Ерышевы

Пётр Родин
 Павла Фёдоровичу Ерышеву, ветерану Воскресенского леспромхоза недавно исполнилось восемьдесят лет. Узнал я на днях примечательный факт, что дед его летал на воздушном шаре. Родился Осип Петрович в самой, что ни на есть поветлужской залесной глуши, в деревне Ерзово, что на речушке Кугай.  И вот, поди ж ты, в молодые годы взлетать над грешной землёй сподобился. Шла гражданская война. Корректировщиком ещё в царской армии  послужил, наводил артиллерийский огонь на территорию противника…
Но, обо всём по – порядку.
Самого Павла Ерышева я знаю давно, но встречались мы лишь мимоходом, на партийно – хозяйственных совещаниях в годы «развитого социализма», как тогда принято было их называть. Исходил он по берегам и Ветлуги, и Люнды, и Кугая вёрст немеряно. Не меньше, чем о судьбах самой России – матушки задумался я в очередной раз после недавней нашей встречи с Ерышевым.
Мы сидели в комнате его уютной квартиры, в поселке Калиниха. Говорили более двух часов под запись на диктофон. Голос у земляка внушительный и русской речью без бранных слов владеет он очень даже неплохо. Левитану – не уверен, но вот Геннадию Зюганову Павёл Фёдорович фору дать вполне может.
Итогом наших посиделок будет приличного объёма рассказ. А эти строчки – всего лишь заметки по свежим следам.

У Ерышевых имеется приличная библиотека. Причём, не просто домашний «книжный развал», а вполне системно подобранные издания. Бросился мне в глаза длиннющий ряд узнаваемых красивых книжиц в разноцветных «рубашках» из серии «Великие поэты». Много краеведческой литературы. Да и сам хозяин (по секрету) показал мне собственные записи - бывальщины и очерки о событиях прошлых лет. Признаюсь, что это было для меня совершеннейшим открытием…
Кроме того, что дед моего героя воздухоплавателем был по – молодости, Осип Петрович хозяином крепеньким стал, кузнецом и к тому же довольно суровым мужиком. Почему суровым? Да хоть потому, хотя бы можно судить, что будущему отцу Паньки Ерышева в восемнадцать лет приказал жениться. Хоть и сумел тот за одну зиму два класса Покровской семилетки осилить, бородатый батька изрёк, как отрезал:
«Хватит, Федёнка, учиться, пора жениться. И невесту я тебе присмотрел. К делу пора приучаться, в кузню со мной пойдёшь».
И поди тут, ослушайся!
Кстати, из – за этой самой сараЮшки с горном да наковальней отцу и деду Павла по три года «не столь отдалённой Колыме» подарить всё же пришлось..
Семейные предания сохранили описание свадебного сговора, где женихом являлся будущий отец моего героя. Семьи «брачующихся» даже как – то сродни были.
«Привели меня, - рассказывал Фёдор Осипович, как барашка к ярке, в уголок усадили». Будущая матушка Павла из купеческой семьи, а папаня – из крестьян – «чернотропиков».
Вот отец жениха хозяйство своё нахваливать принялся:
«Двух лошадок, сват, держим. Одна рабочая, а Соколик – то, чай видовал красавца, тот у нас выездной. Две коровы – ведёрницы, телята, поросята, овцематок четыре головы да курей несчётно.
Кузницу содержим, считай, на всю округу. Чаши деревянные точить научились, кренделя вот выпекать на продажу пробуем…»
А сваток - то, отец невесты, купец третьей Гильдии Косикин Иван Андреевич и ввернул вопросец:
«Всё это хорошо, Осип Петрович, а скажи – ка сват, сколько раз и когда вы самовар ставите?
- Дык, как когда? - Кажинное воскресенье без пропусков!
- А я, мил человек, два раза в день – утром и вечером!...
Но всё же сговорились сваты.С этого сговора новая семья и родилась. «Семеро по лавкам» - это про них, про Ерышевых.
Девятнадцатого августа грозового сорок второго года, в деревне Егорово появился у них на свет шестой ребёнок. Нарекли мальчишку Павлом.
И вот сидим мы через восемьдесят лет с ним и разговоры «за жизнь» ведём. Внушительного вида, высокий и статный ещё, в модной клетчатой рубашке, старик. Седоватый, с андроповской залысиной. По всему видно простого, умного, основательного и надёжного русского мужика. И вот Павел Фёдорович мне дикторским тоном повествует  историю жизни своей.
Осенью сорок первого года отца - Фёдора Осиповича, на войну призвали. А осенью же, уже в сорок втором привезли со станции в телеге недвижимого, инвалидом первой группы. Малость оклемался комиссованный красноармеец и стали старшие братья Ерышевы отца на тачке до той же кузни – кормилицы возить каждый день. Где сидя, где полулёжа давал он им уроки, как железо калить, как кувалдой махать да молоточками постукивать. Время шло. Отцу, мало – помалу вставшему на ноги, первую группу инвалидности на вторую заменили. Победу народ отпраздновал.
В тысяча девятьсот сорок седьмом году властями принято было решение обосновать на реке Люнде лесопункт Воскресенского леспромхоза. Сначала было построено несколько частных домов. Первопоселенцами были Лисин Александр Григорьевич, Скворцов Григорий Фёдорович, Миронов Иван Архипович, семья Кротовых и другие. С них и зародились Дунаевы Поляны. А почему же «Дунаевы», а не «Лисины» или «Ерышевы», к примеру?
История известная, хотя вариантов её несколько. Вот один из них. Жил в Егорове мужичок в конце позапрошлого века. Фамилии его не осталось ни в бумагах, ни в памяти старожилов. Многолетнюю царскую службу справлять пришлось ему далеко от родной Люнды, на берегах красивого и широкого Дуная. Вернувшись в родные пенаты, в разговорах частенько он приговаривал:  «А вот у нас, НА ДУНАЯХ…»
 И случилось так, что будто бы прилипло это название к бывшему служивому. При дележе земли досталось ему лесное урочище. между Красным и Чёрным озёрами. Лес вырубал, пни корчевал хозяин. Через много лет, когда место для нового посёлка на Люнде подбирали, и названия искать не надо было.
- «Где колышки воткнём?
- «Да вот место подходящее – Дунаевы Поляны.
Вся трудовая жизнь Павла Фёдоровича была связана именно с этим посёлком. По окончании Галибихинской средней школы военным стать мечталось. Но по причине разных житейских обстоятельств не получилось. Судьба уготовит эту стезю мужику следующего поколения Ерышевых, его сыну, Фёдору. А Павел Ерышев успешно закончил Ветлужский лесной техникум, а потом жил и работал, как раз в Дунаевх Полянах.
С горечью припомнил мой собеседник выборы сорок седьмого года, перед которыми его отец жаждал увидеть себя в списках избирателей. До слёз дело доходило. Свершилось! Наконец – то, чёрная метка была снята, и он был допущен к урне, чтобы отпустить бюллетень за представителей «блока коммунистов и беспартийных». Страна, наконец, прощала Ерышевым их «кулацкое» прошлое.
В том же году умер дед , Осип Петрович. Осталась в памяти детей его особинка. Ну очень не любил дед – «воздухоплаватель» колхозы. Считал, что в них только водку пьют и бездельничают.
А внуки его - братья и сестры Павла разлетелись, как скворцы по огромному Советскому Союзу. Все образование получили и были востребованы на своих местах, работая на благо родной огромной страны – СССР. Все четверо братьев активными партийцами стали. Второй по возрасту брат, Василий даже в начальники большие выбился – председателем райисполкома в Нагорном районе Кировской области стал.
Павел Фёдорович припомнил, как тот к нему приезжал помочь сенокос справить. Кое – кто из четверых братьев и трёх сестёр тоже к десятому июля старались приехать. Хотелось им самому младшему, Паньке в домашних делах помочь.
«Сидим под черёмухой бывало завтракаем, -с улыбкой повествует мой собеседник, - и я Василию шляпу вручаю. Это означало, что он старшим назначается на сеноуборку.
 -А в районе – то, на Вятке, поди, весь народ на заготовку кормов мобилизовал? - его спрашиваю.
- А как же, и сессию провели, и планы сверстали.
- А  колхозникам, чай, денёк - другой отвели, чтобы личным коровкам сенцо заготовили?
- Нет, брат, пока общественный скот не обеспечим, никакой самодеятельности, все без выходных на колхозных полях да лугах трудятся.
«А я газетки – то почитывал, - продолжал Павел Фёдорович.
 Взял, да и напомнил братцу про недавний Пленум ЦК КПСС, который всяческую помощь личным подсобным хозяйствам в своём постановлении прописал. Как же, говорю, так? Сами решаете одно, и сами же совсем другое творите во вред своим людям?
Споры наши доходили до того, что иной раз и за грудки хватались…

А вот решение властей по организации лесопункта в Дунаевых Полянах было выполнено в установленные сроки. Павел Фёдорович и фамилию прораба припомнил. Был такой Дуалкин. Менее, чем за десять лет посёлок был выстроен. Коллектив лесозаготовителей стал числом более пятисот человек. Имелся тарный цех, гараж, хлебопекарня, радиоузел, клуб, медпункт, начальная школа, детсад, два магазина. По освещаемой ночами центральной улице тротуар деревянный был постелен. Сто двадцать тысяч кубометров древесины в год давали стране «дунаевцы.
Пройдя несколько рабочих ступеней, молодой специалист, техник – технолог лесозаготовок Павел Ерышев трудился здесь до самого выхода на пенсию. Был и начальником лесопункта, и техноруком. Самые добрые воспоминания остались у ветерана о многолетнем директоре леспромхоза Голубеве Анатолии Фёдоровиче. Вот его мнение:
«Требовательный был мужик, но справедливый. Почти каждого рабочего по имени – отчеству при встречах называл руководитель огромного предприятия. Знал, чем и как живут люди.»
Мой диктофон добросовестно записал имена десятков рабочих, трактористов, водителей и начальников леспромхоза, которыми как бы ещё более оживлял свой рассказ Павел Фёдорович.
Не привожу их здесь только по той причине, чтобы кого – ни будь не забыть, не обидеть.
 При нашей встрече, гостеприимный хозяин подарил мне замечательную книгу под названием «Лесная быль, ставшая лесной болью». Авторами красиво оформленного фолианта являются много лет бывший генеральным директором объединения «Нижегородлес» Н. Г. Коротков и известный Нижегородский журналист А. М. Цирульников. Эта книга посвящена нелёгкой судьбе русского леса, тем бедам, которые свалились на лесную отрасль в наши дни.
Вот в этом издании, которое я передал в отдел краеведения Воскресенской библиотеки и можно при желании прочесть о многих наших земляках – работниках лесного хозяйства…

Завершив беседу, мы тепло прощались с П. Ф. Ерышевым. Рад жизни ветеран, гордится успехам в делах и учёбе своих детей и внуков. Пока что дважды прадед.  Как дорогую реликвию, раскрыл Павел Фёдорович любовно оформленный альбом с множеством фотографий, схем и копий архивных документов. Это была родословная Ерышевых.
Пусть полниться она добрыми сведениями долгие годы!____18.09 22.__