Отдельно - о снах

Светлана Колосовская


О снах надо сказать отдельно. Конечно, когда общаешься со священниками надо делать вид, что снов не бывает. По крайней мере не говорить с ними о снах, не искушать их. Можно почитать, что говорят о снах наши святые, например, св. Игнатий Брянчанинов,  св. Феофан Затворник. Существуют и отдельные тематические сборники, которые раскрывают «православное отношение  к снам». Схема везде одна: сны – это игра с бесами, бесовские наваждения, ни в коем случае не ходить вслед снам и т. д. А в заключение почему-то почти всегда говорится о сонных видениях святым, которым доверять конечно можно. А так как все мы – не святые, то…

 Но не все так однозначно.  Иной позиции придерживается  Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). В двух словах она такова: окно в неведомое Бог порой открывает и обычным людям, не только святым. Неоднократно эту мысль озвучивал наш известный богослов, профессор А. И. Осипов.
 
Обе эти позиции можно примирить загадочным: «Не принимай, и не хули». Но все это «в общем», «в принципе». Психология каждого человека дает свои преломления, которые  не укладываются в какие-то рамки.
Например, когда я вижу интересные, красивые сны, сны-сюжеты, я не могу просто так тупо их давить… Сейчас я хочу рассказать о двух снах, которые меня спасли. Физически. События же развивались так, что я просто не успевала ни осмыслить, ни отвергнуть эту «информацию».


Приятный француз

Это было в 1993 или 1994 году. В «Московских новостях» вышло уже несколько моих статей о сектах. Еду ночным поездом из Москвы в Питер на международную встречу по сектам и вижу совершенно необычный, неожиданный сон. Передо мной, что называется «крупным планом», лицо немолодого мужчины. Брюнет с шапкой курчавых волос. Я долго рассматриваю его. Интеллигентный, приятный… но совершенно незнакомый мне человек. Фоном, вроде как пояснение, слышу: «Он представляет не только эту организацию». Больше уже уснуть я не могла.

Через несколько часов я вхожу в университетскую аудиторию, где проходил этот двухдневный семинар, и встречаю человека, которого видела накануне во сне. Поразительно: точная копия. Он приехал из Франции, где возглавляет родительский комитет, организованный родственниками тех,  кто попал в секты. Да, такие организации есть и у нас.

На следующий день он подходит ко мне со своим переводчиком и после общих, традициозных любезностей, говорит:

-У меня к вам будет такая просьба… Одна французская семья потеряла связь  со своим сыном, попавшим в секту «Дети бога». По некоторым сведениям, он находится в московском отделении секты. Помогите родителям найти этого юношу… - он передал мне листок, на котором были московские телефоны секты,  телефоны родителей во Франции, имя молодого человека и что-то еще.
Очень приятный человек… У меня была возможность еще раз, «крупным планом» рассмотреть его. Я уже догадалась, какую организацию он представляет. Да-да,  ту самую, которая устраивает провокации против журналистов, пишущих о сектах. Если бы я даже в этом еще сомневалась, то  эта просьба… Как можно получить такую информацию, не войдя в секту? Но журналисты – народ заводной… Разумеется, я пообещала помочь.

По возвращении в Москву, я проконсультировалась с соответствующими специалистами… Они подтвердили мою догадку: расчет был на то, что я войду в секту.

История вторая

Как выглядит «опасность»


Прошло какое-то время, и я снова собралась в Питер. Это произошло в 1994 г., когда я уже работала в «лужковской» газете.  После академического института заниматься журналистской мелочевкой мне было не интересно. Помнится, в голову пришла идея сравнить зарождавшиеся социальные институты помощи детям, людям, попавшим в сложные обстоятельства, и др. – в Москве и Питере. Причем, в Питере процесс этот проходил и интенсивнее и интереснее в плане творческих находок его устроителей. Шефу идея понравилась, я взяла билет в Питер. И тут  вспомнила, что несколько ночей подряд мне снится вроде как результат этой поездки: с одной стороны, меня ждет творческая удача, с другой – смертельная опасность. Символы мне были понятны. Я конечно поехала: несерьезно ведь подчиниться какой-то мистической угрозе.  Но, как я ни настраивалась, прогнать это наваждение не получалось. Всю неделю, что я была в Питере, равно как и несколько дней накануне, каждую ночь, я видела какой-то символ опасности: то красное зарево, то яркие алые ткани, которые я вдохновенно перебирала…

Командировка между тем проходила прекрасно. Все встречи состоялись, я познакомилась с очень интересными, творческими людьми, можно сказать зарядилась ими.  Стоял  мягкий, теплый сентябрь.  И в бытом плане все было хорошо. Жила я у своего дядюшки, который, выйдя в отставку в чине полковника, продолжал преподавать в военной академии. Дети их разъехались, они с женой жили вдвоем, и были мне очень рады. Все, все – хорошо. Но сны – каждую ночь! Сухой остаток сна под утро: опасность, опасность, опасность! Да в чем же дело… Я «бодрствовала», сколько могла. Была внимательна во всем. Транспорт, переход улицы, деньги, внимание к людям… Каждую свободную минуту я молилась Иисусовой молитвой. Иногда «проверялась» даже во время встреч: ну и где же это «оно», которое – опасность?
Командировка подходила к концу. Пятница. В ночь поезд на Москву. Свои дела я закончила часа в три пополудни. Замечательно. Наконец-то посидим в семейном кругу, чего так хотели мои родственники, ибо в течение недели я возвращалась поздно. Ехала в метро и злорадствовала по отношению к себе: вот они, твои сны, яйца выеденного не стоят! А враг, между тем, стремительно ко мне приближался, и я конечно его не угадала…

Кстати, первая часть сна сбылась – поездка оказалась в высшей степени удачной. По   приезде в Москву я  сделала авторский газетный выпуск в виде вкладыша. Позже, по заявке Минсоцзащиты мы выпустили дополнительный тираж. Министерство  устраивало по этой теме даже какой-то семинар. Можно сказать, это был мой дебют в социальной журналистике. Итак, что касается этой части сна – стопроцентное попадание.

Но, вернемся к сюжету… Итак, я выхожу на нужной мне станции. Ба! У метро продают (ведрами) изумительно красивые белые грибы. Цены  по сравнению с Москвой – смешные. Я просто в восторге. Покупаю ведро грибов и мечтаю, как мы сейчас с тетушкой ими займемся.
 
Тетушка тоже в восторге от грибов. Но… Увела меня в гостиную и начала до умопомрачения перебирать всех родственников, листать фотоальбомы… А у меня в голове – только грибы. Наконец – по истечение часа заинтересованного (!) терпения – я нашла-таки паузу в ее разговорах: «Пойдем, займемся грибами!».
В этот момент, то есть именно в тот момент, когда мы еще не дошли до кухни, раздался звонок в дверь: ПРИШЕЛ БОГ. В лице соседки Мариванны.

-Ах, Мариванна, - говорит моя тетушка, - ты только посмотри, какие красивые грибы купила Светлана.
 
Мариванна оказалась знатоком. Посмотрела на грибы и сказала: «Это очень ядовитый, ложный белый гриб. Такой чистый и красивый он потому, что черви знают это  и его не трогают».

Если бы Мариванна пришла на полчаса позже… Но Бог не опаздывает. Отравление у меня разыгралось бы ночью в поезде. Грибы мы конечно выбросили, хотя знаток-Мариванна выдала некий рецепт  их обезвреживания.

Таких грибов у метро было еще два ведра. Ко всем ли успела Мариванна?

Ночью в поезде был такой сон. Мясник, разрубивший огромную кровавую тушу, все время забирал, забирал к себе окровавленное мясо… То самое, которое предназначалось мне.

Сентябрь 2022