Актриса Светлана Данильченко

Александр Щербаков 5
Светлана Фёдоровна Данильченко была единственной актрисой, понравившейся японскому режиссёру Акире Куросаве для роли жены Арсеньева (учёного сыграл Юрий Соломин) в фильме «Дерсу Узала». Вот как вспоминает о ней Владимир Николаевич Васильев, режиссёр этой картины с советской стороны, который и порекомендовал эту актрису своему коллеге из Японии:
«Очень красивая была Светлана Данильченко. Многие были в неё влюблены! Но она была недоступной! Помню, по ней с ума сходил актёр Алексей Пархоменко, сыгравший роль Рогожина в фильме Ивана Пырьева «Идиот». Я был знаком со Светланой с 1962 года, когда она снималась в фильме Бориса Волчека «Сотрудник ЧК». После съёмок «Дерсу Узала» я приглашал Светлану Данильченко на премьеры фильма. Храню некоторые фотографии с премьер, особенно из Владивостока».

В 2012 году Васильев разыскивал Светлану Фёдоровну, хотел приглашать её на творческие встречи, оставлял на сайтах свои телефоны, просил передать актрисе, чтобы она связалась с ним, не зная, что Данильченко давно уже нет на этом свете..

Светлана мечтала о кино с детства, и после окончания школы уехала из родного Николаева в столицу, где с первого раза поступила во ВГИК. Сниматься в фильмах она начала ещё во время учёбы и сразу с главных ролей – сыграла Зою Яснову в социальной драме «Горячая душа», и тут же была приглашена в картину «Когда начинается юность» на роль Сони.

Родилась Светлана в Николаеве, на Украине, 18 февраля 1938 года. Отец девушки был военным, а мама работала продавщицей.
О детстве и юности Данильченко известно мало. Очевидно, она мечтала стать актрисой, так как сразу после окончания школы девушка уехала покорять столицу.
Во ВГИКе Светлана попала на курс мэтра Г. Козинцева, который сразу же отметил талант юной студентки.
С театром у актрисы не сложилось. Она посвятила год пантомиме на сцене Экстремима, потом ещё год Ленкому, но так и не нашла свое призвание на театральных подмостках.

А вот с кинематографом дела обстояли куда лучше. Первая роль сразу же стала главной. Фильм «Горячая душа» позволил начинающей актрисе заявить о себе и поработать с такими звёздами как О. Басилашвили, В. Меркурьев и А. Смирнов.

В картине «Люди не всё знают» у Данильченко была небольшая, но пронзительная роль, а ее глаза, полные слез, снятые оператором крупным планом, просто невозможно забыть. Этот взгляд словно смотрит в душу.
Затем последовала крайне удачная работа в картине «Сотрудник ЧК».

В мгновение ока Светлана стала звездой. Ее начали узнавать на улицах, а режиссеры засыпали предложениями.
Так, Данильченко пришлось буквально разрываться между съёмочными площадками трех картин.
Фильмы «Нет неизвестных солдат», «Хочу верить» и «Сколько лет, сколько зим» вышли в один год. И вновь удача — Светлане предлагают место в группе Театра киноактера.
Так же актриса стала сотрудничать с киностудией «Мосфильм».

Несмотря на положительные отзывы критиков о молодой актрисе, режиссёры не спешили приглашать её в свои проекты – в следующий раз она получила роль только через три года, уже окончив институт. Главных ролей в карьере Данильченко тоже больше не случилось, и в кино, и в театре ей доставалось играть лишь второстепенных персонажей, возможно, поэтому в 1965-м году она без сожаления бросила кинематограф и уехала с мужем из Советского Союза.

За эфиопа с греческими корнями, сценариста и кинорежиссёра Никоса Папатакиса, Светлана вышла замуж в 1965 году, и уехала с ним жить во Францию. Мужчина был старше её на 20 лет, получил мировую известность за свои смелые фильмы, которые даже остерегались показывать на кинофестивалях. К сожалению, их брак продлился недолго, несмотря на то, что в нём родился сын Серж – через 2 года, забрав ребёнка и с большим трудом оформив все документы, актриса вернулась на родину.

Ей было очень тяжело возвращаться к прежней жизни, после отъезда из страны она была исключена из комсомола и из актёрского состава «Мосфильма», восстановиться и вернуть доверие коллег оказалось невероятно сложно, но Данильченко справилась. Она была принята в труппу Театра киноактёра, сразу была задействована в спектаклях, правда, ролей в кино ей пришлось ждать 2 года, да и потом несколько лет получала только безымянные эпизоды.

Ситуацию несколько исправил сериал «Вечный зов», где актриса сыграла жену Кружилина, потом был совместный с Югославией фильм «Единственная дорога», где ей досталась роль Бранки, в 13-серийной киноповести «Хождение по мукам» она мелькнула в крохотном эпизоде, а в титрах была упомянута как Светлана Папатакис.

И наконец, везение пришло – с лёгкой руки режиссёра Владимира Васильева она была приглашена в советско-японский приключенческий фильм «Дерсу Узала», который имел грандиозный успех – только в СССР его посмотрели больше 20 миллионов человек, а сборы составили 4 миллиона долларов. Светлана снова обратила на себя внимание режиссеров и ей предложили достойную роль в картине «Дерсу Узала». Это был ключевой персонаж, супруга ученого (роль исполнил Ю. Соломин). Фильм был безумно популярен на родине, а за границей получил «Оскар».

Так же стоит отметить удачные работы актрисы в «Стакане воды», «Вечном зове» и «Февральском ветре».

Светлана могла бы вновь оказаться «на коне», но она уже тогда начала злоупотреблять алкоголем, а в 1976 году познакомилась с военным Николаем Петровичем Первушиным, и по слухам, они стали пить вместе. К тому времени актриса отправила Сержа к отцу, не справившись с материнскими обязанностями, он рос и учился в Париже. А она уже почти в 40 лет родила второго сына Петра, переехала ко второму мужу в Одинцовский район, где и прожила остаток жизни.

В кино она сыграла ещё только в трёх фильмах в небольших ролях – в киношной и театральной среде слухи разносятся быстро, ни для кого уже не было секретом, что у Данильченко зависимость и режиссёры перестали звать её в свои ленты. По этой же причине в 1983 году её сократили в театре, и Светлана на долгие годы пропала из поля зрения общественности.

Позже появилась информация, что она проживает с младшим сыном в посёлке Часцы Одинцовского района, нуждается, но помощь со стороны не принимает и от социального работника отказалась.

В 2000-х актрису стал разыскивать старший сын Серж, говорили, что он болен, лежит в парижском госпитале и очень хочет найти свою мать. В 2003 году в СМИ появилась информация, что Светлана Фёдоровна умерла, об этом говорил и Андрей Малахов, и даже посвятил передачу Данильченко, показав фрагменты её квартиры, которая была в ужасающем состоянии.

Телеведущий рассказал, что в последние годы жизни актриса много пила, никуда не выходила из дома, так как упала и получила перелом шейки бедра. На что они жили с Петром, который нигде не работал, не могли предположить и соседи, которые знали, что женщина отказалась от помощи соц. защиты. После её смерти умер и Пётр, которому не было и 30-ти лет. По другим данным актриса умерла в 2008 году и похоронена на Петелинском кладбище в Одинцовском районе.