За полтора года в Афганистане ни разу не выстрелил

Мельченко Евгений Александрович
Из заголовка кто-то из вас мог подумать, ну и что тут такого. Служил, небось, где-нибудь в части обеспечения, медиком или штабным мальчиком. Ну, и не стреляй, вообще без проблем. Но нет, служил я, ефрейтор Макаренко в самой, что ни наесть боевой части. Но по порядку. Пять месяцев учебки, и устремились мы на территорию соседней республики, где каждый ждал реальной войны, подвигов и гильз по колено. Утрирую, конечно. Но ожидали многого. После ужасов многочисленных боёв 1981-84 годов, мы думали, что нас ждёт то же самое.

Вопреки многим рассказам на учебке в Кушке, о том, что душманы — это просто лютые головорезы, наши афганские оппоненты таковыми не были. Или просто не были сумасшедшими: в сторону части уже в Афганистане не выстрелили ни разу за полтора года. То есть, и ответного огня нам открывать не приходилось. Они понимали, что можно сильно получить по щщам, и не совались. Но за 17 месяцев у меня было 8 колонн, которые мы сопровождали, обеспечивали охранение и разведку. Вот там были замесы. А как же не стрелял?

Вот так получилось. Из 8-ми колонн, было три боя. Один такой, что я и не понял, что происходит. Спрыгнули с брони, заняли оборону. Личный состав начал огонь, а я просто лежал и всматривался в горы, вылавливая хоть кого-то на мушку. Так нас учили — не палить просто так, куда не попадя. Увидел врага — стреляй. Не видишь — не стреляй. Всё просто. Так вот, я не видел. Бой длился минут 5-7, и всё. Поехали дальше.

Через пару месяцев примерно в 12 километрах от части в нашей колонне подорвался на фугасе БТР, и началось. Стрельба с гор, взрыв буквально метрах в 10-ти от меня. Высовываюсь, поглядываю туда-сюда, нет никого. И опять — 5-7 минут, и всё. Тишина. Два бойца ранены фугасом, не сильно.

А в третий раз вообще анекдот. Но печальный. Шли мы уже обратно, из Герата. Вроде, разведка прошерстила, но гостей ждали. Мы их всегда ждали. И дождались. Со склона два РПГ прилетает в броню: один в БМП, другой — в тягач МТЛБ, который тянул дохлый Урал на жёсткой сцепке. Все с брони, занимают позиции, а я так спешил выскочить из БМП, что не успел натянуть каску, и ударился о кромку кормового люка при «десантировании». Рассёк голову чуть выше лба. Выскочил, башка кружится падаю в канаву. Смотрю в гору, а на глаза кровь течёт. Рядом взводный наш, увидел вызвал медика. В общем, пока он меня латал и нашатырь в нос совал, бой и закончился. Жаль, потеряли парня, водителя МТЛБ, ещё было пятеро лёгких раненых.

Вот и получилось так, что настрелялся вдоволь я ещё в туркменской Кушке на учебке, а в самом Афганистане так и не пострелял. Стрельбище — не считается. Я про реальные условия. За два месяца до дембеля я сильно отравился, отправили в госпиталь. Оказалось, что полный букет — отравление, малярия и гепатит. Провалялся полтора месяца в палатах в Термезе. До дембеля оставалось 8 дней, и главврач на обходе решил, что смысла на неделю меня возвращать в войска нету никакого. Продлил мне лечение амбулаторно, а я у них на кухне в госпитале помогал поварам. Заодно и подъелся немного перед отправлением домой. Приехал домой розовощёким полностью здоровым мужиком.