Скальд

Фёдор Иннокентьев
                2 Июня.
   «…Лёши не было, к Денису приехала Лена, мы решили вечером выпить. …»



                *           *           *

   Вася не собирался долго пьянствовать, надо было ехать к маме, где и жена с детьми были, и ждали дети папу своего. Он уже хотел переодеваться, но тут вдруг появился Олег, да ещё и не один. С ним была какая-то незнакомая девушка, блондинка с синими глазами. Она стояла перед Василием, загораживая ему солнце, но он не ворчал, как Диоген, а наоборот, улыбался. Денис с Леной встали с лавки, поприветствовав гостей, и Вася сделал то же вслед за ними.
    - Василий. – сказал он, протягивая руку.
    - Лана. – ответила та, протягивая свою. Хозяин Асьенды в старинном приветствии эту руку, склонившись, поцеловал.

   Вечер ещё был ранний, сидели они так впятером, пили каберне. (Все, кроме Ланы, та принесла с собою сок). Разговаривали ребята о разных языках и диалектах, Лена была филологом, да и Денис также немало в этом понимал. Поддерживала беседу и Лана. Олег же по большей части молчал, не потому, что некомпетентен, а просто не усекал момента, чтобы включиться в разговор. Или думал о чём-то своём…
   Наконец, речь зашла… О чём бы вы думали?
   Конечно, о животных.
    - Слово «животные» имеет довольно позднее происхождение, а раньше для них не было собирательного названия, а были конкретные и односложные: «волк», «лев», «хорь», «бер», «кот», «пёс», и т.п.
    - А как же «зверь»?
    - Нет, «зверь» - это другое, это не совсем животное. Это ругательное название, относимое к животному, типа бешеной собаки. А изначально это человек, бегущий от Солнца, не знающий Веры, от Веры ушедший. Извергнутый. Слово это в веках выродилось настолько, что потребовалось – по той же канве создавать новое слово: «изверг». В современном языке это разные слова, но по сути они идентичны.
    - А насекомые как назывались?
    - Насекомые – это страшная сила, их суммарная биомасса 10 миллиардов тонн. Но наши предки их не очень уважали, поэтому называли собирательно – «тля», а по отдельности – звукоподражательно, а имён своих они не имели. Тля и всё.

   Тут и Олег включился в разговор.
    - Ну как же? В Библии вон сколько сказано про саранчу там всякую, про кузнечиков, про мух тоже…
    - Фу! – отвечал ему Василий. – Не люблю мух. Вот комаров я люблю, они вкусные, только чтобы вкус почувствовать, надо съесть их сразу штук 20, не меньше…
   Лане эти слова, конечно, показались странными. Она таких «кадров» ещё не встречала, чтоб подобными вещами хвастались перед девушками.
    - Да. – сказала она. – Вот они жужжат, услышали про себя и прилетели…
    - Да какие тут комары? Где вы их находите?
    - Для того, кто побывал на Анабарском Щите, комаров уже нигде не кажется много, даже в Карелии и на Кольском. – сказал Денис, с уважением глядя на Васю. Для него как для алмазника побывать в тех местах было давней мечтой. Василий на это кивнул, и обратился к Олегу:
    - Прости, Олег, я тебя перебил, продолжай. А ты вообще Библию читал? Ты ведь язычник.
    - Целиком не читал, частями только. Я ведь язычник. А ты, христианин, мне скажи, в чём смысл Вавилонского Столпотворения?
    - Конечно, знаю, как люди строили эту башню, чтобы возвыситься и стать равными Богу. Как Люцифер они ту же работу делали.
    - Так в чём смысл этой Башни, если сейчас люди в космос летают, а не возвысились, и от Бога только отдалились?

   Вася задумался, закурил, и сказал, что, мол, давайте лучше выпьем. Они выпили. И Олег вдруг «переключился»:

    - Бывают такие люди, вещие. Они могут и сами об этом не знать, но если встретятся двое таких и начнут говорить друг с другом – они могут разъехаться затем хоть по разным континентам, но диалог их будет продолжаться. Ты ему скажешь слово, а он добавит к твоему своё. Войдут те слова в резонанс, и усилятся так, что сама Природа завибрирует…

    - И что из этого будет?

    - Да всё, что угодно. Смотря, что за слово ты скажешь…

    - А кто такие они, вещие? Откуда они берутся?
    - Это такие души, очень древние. Которые много раз рождались на Земле. Они обладают огромным объёмом информации, помнят все свои прошлые воплощения, только на глубоком уровне памяти. Они как бы «с двойным дном», хоть сами об этом могут и не догадываться.
    - Ерунда всё это. Никакой реинкарнации не существует. – ответил Олегу Василий.
    - А откуда тогда многие люди вспоминают вещи, ситуации, пейзажи, бывшие сотни лет назад? Что, и в это ты не веришь?
    - Да почему же я должен не верить, если со мной такое было? В детстве как-то читал книгу «Маленький гончар из Афин». Там так в подробностях описан быт античного Средиземноморья… И вот я читаю книжку эту и понимаю, что я там был когда-то. Видел такое.
    - Ну вот, значит, твоя душа уже воплощалась, а ты в реинкарнацию не веришь.
    - Да ерунда это всё. Вот помню, как-то, был я в одной компании. Там сидели человек 6-7, и беседовали мы на разные темы; и люди, судя по разговорам, такие, образованные… И был один там дядечка, такой, взрослый, лет за 45. И, вроде как, тоже не без высшего образования*…   Он всё говорит, типа научными терминами такими, все его слушают… И тут я понимаю: он говорит о своей мёртвой бабушке, которую этот дебил сжёг, а урну с прахом
поставил на полочку… И для чего? – Оказывается, он хочет, чтобы эта самая бабушка снова родилась в его семье, и рассказывает методику, как этого добиться! Взрослый человек, в 21-м веке всю эту чушь собачью лепит. Причём на полном серьёзе, и 5 человек, тоже взрослых, его внимательно слушают. И происходит всё это не в Папуа - Новой Гвинее, а в просвещённой Европейской стране!
   Он рассказывает рецептуру получения бабушки, которую этот «мыслитель» вывел из шуточной песни Высоцкого. А это ведь всё равно, как если бы он хвастался, что накопил за 30 лет целый чулан перегоревших лампочек и теперь знает, как из них получать электричество… И вот эти взрослые люди сидят всё это слушают, поддерживают разговор и переспрашивают поподробнее...
    - Но ты же сам сказал, что помнишь то, что было в Древней Греции?
    - Реинкарнация тут не при чём. Это упрощённое объяснение для неглубоких умов. Тут надо начинать с того, что есть такое душа? Вот скажи, как ты думаешь, она устроена проще, чем тело или наоборот?
    - Не знаю, как-то об этом не задумывался.
    - А что такое наше тело? С одной стороны – это просто несколько десятков килограммов органических и минеральных веществ. Но с другой – ведь какая сложная это штука, насколько они бывают разными, отличными друг от друга… А бывают наоборот – близнецы, абсолютно идентичные. А ещё бывает, что человек и лицом и телом полностью повторяет какого-нибудь дальнего предка со средневекового портрета…
   И это всего лишь тело, которое живёт то всего ничего, а потом превращается в кучку минералов…

   Что же можно сказать о безсмертной душе? Вот в то, что она устроена проще тела – я точно не
--------------
   * - Вася, сам студент-недоучка, очень любил приводить примеры дипломированных идиотов…

поверю. Она по любому гораздо сложнее. И творится ведь она не на пустом месте, следовательно, у неё тоже есть какая-то своя «генетическая память». И если тела человеческие могут быть телами лилипутов, а могут иметь рост 2,5 метра и  2 центнера веса; тогда души – могут ещё больше отличаться друг от друга… -  Василий допил вино из кружки и продолжил: - Тогда и про твоих двоих вещих становится ясно. Это, должно быть, родственники, их души являются как бы, близнецами, которые сразу узнают друг друга. И общаются потом на расстоянии через какие-то одним им известные коммуникации…

   Вспомнил он тут недавнюю тему про «тайное общество подсознанцев», о котором говорил Денис: «Ведь все эти
люди похожи друг на друга. Значит, они всё же состоят в какой-то степени родства. И души у них тоже родственны, вот в чём дело».
   Но озвучивать он это не стал, а перевёл разговор в несколько другое русло:
    - Я вот всё смотрю на тебя, Олег, и думаю, что ведь не мог бы какой-нибудь тёмный изгой безнаказанно пользоваться таким позывным «Ом». Выбирая позывной, надо прежде рассмотреть его с разных сторон, соответствуешь ли ты ему, или хотел ли бы соответствовать? Потому, что ведь всегда может найтись тот, кто за него спросит… А многие прилепят на себя, а даже в словарь не заглянут, что они лепят…

    - Да, уж тебе ли с твоим позывным этого не знать?.. С меня много раз спрашивали… А Ом я потому, что там, где хожу, можно и заблудиться, не вернуться. «Ом» же – такое слово, что всегда позволяет вспомнить, кто я и откуда…


   Вася посматривал на Лану с плохо скрываемым интересом, да и её тоже заинтересовал этот странный «поедатель насекомых», оказавшийся вдруг ещё и философом…
    - Олег говорил, что Вы геолог?
    - Да нет. Бывший геолог скорее. Это военные бывшими не бывают, у геологов же очень быстро теряется
квалификация. А я уже 5 полевых сезонов пропустил, когда всего у меня их было 4. Вот Денис – геолог настоящий.
    - Ну, я, скажем так, более теоретик. Настоящий геолог, если работает по одному определённому
объекту, годами, он уже там всю землю насквозь видит, хотя может быть с дипломом об окончании техникума. А я, кандидат наук, приеду на 2-3 недели, пройду несколько маршрутов, а, в основном сижу в кернохранилище с лупой и бутылкой «солянки»…
    - Ну да – сказал Василий – есть такое. Производственники с лёгким презрением вас именуют «наука», или даже говорят «туристы приехали»… Но ты всё же геологией занимаешься, а я ушёл в аналитику. А это же всего лишь обслуга науки, типа уборщицы…

    - Да ладно вам, ребята, спорить, кто из вас меньше геолог – сказала Лена – лучше расскажите что-нибудь из своей практики…

   Лена была девушкой очень романтичной… «Любите девушки – простых романтиков, полярных лётчиков и моряков…»

   Полярных лётчиков и моряков Лене, учащейся в гуманитарном институте, встретить не получалось, зато встретился Денис. Он не обладал фигурой Аполлона, и мужественным взглядом победителя не поражал, но был очень умён и профессию имел вполне романтическую…
   Не знала Лена того, что очень часто так называемые «люди романтических профессий» - это в реальной повседневной жизни – неудачники.   И из здесь присутствующих мужчин – таковыми были 100%.

    - Да, Вася – сказал Денис – расскажи историю про вашего старосту, который неделю блуждал по тайге, или про кота, что ловил осетров. А лучше расскажи про алмаз.

   Все эти истории Денис слышал неоднократно, и не только от товарища, но и в пересказах.

   Вася сморщил нос.
    - Про какой из …? Про тот, с Булкура? – Ну уж нет, про него пусть граф Перепёлкин рассказывает, хотя он там был только через год и на другом участке, километрах в 400-х… Но он же писатель – ему виднее…   А я лучше расскажу про золото…

   Но под такой рассказ неплохо бы налить подходящего вина. – сказав это, Вася отправился в дом, в подвал которого накануне привёз из основного своего хранилища несколько бутылок. Так как сам Вася был, как уже выше сказано, неудачником, то и большинство его историй были в той или иной степени маргинальными. И подавать их лучше было «под нужным соусом».

   Вернулся он с бутылкой тёмно-зелёного стекла, на которой вместо этикетки были надписи белой краской. Вторая рука была свободна, потому, что в штопоре эта бутылка не нуждалась.

    - 9 вечера – самое время для портвейна.

   Есть такие фразы, которые гасят любой спор и утихомиривают каждого оппонента. Здесь же не было оппонентов, никто не спорил – все были согласны, даже Лана, которая пила по прежнему апельсиновый сок, возразить ничего не могла.

    - Итак: - начал он рассказ. – Работал я как-то на Хангаласе, это на границе Якутии и Магаданской области. Мы там траншеи документировали, оконтуривали коренной золоторудный объект.  Ещё там было россыпное месторождение, но его отработали годах ещё в 50-х. И вот я, в свободное от работы время ходил по окрестностям. А места там любопытные, рядом трасса на Магадан… То есть – перекрёсток Границы и Трассы «со всеми втекающими и вытекающими оттуда последствиями…»
   Много там интересного, в частности, нашёл я 2 дырявых тазика. Один, алюминиевый, заклепал; а во втором, оцинкованном, наоборот ещё дырок с палец напробивал. И вот один тазик в другой вставляешь – и получается специфический инструмент для разделения фракций по крупности – нечто вроде портативной «бутары».   То было ещё начало сезона, лотка у меня не было (его я потом на Митрей–Онгохтахе нашёл, но это отдельная история), но для доводки шлиха я там какие-то «приспособы» подобрал подходящие.   И вот так, если других дел нету, желание возникнет – пойду на ручей, полчаса поковыряюсь… И намыл я грамм 30 металла. Ну и на Митрее ещё кое-что…   Осенью же, когда выехали в Усть-Неру, стал я задумываться.
   Мне домой скоро, а что с золотом делать? В аэропорту всё просвечивают, это не Полярный, где я как-то пищаль нарезную провёз в багаже, а потом дома рюкзак вытряхиваю – там ещё и патроны на дне завалялись… Но это опять другая история…   Так вот: официально металл никуда не сдашь, а сотрудничать с «Ингушзолотом» - ну это «не моя тема» совершенно, бандитов кормить…  Оставалось одно: всё же рискнуть и протащить через порт.   Поразмыслил я, хоть и не килограмм везти, но всё равно задача не простая. И придумал способ, как обмануть таможню с её рентгеном и детекторами…
    - И что за способ? – спросила Лана.
    - Вам то это навряд ли пригодится, да теперь оно, скорее всего, и «не прокатит». Времена другие. «Век Терроризма»…   Ну и вот: придумал я план, рисковый но реальный. И расслабился, отложил всё на «потом». А вечером перед отъездом мы с начальником отряда пошли в ресторан это дело отметить… Смысл понятен.

   … В общем, просыпаюсь я у начальника на квартире, а до вылета 1,5 часа! Я бегу в общагу, подхожу к двери, а ключа у меня нет!!.. Я обратно к Серёге, обыскали там всю квартиру – ключа нет!!! Пришлось бежать обратно и вскрывать дверь... Вещи мои разбросаны по комнате, я кое-как всё что нашёл в рюкзак покидал, тут ещё начальник экспедиции мне помог – УАЗик дал с водителем…

   До сих пор всё было как бы в пределах нормы*, дальше начались чудеса…
  Надо пояснить здесь,
что если сказать, что я накануне «нажрался в хлам» - это – не сказать ничего. Моё тогдашнее состояние можно охарактеризовать как очень-очень близкое к алкогольной коме. То есть, голова моя совсем не соображала…
   И вот, УАЗ резко тормозит и через 15 секунд захожу я в это маленькое здание поселкового аэровокзала… И там я, в этом своём состоянии, минуя регистрацию, которая уже вообще-то закончилась, как-то проник на борт самолёта. Не знаю, как - повторить это, наверное, невозможно…

   Сижу я спокойно, минут 10, а постепенно все вокруг начинают шушукаться, мол, почему не взлетаем?... А они там посчитали по головам количество пассажиров, получалось на одного больше – что за фигня?!
    - Кто здесь находится в салоне без регистрации билета?
   Они этот вопрос стеснялись задать во всеуслышанье пассажиров, потому, что как такое вообще возможно?...
   Ну я встаю, меня с рюкзаком – на выход. Прямо у трапа самолёта стоим: я, мент, и командир экипажа. Не вести же меня обратно в здание, где все эти детекторы, уже и так вылет задержали… Я открываю рюкзак, а там прямо сверху под клапаном – лоток и лопата такая характерная, старательская. Я её там же на Хангаласе нашёл.
 Американская, ещё времён Джека Лондона, там на ней клеймо стоит… Как его, ещё художник такой был?...   Рембрандт – во! …
    Ну, менту этому некогда тщательный досмотр делать, у меня там много всякого бутора – полный 120-литровый рюкзак, я ж чтоб откуда либо без хабара** возвращался – быть такого не может… Ну они с командиром экипажа и говорят: «Снимаем тебя с рейса, сдавай билет, полетишь в четверг».
   Тут я взмолился: «Люди дорогие, вы на меня посмотрите! Я ж до четверга здесь не доживу – сопьюсь… А меня там мама ждёт. И жена беременная»…

   Надо сказать, что в тамошних местах вообще собираются все «сливки» преступного мира, самые «матёрые волки» там обитают; и вот эти Усть-Нерские менты, наверняка всякого повидали на своём веку... Но навряд ли им попадался злоумышленник с контрабандой, который бы столь наплевательски отнёсся к укладке своего багажа, да ещё и лоток с лопатой положил на самое видное место…

   В общем, так или иначе меня допустили на борт, переписал только милиционер мои паспортные данные... Ладно, сажусь в середине салона, АН-24 взлетает, полёт длится примерно 2 часа. И вот, сижу я и постепенно трезвею. А трезвея, с каждой минутой всё больше и больше прихожу в ужас от осознания собственного положения…
   Ведь они по любому связались с Якутском и сообщили, что на борту пассажир с недосмотренным багажом…

   Вот мы снижаемся, уже под нами столица, река Лена… Сели, прокатились, остановились. В салоне тишина, все сидят, ждут подачи трапа. Трап подали, время идёт, а никого не выпускают…
   И точно, объявляют, мол, готовьте паспорта, а на выходе двое ментов…
---------------
   * - Ну если такое поведение является нормальным, тогда я – не Фёдор Иннокентьев, а … Мигель де Сервантес Сааведра…
   ** - Здесь: добыча, прибыток.
 
   «Ну всё, приплыли, сушите вёсла…» - подумал я.
   Ну я «лицо кирпичом» сделал, двигаюсь в очереди, подхожу к двери, милиционер по мне взглядом скользнул без интереса, в паспорт глянул и на следующего переключился… Я уже на трап выхожу, и слышу вдруг «краем уха» за спиной – странное слово…

   Тут надо сделать небольшой экскурс в область, далёкую от темы – в еврейские фамилии.
    - Ага, это интересно. – сказала Лена. – Не существует в природе такого предмета, который не мог бы служить еврею фамилией.
    - Точно. И есть среди них такие, что стоит там поменять одну букву, и еврей сразу превращается в немца, шведа, француза, в белоруса, да в кого угодно, хоть в чукчу…

   Ну и вот, спускаюсь я уже по трапу, и тут до меня доходит весь смысл произошедшего. Когда передавали из Усть-Неры в Якутск ориентировку на человека, то кто-то перепутал в фамилии одну букву и человек тот чудесным образом из хохла превратился в еврея. А эти «Стражи Порта» - даже в паспорт мой не стали вчитываться, просто посмотрели на физиономию. Я то похож на кого угодно, только не на еврея…
   Потом мы уже в автобус погрузились, но опять стоим на месте, а затем нам говорят, мол, мужчины – с паспортами на выход. Тут весь автобус хором возмутился, их и там продержали, и там задержали, и здесь не отпускают, а многие опаздывают, кто-то на пересадку уже не успел…

   В общем, выпустили нас всё-таки. И вы представьте себе моё чувство, когда автобус выезжал за ворота охраняемой зоны…

    - Да, любишь ты приключения.
    - Или наоборот, приключения любят меня… Потом как ехал на ПАЗике из Якутска – это отдельная история…
   А золото у меня всё же нашли, уже в Челябинске, но это – ещё опять другая история…

    - Знаешь, почему тебе повезло? – спросил Олег. – Ты ведь и в Челябинске «выкрутился»?
    - И как ты думаешь, почему? – Вася примерно знал ответ, но хотел услышать альтернативное мнение.
    - Из-за лопаты. Она приносит удачу. Ты, помнится, говорил, что тебе за неё предлагали 40грамм
 золотого песка? Так вот: если бы ты эту лопату променял – точно бы твоя командировка тогда не закончилась а продолжилась бы в СИЗО...
    - Да при чём здесь лопата? Это бабушка, Царство ей Небесное, на Том Свете за меня молится как и на этом молилась.
   Олег между тем продолжал:
    - Это я не знаю, тебе виднее. Но я знаю точно, что предметы, за которые заплачено не бумажными деньгами а серебром или золотом – приобретают расширенные свойства, вдобавок к своим собственным ещё какие-то. Оттуда пошла примета, что за дарёный нож обязательно надо отдать монетку. Нож ведь – это такая вещь, от которой у древних людей могла и жизнь зависеть.

   И вспомнил тут Василий, что чудесный нож – Невидимку, имеющий как минимум 2 необычных свойства – его отец, ещё будучи мальчиком, купил не за какую-то символическую латунную копеечку, а за 3 целковых, то есть Николаевских 18-граммовых рубля…

   40 грамм золота, которые тогда в Усть-Нере казались скорее не ценностью, а дополнительным «геморроем» - перевёл он в уме в Имперские деньги. «50 рублей! Ну ни фига себе, что за артефакт тогда эта моя лопата, если 43 рубля в 1913-м году стоил новенький Маузер С-96?!...

   Василий провожал гостей, они шли втроём до автобусной остановки. Олег рассказывал про то, куда планирует поехать летом, Лана тоже собиралась на море. Вася же говорил о горах, куда бы он попасть хотел, но пока не получится, ибо поедет он – в болота к комарам… Нет, он не завидовал товарищам. Этот человек вообще никому никогда не завидовал, ибо гордыня его была очень велика, а зависть и гордыня (если она столь велика) – две вещи несовместные…

   Стояли они на остановке, здесь было светло от фонарей. Лана пристально посмотрела на нового знакомого.
    - Василий, я всё никак не могу понять, кто же Вы такой?

   От автора: Мой тебе совет, читатель чуткий: никогда и никому не задавай подобного вопроса. Ибо если ты сразу не видишь, с кем имеешь дело – значит, либо перед тобою человек «мутный», либо же сам ты кажешься «мутным» ему… В обоих случаях он соврёт.

   Василий на секунду задумался. Он знал, что навряд ли ещё увидит эту самобытную красавицу. И подумал: какой бы поярче и попричудливее ярлык приклеить на себя, чтобы остаться с ним в памяти у этой девушки?

    - Могу жонглировать словами, рассеяв пылью их перед глазами, могу копьём метнуть малейший звук. Я мастер слога стройного. Я скальд.
    - Не очень я, Василий, Вас понимаю...

   Вопрос повис в воздухе, а задав его, эта едва знакомая, дико привлекательная девушка красивыми глазами своими требовала ответа…
    - Мы вновь увидимся, чрез 8 лет. Тогда смогу я дать ответ…


18.02-30.06.2019.