Воспоминания о тёте Соне. Глава 5

Рита Аксельруд
            
    Свою будущую профессию учителя я выбрала ещё в первом классе –
 хотела стать учительницей, как тётечка. Она помогала мне делать уроки,
 когда мама была в командировке, и очень переживала за мои оценки, не
 позволяла   лениться, радовалась каждой «пятёрке» в моём дневнике и
 гордилась моими успехами в учёбе. Об этом она подробно писала в письмах
 маме и папе, когда он был на военных сборах в Первомайске в 1953 году.

    В Балте у тёти были подруги детства. Когда она шла в гости, то часто
 брала меня с собой. На улице Уварова в старом домике жили две сестры
 Шева и Сара. У обеих были длинные  косы, красиво уложенные вокруг
 головы. Дом, в котором они жили, выстроил ещё их прадед. Там были
 маленькие окошки с наружными ставнями, а вдоль потолка  в комнатах
 тянулись  толстые побелённые балки. Помню, к нашему приходу стол был
 накрыт белой накрахмаленной скатертью, мы пили чай с вареньем из тонких
 стаканов с подстаканниками. Варенье набирали красивыми серебряными
 ложечками с витыми ручками. На столе всегда стояла вазочка с грецкими
 орехами, которые разбивали специальными щипцами. Но больше всего в
 этом доме мне нравилось рассматривать блестящие гладкие ракушки, белые
с коричневыми крапинками, лежащие на  полочке рядом с книгами. Мне
 разрешали брать их в руки и слушать, как   шумит море.

   В 1954 году зимой тётю Шеву, которая работала бухгалтером на швейной
 фабрике, арестовали вместе с другими работниками, судили и посадили в
 тюрьму. Я не знаю, за что их осудили. Помню, как тётя плакала и
 переживала за судьбу подруги. Особенно почему-то сокрушалась тётя о её
 великолепных косах. Но что косы – была изломана судьба человека. Точно
 так же попал в тюрьму инженер Сергеев с этой фабрики. Я с подругой Идой
 часто играла с двумя мальчишками, его сыновьями нашего возраста, так как
 они жили с Идой в одном дворе.

   Тётечка работала в четвёртой школе , но эту школу закрыли, всех перевели
 в новое здание второй школы. Библиотекарь перебирала книжки и
 предложила учителям взять списанные . Тётя принесла мне две
 замечательные книги: «Юннаты» и «По следам Робинзона». Первую  прочла
с большим интересом и потом не раз перечитывала – это о сибирских
 школьниках, которые вместе с учителем выращивали сою, помидоры,
 тыквы. А вторая была очень  полезной, так как в ней рассказывалось о том,
 какие растения можно собирать в лесу, в поле, во время походов.

   После прочтения книги «Юннаты» (юннаты – это юные натуралисты) мне
 захотелось тоже что-нибудь сажать и ухаживать за растениями.
Перед нашим домом, справа от крыльца мы с тётечкой вскопали землю и
 посадили цветы. Это были яркие и пахучие настурции, ночная красавица,
 матиола, которая распускала свои мелкие цветочки вечером, и воздух около
 дома был наполнен её чудесным ароматом. А за сараем у нас был небольшой
 огород. Мы с тётечкой сажали там картошку, кабаки, а вокруг в два ряда
 сеяли кукурузу. Все эти грядки, цветник и огород мне снятся до сих пор.
 
   Запомнилось, что в  1954 году, когда  приближался день 8 марта , в детском
 журнале «Барвинок» была цветная вставка  с выкройками красивой
 шкатулки и предложение изготовить подарок маме. Я сразу загорелась,
 вырезала все детали и попросила тётечку помочь склеить эту шкатулку. Всё
было сделано очень аккуратно . Восьмого марта я поздравила маму и
 подарила ей шкатулку. До сих пор стыдно, что я не поздравила ни тётю, ни
 бабушку – « сообразины не хватило», как говорит мой муж.            

    В тот год я окончила четвёртый класс, а Любочка только собиралась в первый,   и  летом произошло событие, которое  очень изменило судьбу тётечки. Совершенно неожиданно для нас наша тетя вышла замуж.