Мелодии и запахи любви

Алекс Нефедов
Пытаюсь "прочувствовать" события вековой давности... И понять, что общего у чарующей и загадочной музыки Игоря Стравинского и запахом духов «Chanel No. 5», история которых вступила уже во второе столетие? Может быть точка отсчёта на Лазурном берегу, в лабиринтах виллы Габриэли Шанель? Или в нервной атмосфере той эпохи, что протекала между двумя войнами - небольшой, в сущности, отрезок времени и пространства всего-то в двадцать лет?
В последнее время Стравинский мне нравится всё больше и больше. Он очень разный во всём - от любви к женщинам, до музыкального творчества. И ещё нравится тем, что прожил довольно долго - 88 лет. И в этой цифре есть своя мистика - две лемнискаты в буквальном смысле слова гарантировали вечность его композиторскому наследию. Он приезжал на гастроли в Москву в год моего рождения и был восторженно встречен публикой. И он не был эмигрантом в классическом понимании. В Европе он оказался задолго до октябрьской революции, обжился там и уже не видел смысла возвращаться в раздираемую голодом и красным террором советскую Россию. Погружаясь в его сложнейшую по восприятию композицию "Плач пророка Иеремии" начинаю подозревать, что именно в ней можно открыть код доступа к  потаённому мiровосприятию Стравинского. Но в этой, "поздней музыке", присутствие Коко уже не чувствуется. Запах даже такой легенды как «Chanel No. 5» рано или поздно растворяется в бесконечной череде событий и переживаний...
А может быть и нет никакого смысла в постижении сути "насыщенных" додекафонией произведений Стравинского и запаха культовых духов? По крайней мере одной лишь музыки для этого явно недостаточно. В этой истории важно "оживить" французскую идиому "Cherchez la femme". Но такой "помощницы" в моём безнадёжном деле как раз никогда уже не будет, в отличие от вечных мелодий...
Игорь Стравинский и Коко Шанель умерли в один год - 1971-й. И унесли с собой многие другие тайны. В том числе и не очень "удобные" для нашего непростого времени, на пороге новых судьбоносных испытаний.