Наш М. Горький Несвоевременные мысли. Ч 2

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов


Наш М. Горький «Несвоевременные мысли» 1917 года. Ч. 2
———————————————————————————————————————————————


7. Возврат к большевизму


Жизненный путь Максима Горького был непростым. Иногда он высказывал запальчивые суждения о современной литературе. Иногда случались нечеткие и порой ошибочные публицистические выступления, а то и порою — антибольшевистские идейно-художественные срывы. Он неистовал и ошибался, но продолжал искать правду. Источником этих неистовств было горячее сердце писателя и темперамент бойца. Он жаждал увидеть свободный, приобщенный к культуре, к строительству новой жизни народ.

Спустя несколько лет после революции М. Горький дал совсем другую оценку событиям 1917 года, происходившим в Петрограде - к тому времени, когда он писал свои  антибольшевистские "мысли":

"Когда у нас, в 17 году, свергли царя, помещики и фабриканты хотели взять власть в свои руки и устроиться так же удобно для них, как после революции устроилась буржуазия Франции. Но большевики, рабочие и крестьяне, зная, что жизнь трудового народа от этого не станет легче, вступили с помещиками и фабрикантами в бой за власть, победили их, и взяли власть в свои руки и этим сделали весь трудовой народ единственным собственником всей земли, всех её богатств". (Том 25)

В книге советского историка литературы И. А. Груздева о Горьком подробно описан переход писателя от яркого ошибочного антибольшевизма в 1918 г. (Часть 3). Этот процесс проходил мучительно и постепенно. Революция на наших первом этапе сопротивления Советам рабочих и солдатских депутатов со стороны дворянства, буржуазии, аристократии, белых генералов казалась ему слишком  страшной и кровавой.

Не найдёте ни одной статьи из написанных и опубликованных писателем после 1918 г., в который бы он подтвердил правоту позиции, занятой им в месяцы, когда писал "Несвоевременные мысли". Наоборот в своей публицистике он постоянно заявлял о поддержке им политики, проводимой Лениным, большевиками, Сталиным; описывал успехи в строительстве новой жизни, позитивные преобразования в народном хозяйстве; восторгался достижениями в образовании и культуре.


***

Кому выгодно поднимать вопрос об этих "Мыслях" сегодня, 10, 20 и 30 лет назад? Антисоветчикам и русофобам в первую очередь. Об этом речь впереди.

Надо ли было печатать и обсуждать литературоведам с утра до вечера "Мысли" в 1920-30-е годы, если сам писатель не вспоминал о них, не включал в издаваемые им свои собрания сочинений?

Нужны ли были те "мысли" советским людям в годы Великой Отечественной?
В годы полетов в космос советских космонавтов?

В годы, когда СССР стала признанной второй сверхдержавой мира, сдерживающей империалистические поползновения на господство над миром?

Не надо было печатать. Раз автор отказался от своих ошибочных идей и давным-давно заменил их новыми — социалистическими по содержанию, то зачем же их обсуждать!?

Горький писал по этому поводу "обсуждений":
"Полемика — премилое занятие для любителей схоластических упражнений в словесности и для тех людей, которые долгом своим почитают всегда и во всем доказывать свою правоту, точность мысли своей и прочие превосходные качества, коих эти люди являются беспомощными обладателями". ("Книга о русских людях")

И сегодня продолжает работать Институт мировой литературы им М. Горького, созданный самим писателем. Неужели там современные исследователи не знают позиции обо всех произведениях великого пролетарского писателя, включая "Мысли"?!

Почему громко заговорили и "запереживали" об "Окаянных днях" Бунина и "Несвоевременных мыслях" Горького в годы перестройки антисоветчики, те, кто правит русофобский бал в буржуазной культуре ельцинско-путинской России?

Ответ не так прост: горячая идеологическая война не прекращается ни на минуту как одна из форм классовой борьбы ни в одной стране мира, включая Россию. Ведётся классовая борьба и в литературе, искусстве, культуре. И все исследователи точно знают, что она не прекратится и в ХХI веке.

Однако она не прекращалась и в советские времена. Надо было ОБСУЖДАТЬ статьи этого сборника Горького не столько литературоведам, сколько политологам и историкам, тем "марксистам", которые разработали основы капитуляционной политики разрядки напряжённости при Л. Брежневе. Тем, кто запрещал обсуждать проблемы интернационализма, связанные с еврейским вопросом. Тем, кто не хотел и слышать о классовой борьбе в "развитом социализме", о классовой борьбе в литературе, искусстве и культуре.

В результате мы получили то, что имеем - государственный переворот и реставрацию капитализма. И в даже сегодня — в эпоху глубочайшей реакции и отчаяния, продолжающуюся по сей день, в нынешнее сложнейшее время начавшейся третьей мировой войны — идеологическая система, навязанная России русскоязычными либералами, остается прежней. Сколько прогрессивно мыслящие советники не убеждают В.В. Путина в необходимости отладки ее на новый лад, руководство РФ не трогает ее, оставляя на поле сражения идеологий идеи Солженицына и Ельцина, подорвавших Советский Союз.



8. О событиях 2017 года


Прошло сто лет. Тема "несвоевременных мыслей" меня интересует не только в связи с 150-летней годовщиной рождения великого русского писателя М. Горького. Не только потому, что сборник не издавался и не обсуждался в советские времена.

НО ПОТОМУ, что "несвоевременные" и своевременные мысли звучат постоянно во всех российским СМИ постоянно. Откройте реакционную буржуазную прессу или послушайте и посмотрите любой телеканал. Ни одного доброго слова мы не слышим о советских достижениях в культуре, искусстве, литературе, науке. И это естественно. Ну кто ей позволит говорить правду?
Помните у Горького?

"Реакция принимает везде более мрачный, средневековый характер, — это особенно сказывается в различных мелочах буржуазного быта, о котором у нас мало пишут. Реакция эта — реакция отчаяния, судорога агонизирующего общества. Мне кажется, что в прошлом никогда ещё реакция не принимала таких бездарных и отвратительных форм, какие теперь принимает она в Европе и Америке". Том 26.

Откройте прогрессивную прессу. Послушайте Зюганова, некоторых изборцев, Сёмина. Посмотрите передачи "Точки зрения", прислушайтесь к мнениям ее участников на Красном канале (http://www.rline.tv). Вот в их выступлениях звучат нередко "несвоевременные" мысли!

Тема меня интересует также ещё и потому, что власть самом страшном и кровавом предержащие на них не откликаются, идут "своим путём", разрушая систему, созданную самими за четверть века. Они не могут свернуть с этого пути, потому что российская власть — всего лишь малюсенький винтик в локомотиве, несущемся на всех парах к новому кризису. Она - лишь сырьевая сладенькая деталька в огромной капиталистической мегамашине.

Тот, кто бывает в Европе или в Америке, видит, как неплохо в целом живет средний класс в богатых странах, а это более половины населения в каждой стране. Не то что в России за пределами Москвы и Петербурга! Эмигранты не в счёт. Есть беднота, но не в таком страшном количестве, как в РФ. Да и разве можно сравнить средний уровень жизни советских людей в те же 80-е и россиян в 2018 г.?!

Мы понимаем, что несмотря на некоторые подвижки в международных отношениях после присоединения Крыма, власть ведёт народ к новой катастрофе. Ее ничему не научили уроки истории - ни судьба оглохшей от "галантной" жизни династии Романовых, ни судьба веселых перестройщиков и тупых предателей Горбачёвского разлива, ни Ельцинская катастрофа, опьянившая на десятилетия обрезки великой супердержавы.
 
Более того, нынешняя насквозь коррумпированная власть имеет настолько высокое о себе мнение, что несмотря на бурно протестующее общественное мнение, она то открывает Ельцинцентр, то прячет в фанеру Музей Ленина, то забалтывает и пытается замолчать празднование Столетия Великого Октября. Перед ней поставлена срочная задача - сломать, выжечь из памяти народа все символы советской власти: Ленина и Сталина, Мавзолей и красный революционный флаг. А также и М. Горького, родоначальника теории формирования и развития мировой социалистической литературы и социалистического реализма... Очень редко слышит власть выразителей мыслей народных масс. И не только в России...

Именно эти носители народного недовольства высказывают власти то, что думает большинство народа в каждый новый текущий момент. Именно их не слышат те, кто "наверху".

Почему не слышат - обьясняет М. Горький. Все его творчество - это глас народа, ненавидящего и Романовых, и распутное паразитическое дворянство, и "галантную"касту аристократов, и их служак из жандармерии, полицейских и кровавых генералов. Он изобразил мещанское купечество, и бердяевскую декадентствующую "серебряную" интеллигенцию, и "черносотенцев", и разложившихся аморальных церковников, отлучавших великого Льва Николаевича Толстого, мизинца которого не стоили все эти вместе взятые.

В удивительных красках и ярких образах изобразил М. Горький всю уродливую Русь до Великого Октября и новую Великую Советскую Русь, возрождавшуюся из пепла Гражданской войны и очередной интервенции, почти пятилетнего нашествия "демократов" Европы. Все мог изобразить великий летописец той эпохи.

Сегодня уродливости и мерзостей в новой России стало не меньше, чем было при Романовых. Если не больше. Поэтому столь много "несвоевременных" и своевременных мыслей мы читаем и слышим.

История повторилась. Трагикомедия перестройки-перестрелки через кровь и расстрелы переросла в страшную трагедию, унёсшую миллионы русских жизней в могилу. Ее устроители, масштабы их коррумпированности и безнаказанности вызывает массу несвоевременных мыслей не только у интеллигенции, но и у простых людей. Но власть делает хорошую мину при плохой игре и отгораживается от народа стеной, выстроенной из национальной гвардии, полиции и армии.