Созвездие Кассиопея - это древний Трон

Александр Ерошкин
Охота на слова

Насколько помнится, впервые о созвездии Кассиопея я услышал от нашей учительницы математики. Она,  Евдокия Черноиванова (отчество не помню) как молодой специалист проработала у нас всего один год, в девятом классе. Однажды  в ноябре 1962 года после второй смены мы шли гурьбой вместе с нею по льду пруда,  радовались ярким звёздам на небе, и она показала нам несколько созвездий. Я запомнил только  два созвездия:  Орион и Кассиопея. Полярную звезду я научился находить в раннем детстве, Большую Медведицу и Малую Медведицу  я тоже знал, моя мать именно  по ним определяла время, когда работала сторожем у магазина. Я этой науки не освоил, ведь нужна ежедневная практика.

В 1974 году на экраны вышел фильм-фантастика «Москва— Кассиопея» и его продолжение «Отроки во Вселенной». По Центральному телевидению СССР фильм показали  7 ноября 1976 года. Фильм я не смотрел. Только отдельные эпизоды. Они меня не вдохновили. Фильм не раз выставляли в интернете и на «Одноклассниках», и на ютубе, но я не смотрел. Я был уверен, что на мои вопросы по созвездию Кассиопея фильм не ответит. Так и получилось.

Теперь  дождливым сентябрьским деньком я посмотрел оба эти фильма. Фантастика о  полёте на космическом корабле «ЗАРЯ» к звезде Альфа Кассиопеи (Шедар) моих вопросов даже не коснулась.  Интересным может быть только тот факт, что роботы захватили планету, которая похожа на нашу Землю, и полностью лишили её всех живых существ. Не такое ли будущее готовят нам высокопоставленные бинарии, стоящие у  рычагов внедрения цифровых технологий?

Википедия перечислила основные данные о созвездии.

Латинское название - Cassiopeia (в родительном падеже – Cassiopeiae), сокращённо -  Cas. Символ - Царица на троне. Прямое  восхождение от 22h 52m до 3h 25m.  Склонение от +46° до +77°.  Площадь 598 кв. градусов (25  место). Ярчайшие звёзды (величина < 3m) Шедар (; Cas)— 2,24m,  Каф (; Cas)— 2,27m, Нави (; Cas)— перем, 2,47m, Рукба (; Cas)— 2,68m.
Лучшее время для наблюдения на территории России — сентябрь—ноябрь.


У меня есть книга Герхарда Фашинга «Созвездия и мифы о них» на немецком языке. Мифы я пересказывать не намерен, но важное для меня в описании созвездия Кассиопея  я обнаружил. Созвездие это одно из самых известных, оно давно и хорошо описано, его легко найти на звёздном небе, поскольку оно походит на буквы «W» или  «M». Вспомним, что в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» этими буквами обозначены главные герои. «W» - это Воланд, а  «M» - это мастер, эту букву Маргарита своими руками вышила на чёрной шапочке будущего лагерника.


В книге Герхарда Фашинга есть утверждение, что в 17 веке сменился символ созвездия и стали считать, что вместо тщеславной царицы Кассиопеи, матери Андромеды в греческой мифологии, на троне восседает Мария Магдалина из христианского списка небожителей. На мой взгляд, в 17 веке произошла и ещё одна подмена: созвездие ТРОН не только переименовали в созвездие КАССИОПЕЯ, но и перерисовали царя в царицу. А ЦАРЬ смотрел в направлении движения планеты Земля по спирали вокруг Солнца, он как бы управлял всем звёздным небом. Полярная Звезда и самые яркие звёзды созвездий Большая Медведица, Малая Медведица  и  Трон  были путеводными для моряков и путешественников гигантской славянской империи, куда входили все открытые к этому времени материки и острова.

Фальсификаторы прошлого постарались основательно избавиться от столь яркого свидетельства реального прошлого.

Я уже рассказывал о переименовании созвездия Сердце Карла в
созвездие Гончих Псов. Сделал это  польский астроном, конструктор телескопов, градоначальник Гданьска, русофоб Ян Гевелий, член  Лондонского  королевского общества (1664).  В небесном атласе «Уранография», изданном в 1690 году, Гевелий изобразил созвездие в виде двух собак (Астерона и Хары), которых Волопас натравливает на Большую Медведицу.  http://proza.ru/2021/08/29/1123

Но не всё можно переименовать, стереть, замазать. В созвездии Кассиопеи— новоподобная звезда Гамма Кассиопеи, чья яркость изменяется от 1,6m до 3m. Яркость звезды меняется на 40  процентов  в течение 50 лет.  Изменение блеска возникает из-за быстрого вращения звезды и возникновения на экваторе звезды газового диска. Также гамма Кассиопеи является источником рентгеновского излучения. Гамма Кассиопеи с доисторических времён носит имя НАВИ.

 
Гамма Кассиопеи, она же Нави  — оптически-двойная звезда. В небольшой телескоп можно увидеть на расстоянии 2" слабую звёздочку (ADS782AB) 11m.

В 1937 году  она стала самой яркой звездой созвездия. Вероятно, звезда испытала нечто вроде взрыва, атмосфера её расширилась и часть газов была выброшена в пространство. После этого звезда несколько успокоилась, но неожиданные взлёты блеска наблюдались и впоследствии.

Цитата из Википедии:

«В списке навигационных звёзд НАСА ; Кассиопеи некоторое время носила название Нави. Имя было дано в шутку астронавтом Вирджилом Айвеном Гриссомом и происходит от его среднего имени Ivan, читаемым задом наперёд».

Это не шутка. Это реальность. На карте звёздного неба Великой империи была звезда с именем царя Ивана, а при фальсификации и переписывании прошлого имя царя прочитали и записали справа налево, появилось слово НАВИ, с которым связана вся НАВИГАЦИОННАЯ  терминология. В моём бумажном орфографическом словаре, изданном в издательстве «Советская энциклопедия» ещё в 1969 году, три таких слова: НАВИГАТОР, НАВИГАЦИОННЫЙ и НАВИГАЦИЯ. Сейчас таких слов на порядок больше, ведь навигаторы сегодня стоят в каждом автомобиле, во многих телефонах и во многих  электронных устройствах. А  самозваные хозяева планеты задумали если не чипировать, то отметить всё человечество товарным знаком – куар-кодом - QR code. Но мы-то  должны помнить, что в основе слов о навигации -  имя русского царя Ивана.


А напоследок маленький эпизод из рассказа О. Генри «Комната на чердаке».


 Как-то раз в летний вечер, когда жильцы миссис Паркер беседовали таким образом на крыльце, мисс Лисон взглянула на небо и воскликнула своим обычным радостным голосом:

 -- Смотрите! А вот и "Билли Джексон"! Я его отсюда вижу.

 Все начали глядеть вверх, кто на небо, кто на окна небоскребов, кто -- отыскивая аэроплан, управляемый упомянутым Вильямом Джексоном.

-- Это вон та звездочка, -- объяснила мисс Лисон, указывая на нее крошечным пальчиком. -- Не та большая, мерцающая, а другая, рядом, которая горит ровным голубым светом. Я вижу ее каждый вечер из моего люка. Я прозвала ее "Билли Джексон".

-- Скажите пожалуйста! -- воскликнула мисс Лонгнекер. -- Я не знала, что вы занимаетесь астрономией, мисс Лисон.

 -- О да, -- ответил маленький звездочет. -- Я не хуже любого астронома знаю, какие рукава будут носить будущей осенью на Марсе.

-- Скажите пожалуйста! -- объявила мисс Лонгнекер. -- Звезда, о которой вы говорите, -- гамма в созвездии Кассиопея. Это звезда почти второй величины; параллакс ее...

-- О! -- сказал совсем юный мистер Ивенс. -- По-моему, "Билли Джексон" звучит гораздо лучше.

-- По-моему тоже, -- сказал мистер Хувер, тяжело дыша и как бы кидая вызов мисс Лонгнекер.

-- Интересно, падающая ли это звезда или нет и куда она попадет, когда упадет? -- заметила мисс Дорн. -- А я в воскресенье попала в девять уток и в одного кролика из десяти в тире на Конэй.

-- Отсюда "Билли" не так красив, -- сказала мисс Лисон. -- Вы бы посмотрели на него из моей комнатки. Ведь, вы знаете, можно видеть звезды даже днем, если глядеть из глубокого колодца. А ночью моя комнатка совсем напоминает шахту в угольных копях, и от этого Билли кажется большой бриллиантовой булавкой, которой ночь зашпиливает свое кимоно.

Вскоре после того настало время, когда мисс Лисон уже больше не приносила домой для переписки внушительных кип бумаг. И по утрам она уходила не на службу, а бродила из конторы в контору, и сердце у нее понемногу падало; оно таяло, точно лед, когда отказы, передаваемые дерзкими мальчишками-рассыльными, словно поливали ее холодной водой. И так продолжалось неизменно.   
Перевод Владимира Азова (1925).