Вопросы для Соболевой от Щекиной

Галина Щекина
Вопросы  для  Соболевой по  случаю презентации книги "На  районе"

1. Можно ли сказать, что семинар 21 года был  значительным толчком для  создания  книжки «На районе?»
И  если бы не сертификат, то неизвестно, когда  бы она  вышла?


Не только можно сказать, но так и есть. Когда перед тобой ставят жесткие сроки и требуют отчетов, пусть и нехотя, но дисциплинируешься. К тому же после того громадного положительного (в целом) отклика на семинаре, я уже не могла останавливать себя словами «Это никому не интересно».


2. Как  ты  относишься к своим раним книжкам?  Большинство  литераторов отвергают  свои ранние  опыты…


В этом вопросе ничем не отличаюсь от большинства литераторов. Это было если не плохо, то так себе. Или, когда иногда декан филфака говорили нам в те годы: «Гонору много, мозгов мало».


3. Ты  однажды  сказала, что время  студии Лист  было очень  продуктивным, а ведь там некогда  было ждать вдохновения, заданий  было много. И  могла бы  ты сегодня писать «по заданию»?


Больше всего черновиков я написала именно в благие времена студии «Лист». Задумок и сюжетов в голове было огромное количество, не в последнюю очередь благодаря тому, что мы тогда много читали и друг друга и современных писателей и поэтов, и сами постоянно что-то пытались делать. Все-таки мастерство предполагает много-много опытов, много-много попыток. Пусть какие-то и неудачные, пусть даже большая часть – так себе, но это – кирпичики к будущему. Я и сегодня себе иногда «задания» даю – типа, сейчас пишу рассказ, и не встану пока не закончу план и первые две-три страницы. Ну а как еще? Пусть ты уже не ученик, но сам себе учитель до конца жизни.


4. Стала  ли  ты в  результате  работы с прозой меньше писать  стихи?


Да, теперь я меньше пишу стихи. В год получается не больше десятка. Не потому что люблю поэзию меньше, нет. Просто так получается. Вовсе от стихосложения никогда не откажусь, это большое удовольствие для меня.


5. Мы убедились, что фотография часть  твоего творческого процесса. А вот если изъять ее, пострадает ли литература?


Во-первых, изъять ее невозможно. Фотография сроднилась со мной на уровне почти физическом. Это – образ мышления. И я не могу не фотографировать, хотя бы пару раз в неделю. Во-вторых, даже если бы это каким-то образом произошло, вряд ли я бы получала такое же удовольствие от писательского творчества. Я бы писала, конечно, не могу не писать. Но чего-то не хватало бы все равно. Вот у какого-нибудь любителя животных дома и собака и кошка и черепаха в коробочке, и всех он любит, если не одинаково, то довольно сильно. Попросите его отказаться от кого-то, что он вам скажет? Так и тут.


6. Есть  ли в  планах  вступление в  союз. Три сольные книги это достаточное  основание. Например в  Москву, Ставрополь или неважно в каком городе?


Не имею ничего против вступления в Союз. Это было бы замечательно. Но абсолютно не знаю, что нужно делать. Никто не предлагает. А предлагать себя неловко.


7. Когда-то у вас в соавторстве с Несмирным  была совместная книга. Ты  в  курсе его нового романа  «Отель Фламинго»? (Фаустов  его оценил)


В курсе. У нас даже слегка совпадали презентации по времени. В Москве, например, у меня было 15-го, а него – 16-го сентября. Рада, что он наконец довел свой магнум опус до логического завершения. Но пока не читала. Надеюсь, когда-нибудь дозрею.