Пётр Вайль, Александр Генис. Родная речь

Михаил Кречмар
Иногда всё-таки перечитывать школьную программу приятно. А особенно - не перечитывать саму программу, а её пересказ.

Тем более, пересказ умными людьми; и такой, который многие, вроде бы, очевидные, но незаметные тебе вещи, открывает.

Например, что Простаковы и примкнувший к ним Скотинин  в "Недоросле" - единственные живые люди, а Стародум и иже с ним - функциональные схемы.

Или - что соединёнными усилиями как "сверху", так и "снизу"  на роль главного идеологического романа в XIX веке был назначен "Что делать?" - при том, что книга во всех отношениях никакущая.

Впрочем, столетием раньше точно так же на это место "случилось" "Путешествие из Петербурга в Москву", написанное озлобленным резонёром-морализатором.

Или о том как "ни сном, ни духом" басни Крылова стали писаным моральным сводом Российской Империи - сверху донизу.

Там, где речь идёт о книгах посложнее, авторы, как по мне, начинают умничать - в случае, с Гоголем, например, где они сравнивают "Тараса Бульбу" с "Илиадой", а Мёртвые души" с "Одиссеей"..

Ну и выше по списку - Тургенев там, Толстой. Чем ценен хренов Достоевский простому читателю, я и на этот раз, не понял.

А, может, не они умничают, а я упрощаю.

Я это люблю.

Но читать всё равно интересно.

Подписуйтесь на мой ТГ-канал и чат при нём

https://t.me/Krechmar_book_chat

Или не подписуйтесь)))