Заединщики - сотоварищи. Охота на слова

Александр Ерошкин
Давным-давно, когда мне не было и 15 лет, я приехал в Южную Кузнечиху, где жила моя тётя, и  мы вместе с двоюродными братьями за смешную цену посмотрели в сельском клубе хороший фильм. Начинался он с того, что мальчишки пошли на рыбалку на лесное озеро и по пути поймали кузнечика – зелёную кобылку. Мы тоже ловили рыбу на зелёных кузнечиков. После 6 июня на кобылку обычно ловился крупный окунь. И хотя мне всегда казался вкуснее крупный чебак, но все уверяли, что окунь вкуснее.

К тому времени я прочитал уже много рассказов, повестей и особенно сказов Павла Петровича Бажова. На Урале они хорошо издавались и  в любой библиотеке были в большом ассортименте. Нравился мне язык бажовских рассказов. Он был местный, знакомый всем нам до мелочей. Многие у нас так ещё говорили. А эти имена типа Кольша, Ваньша, Егорша  вызывали во мне особый трепет.

Много раз, проживая уже в Германии,  я пытался отыскать в глобальной сети этот фильм, но не знал, как он называется. Помнил только про зелёную кобылку. Но на запрос в Яндексе мне подсовывали какую-то иностранную поделку на французском языке, и называлась она «Зелёная кобыла». Но кобыла и кобылка, согласитесь,  – это не одно и то же.

И вот только сейчас мне выставили, что фильм этот – «Тайна зеленого бора», режиссёр Олег Николаевский, в основе – повесть Павла Бажова «Зелёная кобылка». Значит, память меня ещё не подводит, вспоминаю иногда такие детали, о которых давно пора забыть.

Я уже был женат, у меня уже был сын-школьник, когда я впервые попал на озеро Тургояк. Прозрачность его воды удивила, хотя недалеко были Увильды, с которыми связано много приятных моментов в моей жизни, начиная с раннего детства. Вода в Увильдах тоже необычайно прозрачная. Впервые я шёл по посёлку и мне казалось, что я всё это уже видел. Теперь я знаю, как это объяснить. Но тогда. Я смотрел на эти дворы, застланные  жердями…  У нас в Кыштыме старые дворы были выложены гладкими каменными плитами, а тут деревянные настилы. Камня вокруг Тургояка очень много, но на восточных берегах   не было плоского камня. Местные мне подсказали, что у них снимали немало исторических фильмов. Значит, я мог видеть этот пейзаж и в других фильмах, и, конечно, в экранизации повести Павла Бажова «Зелёная кобылка».

Читаем весьма значимый отрывок из повести:

Выкупались еще раз, “на дорожку”, и пошли. После еды и купанья идти стало легче, приятнее. Стали заглядывать в лес, не попадутся ли ягоды.
Вдруг Петька закричал:
— Ребята, зеленая! У куста села! - И он бросился к кусту, из которого сейчас же выпрыгнула большая ярко-зеленая кобылка.
Мы не хуже Петьки знали, что на такую кобылку хорошо берет крупный елец и чебак, и тоже стали ловить ее. Такая кобылка встречается не часто и очень далеко прыгает. Втроем все-таки одолели, и Петька понес полузадавленную добычу. Мы ему наказывали:
— Гляди, Петьша, не выпусти! Они страсть живучие!
Петька хвастливо уверял:
— У нас не вырвется! Не такому попала! Петькино хвастовство показалось обидным.
— Подумаешь! Ловко не выпустить-то, коли я ее раз прихлопнул да другой раз ножку обломил. Куда поскачет хромая-то?
Мы предлагали Петьке: “Давай я понесу”, но он важничал, напоминал, что это он увидел и поймал кобылку.
— Вот хвастун! Еще бы не поймать, коли мы ее оглушили! Задается теперь. Да мы такого барахла сколько хочешь наловим.
Не сговариваясь, мы с Колюшкой бросились ловить кобылок. Их было много. Чаще всего попадались жирные желтяки, которые смолку дают. Зажмешь такую в кулак, поскачешь кругом на одной ножке да попросишь: “Кобылка, кобылка, дай мне смолки!” — она и выпустит каплю. Черная, густая, как есть смола! Много было серовиков, каменушек, остроголовиков. Реже попадались черные летунцы, но зеленой не было.


На фоне этой истории с зелёной кобылкой три друга сталкиваются с такими событиями, которые делают их ещё дружнее, а по совету того, кому они помогли, они сумели  расширить круг знакомств, подружились с теми, с кем много лет враждовали.

Вот этот  фильм и эту книгу Павла Бажова я захотел отыскать, потому что там встречается редкое для нашего времени слово ЗАЕДИНЩИКИ, оно красивое, образное, но вышло из употребления.

“Заединщина — заодно и получай!” Только и слов у них, а отцы похваливают: “Пущай без обиды растут!” Говори вот вам! – Это фраза из книги. В фильме слово ЗАЕДИНЩИКИ вынесено в подзаголовок.

Вот образец маленького разговора из книги Бажова:

Спускаясь с плотины, мы увидели, что старик сидит на том же пне, а около сосны стоит привязанная лошадь.
— Видно, стражник ему велел дорогу караулить. Оттуда не выпускают, а туда? Пустят — нет?
— Дедко, что там случилось? — крикнул Петька.
— Свинушка отелилась, — откликнулся старик.
— Нет, ты скажи толком.
— Толком — с волком, со мной — шутком.
— Свадебщик, видно, — догадался Петька и звонко закричал: — Ездок — зелена муха! Пимы потерял!
— Я потерял, ты подобрал — кто вором стал? — откликнулся старик.
— Тьфу ты, стара шишига, не переговоришь такого! — плюнул Петька.

—Ну спасибо, ребятки,—выручили наполовину. Как дальше будем? Еще помогать станете или уж будет? Натерпелись страху-то?
— Пусть другой кто боится. Мы не струсили! — сказал Петька.
— Ты за себя говори, а не за всех.
— Так мы, поди-ка, заединщина, — поспешил я поддержать Петьку.
—Ты что скажешь, Медведко?
— Ну-к, я — как Петьша с Егоршей.
— Тогда вот что, ребятки… Я вам покажу место, где меня искать. Только чтоб никому… Поняли? Мы стали уверять, что никому не скажем.
— Ни отцу, ни матери. Не то худо будет. Знаю ведь, в которой улице живете.

Несколько фраз о сюжете повести и фильма.
Начало XX века. Закадычные друзья Егорка, Петька и Коля враждуют с ребятами с соседней улицы, во главе которых стоит Сенька Кожин. Однажды, возвращаясь домой с рыбалки, товарищи встречают в лесу «политика» — именно так местные жандармы называли революционеров. Оказав ему первую помощь и укрыв от солдат и полицейских, ребята сообщили о раненном отцу Сеньки. Впечатлённый героизмом сверстников Сенька теперь стал лучшим другом компании.

Кстати, от старших я не раз слышал, что и в Кыштыме в прошлом  нередко одна улица враждовала с другой, а то и мальчишки с разных концов одной улицы не ладили с мальчишками другого конца. Так получилось, что  наш дом стоял посередине небольшой улицы и во время дождя под нашими окнами формировалась лужа, вода из которой уходила на запад к озеру или к востоку через переулки к болоту и речке. И традиционно мальчишки и девчонки кучковались по краям улицы, а я мог примыкать и к тем, и к другим. Вражды у нас не было. И сперва мы учились в четырёх разных школах, а в 1955 году открыли школу № 4 на улице Кирова, но закрыли школы  семилетнюю на депо и начальную возле проходной механического завода. В этой школе я проучился два года.

Смотрим соответствующие слова в словаре Владимира Даля. Мне очень хочется, чтобы эти слова почаще звучали в нашей речи, ведь всем нам предстоит стать заединщиками, чтобы за правду и справедливость, за то, чтобы все спорные вопросы решались за столом переговоров, а не на поле боя.

Вражда между мальчишками в прошлом, как правило, поддерживались людьми из богатых сословий. Так легче им было  править и зарабатывать больше денег.

ЗАЕДИНО нареч. заодно, единомыслено, единодушно; сообща; вместе, нераздельно, совокупно. Заединый яросл. вор. кто с кем заодно, сообща; товарищ по артели, по работе, по заговору и пр.
Заединщик м. заединщица ж. согласник, единомышленик заодно с кем-либо действующий; соучастник в замысле.
Заединщина ж. единомыслие, единодушие по условию в делах, скоп, соглас; || собират. общество заодно действующее: товарищи в каком-либо деле, особенно в тайном замысле. Толковый словарь живого великорусского языка


ЗАОДИН, заодно, заедино, костр. заодново нареч. совокупно; сообща или вместе, согласно, единодушно, одномысленно.
Жиды ссорятся, а тронь одного, все заодно!
Плут с плутом заодно.
Кабы волк заодно с собакой, так бы человеку и житья не было.
Кстати, по пути, по сподручности, за один раз.
Заодно тебе ехать в город, и купить и продать бы можно.
Заоднемя тоб. тоже, в последн. знач. зараз. Толковый словарь живого великорусского языка

СОТОВАРИЩ м. сотоварка ж. товарищ, или совоспитанник, сослуживец, соучастник, помощник по делу, в торговле, в пути; собрат, ровня по чему-либо, или старый и короткий знакомый.
Сотоварищество, быт, состоянье сотоварищей, товарищество; дружба, связи товарищей; или || общество, круг, братство, союз многих.
 Сотовариществовать кому в чем, быть временно товарищем, напр. в дороге. Толковый словарь живого великорусского языка