Почему Чацкий - чужой... школьное сочинение

Эмилия Ка
     Мой брат, которому отказали в регистрации на Прозе и чей венок  сонетов "сто разных жизней наяву" http://proza.ru/2022/09/06/1041 я опубликовала недавно, написал  сочинение.  Тема обычная. Но, оказывается, мысли можно высказывать только те, которые до этого озвучил учитель. Тогда почему не писать вместо сочинений диктанты и не заучивать их наизусть? Если цель - погрузить  учеников в маразм,  то это быстрее поможет.

     Вот угадайте, что поставили  за это сочинение?

       Сочинение на тему «Почему Чацкий – чужой в том обществе, в котором он вырос».




       Чацкий действительно чужой в московском обществе. Несмотря на то, что это общество воспитало его, он вырос в нем, он чужой в этом обществе.
       Но что это за общество? Это прежде всего общество страны, которая только что победила Наполеона. Всех объединяет чувство гордости за свою родину. Только благодаря такому обществу, которое описывается Грибоедовым, Россия и победила врага. В подобном обществе почитаются старшие, прощаются ошибки и недостатки, как это и полагается в нормальном человеческом обществе. Грибоедов описывает живых людей, которые не идеальны, но в этих людях нет ничего плохого.
       Чацкий, каким мы видим его с первых слов – типичный либерал. Как и все такие люди, он обладает огромным перечнем претензий ко всему на свете. Каким мы видим его в первую минуту. Он здоровается с юной девушкой. Нет ни намека  на рыцарское отношение к даме. Какие слова он говорит при этом? «Поцелуйте, посмотрите мне в лицо, что за прием». Уж если с любимой девушкой он говорит таким образом, то чего же от него ждать остальным.
       Чацкому решительно противно все то, чем живет Москва, доброго слова не достается никому. «А тетушка? Все девушкой, Минервой? Все фрейлиной Екатерины Первой?» - как будто в этом есть что-то позорное или недостойное. Затем Софья спрашивает – «Случалось ли, чтоб вы, смеясь? Или в печали? Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали?». На что Чацкий, видимо не поняв намека, отвечает не колеблясь – что де то была детская пора, когда все мягко и нежно, а потом сразу же переносит внимание на то, как долго, с какими трудностями он мчится в Москву, чтобы повидаться с Софьей. Или например, когда Фамусов говорит ему – «Сказал бы я во-первых: не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, А главное, поди-тка послужи». А Чацкий отвечает,что он бы рад служить, да прислуживаться тошно. Обычно так говрят люди, которые либо вообще не хотят служить, либо попросту ничего не умеют. Чацкого никто не заставляет прислуживаться. Ведь можно посвятить себя бескорыстному служению обществу, без прислуживания. Но почему-то Чацкого это ни в коей мере не прельщает. А когда Фамусов расхваливает его перед Скалозубом, Чацкий довольно грубо говорит, что жалеть о нем не надо и вообще их похвалы ему нисколько не нужны и досаждают ему.
Он говорит – «Но кто б тогда за всеми не повлекся?
                Когда из гвардии, иные от двора
                Сюда на время приезжали, -
                Кричали женщины : ура!
                И в воздух чепчики бросали!»
      
       Так говорит, как будто есть что-то предосудительное в том, чтобы радоваться победе войск собственной страны. Ведь не из-за красивых усов и сверкающих мундиров так радостно и с таким восторгом были приняты гвардейцы.
       Перед девушками были победители в Отечественной войне 1812 года. Армия, сокрушившая Бонапарта, сильнейшая армия в мире. А Чацкй презирает патриотические чувства общества.
       Неизбежный финал – конфликт. Когда Чацкий наоскорблялся всласть и наконец перестал досаждать окружающим всяческими осуждениями, все почему-то отвернулись от него. Он попросту всем надоел. Он за все произведение не сказал ничего умного. Все от него слушали одни гадости.
       А Софья даже решила хитроумно отомстить ему. Она потихоньку всех убеждает, что Чацкий – сумасшедший. Хотя тут и убеждать не надо. С первых десяти страниц видно, что Чацкий – невменяемый, душевнобольной. Его поступок с Софьей действительно выходит за рамки этики и вообще поведения нормального человека. Он узнал тайну женщины, и вместо того, чтобы просто молчать (хотя бы), он привлекает к этому внимание. Поэтому общество и не приняло его, отвергло. После такого поступка Чацкому никто не подал бы руки, поэтому ему не оставалось ничего другого, как бежать из Москвы как можно скорее и дальше.


     ............................

      Так вот, поставили - двойку. Неправильные мысли. Заставили переписывать. Ребенок - существо подневольное. Переписал. С отвращением, но переписал. И чему учат в школе? Лицемерию. Как в советское время.