Спящие боги, гл. 90. Чувства вины и стыда

Владимир Пяцкий
ЧУВСТВА ВИНЫ И СТЫДА
Чувства вины и стыда за совершённые проступки являются необходимыми для преодоления дурных качеств поведения тела, речи и ума. Для ума созерцателя стыд и вина, подобно ясному зеркалу, отражают пороки, породившие их, помогая преодолевать капризность и неудовлетворённость; развить бдительность при принятии решений. Таково здоровое реагирование на неприятные чувства стыда и вины. Оно становится возможным и осуществимым благодаря поиску прекращения неведения. Этот поиск наделяет людей самокритичностью и придаёт их уму благую направленность.
Если же благая направленность не сформирована или в ней есть порча, то реакции на чувства стыда и вины принимают нездоровый характер. Нездоровая реакция на стыд и вину прежде всего выражается в том, что вместо исследования их содержания разумом, люди сосредотачиваются на неприятности этих чувств и гонят их прочь. Такое поведение так же нелепо, как попытка прогнать прочь собственные старость и смерть. Результатом будет лишь разочаровние и отчаяние.
Для разоблачения самообмана, создаваемого умом в борьбе с чувствами вины и стыда, необходимо понять, что они являются проявлением драгоценной целостности потока сознания. Видение этой целостности позволяет получить благословение правильного порицания от других существ, мудрых и даже глупых.
Обычный, спящий сном неведения человек стремится переложить драгоценную ношу стыда и вины за свои ошибки с собственных плечей на плечи окружающих. Однако мудрые люди несут свою ношу, видя в ней драгоценное лекарство от заблуждений.
Мне вспоминается рассказ моего друга Элиягу: «Я был животным до возраста шестидесяти лет. Основными радостями в моей жизни были обжорство, выпивка, секс и зарабатывание денег. Я страдал меланхолией и стал серьёзно болеть. В шестьдесят лет я как-будто проснулся и мне стало страшно при мысли о том, куда я качусь. Я вспомнил, что мой дедушка держал магазин специй и трав, давая рекомендации по их применению многим покупателям. В свободное время я брал лупу, определитель растений и совершал длительные прогулки по окрестностям города, определяя названия дикорастущих растений. Я начал читать литературу на эту тему, и получение знаний оказалось интереснее чувственных развлечений, когда-то составлявших для меня смысл жизни. Прошло более пятнадцати лет и я чувствую, что начал становиться человеком. За эти годы, невзирая на тяжёлые болезни, я прожил более содержательную и радостную жизнь, чем за предшествующие шестьдесят лет». 
Тема раскаяния и следующего за ним исправления часто эксплуатируется и мошенниками. Например, тот же Элиягу рассказал мне об одном знакомом пройдохе, который однажды после отбытия очередного срока в тюрьме, нашёл безопасный и прибыльный способ мошенничества. Он стал одеваться как ультрарелигиозный человек и рассказывал всем сочинённую историю о том, как он «раскаялся и уверовал». Его рассказ, вкратце, был таков: «Когда меня везли в открытом кузове полицейской машины, то я ощутил сильный голод. Тогда я взмолился Богу: «Если Ты есть, пошли мне еду. Если Ты услышишь меня, то я уверую и стану соблюдать заповеди!» В этот момент мимо проезжал фургон с хлебом и налетевший сильный порыв ветра бросил одну из буханок хлеба с фургона прямо мне в руки!» С этим рассказом мошенник добрался до организаторов религиозных собраний, и те стали приглашать его выступать на лекциях о чудесном обращении в веру. С этим и подобными рассказами мощенник разъезжал по стране, вызывая у слушателей слёзы восторга и получая заработок.