достаточно короткую жизнь сумела оставить о себе самые светлые воспоминания. И нам остается только завидовать тем, кто слушал ее в концертах, кому она доставила своим искусством настоящее восхищение. Ведь не зря артистку называли певицей радости жизни.
    Мать Вяльцевой, всю жизнь сопровождавшая любимую дочь, не выдержав горя, через несколько месяцев скончалась и похоронена рядом с «Несравненной».
    Бискупский так больше и не женился, оплакивая свою любимую жену. После революции эмигрировал в Германию, поддерживал Гитлера, надеясь с его помощью восстановить в России монархию.  В 1936  Гитлер назначил Бискупского руководителем «Бюро русских эмигрантов». В конце Второй мировой войны Гитлер отправил Бискупского в отставку за несогласие с гитлеровской политикой в отношении русских военнопленных. Скончался Бискупский 18 июня 1945 года в занятом американскими войсками Мюнхене.