Бирма и рохинджа

Шери Пашаева
«…царство мечты, в котором белая заря ослепительнее, чем в Бирме» (из книги «Жемчуга» Н. Гумилёв)

Редьярд Киплинг очень любил Бирму и посвятил этой чудесной стране стихотворение «Дорога в Мандалай». Причем дорогой он поэтически называл реку Иравади, по которой добирался из Янгона. По сюжету, солдат, вернувшийся в холодный Лондон из далекой колониальной страны, скучает по юной бирманке, которую больше не увидит. С тем пор выражение «дорога в Мандалай» стало крылатым в поэзии и в литературе, означающим ускользающую красоту и мимолетное счастье. В путевых заметках «От моря до моря» Киплинг писал: «Я люблю бирманцев слепой любовью, рожденной первым впечатлением. После смерти я обязательно превращусь в бирманца».

Мьянма та же страна, что и Бирма, бывшая британская колония. Бесчисленные монастыри и пагоды, река Иравади и многолетняя гражданская война, огромные цветные воздушные шары в небе - это тоже бирманская традиция, которую заимствовал мир. А также Джордж Оруэлл «1984. Дни в Бирме». У археологов свои ассоциации об этой удивительной и древней стране, история которой идет с III тысячелетия до н.э.


Что же такое произошло на Бирме (в нынешней Мьянме), которую так любил Киплинг? За что же многие мусульмане России стали ненавидеть эту прекрасную страну? Причем, как полагается, слепой необъяснимой ненавистью, не желая ничего знать более того, что им внушают.

Всё это началось с информационной войны США против правительства Мьянмы с 2013 года, в которой основную роль стали играть восточные бенгальцы, называвшие себя «народ рохинджа», с которым у бирманцев тлел многолетний социальный конфликт. Многие россияне имеют неверное представление об этом конфликте и считают его религиозным.

Насколько это обоснованно? Кого называют «народ рохинджа»?
Почему раньше о нём никто не слышал?

«Народ рохинджа» это придуманное название восточных бенгальцев, впервые появившееся в 1950-е годы на Бирме. Название, которым сами себя упорно называют бенгальцы, отказываясь называться бенгальцами. По закону о гражданстве Бирмы (прежнее название Мьянмы) от 1983 года, рохинджа не признаются гражданами страны, а следовательно, лишены всех гражданских прав, в том числе и возможности получить медицинскую помощь и образование. Точная численность рохинджа неизвестна — предположительно, их порядка от 1.5 млн до 2.5 млн. человек. Всего в Мьянме по результатам последней переписи около 51 млн. жителей. Власти республики отказываются признавать рохинджа своими гражданами, как некоренное пришлое население, которое изначально пришло в качестве нелегальных мигрантов из Бангладеш (точнее — из региона Бенгалии, куда входит Бангладеш и часть Индии). Несмотря на то, что представители рохинджа живут на территории страны уже несколько поколений, почти с начала XX века, их на Бирме не признают за своих и просят уехать назад на свою историческую Родину. Бенгальским мигрантам на Бирме никогда не были рады. И причина была социальная.

Конфликт никогда не был религиозными, а был социально-экономическим. Местному населению не понравилась нескончаемая многочисленная миграция бенгальцев на их территорию, так как это привело к серьёзному ухудшению жизни самого местного населения, которое и так жило крайне бедно, а приходилось делиться ещё с кем-то. Бенгальцы работали на Бирме на тех же работах, что и местное население, в основном, на рисовых полях, и были согласны, чтобы им платили мало. Бирманцев на работу переставали брать, так как они требовали более высокой оплаты за свой труд. И началось глубокое внутреннее недовольство. Вот главная первая причина конфликта. Не религия. Ведь почему так называемым рохинджа не дают никаких прав в Бирме? Не потому, что они мусульмане, религиозная принадлежность не играет для бирманцев никакой роли! А с тем, чтобы бенгальцы (рохинджа) не оставались в стране и не укоренялись! Вот суть противостояния!



Правда об истории переселения бенгальцев (рохинджа) на Бирму


На самом деле, бенгальцы (рохинджа) это жертва британской колонизации. Именно Британия начала массово переселять бенгальцев из Бенгалии в качестве трудовых рабов и заселять ими регион Ракхайн на Бирме, где сейчас и происходит основной конфликт. В принципе, восточные бенгальцы могли бы пойти другим путём, объединиться и потребовать от Великобритании компенсацию за необдуманное, бесконтрольное, массовое переселение своих предков на Бирму, которая нанесла им невосполнимый моральный и физический ущерб, а не воевать с несчастными бирманцами, которые страдают не меньше бенгальцев и сами по себе беднейший народ. Переселение бенгальцев была политика английской колониальной администрации, которая использовала будущий так называемый «народ рохинджа» в качестве дешёвой рабочей силы. Но также бенгальцев англичане использовали в своих стычках с бирманцами, вооружали их и те послушно убивали бирманцев. То есть, ещё выполняли военные приказы своих колонистов против коренного населения Бирмы. Как мы выяснили, «рохинджа» это не этноним, такого народа никогда не существовало и не существует. Это бенгальцы-мигранты, которые стали сами себя называть «рохинджа», слово, образованное от названия штата Ракхайн, который появился в 1950-х годах. По происхождению это южные индийцы или восточные бенгальцы, которые испокон веков жили в Бенгладеш. То есть возраст так называемого нового народа «рохинджа» не более 70 лет. Выходцы из Бенгалии стали упорно называть себя «рохинджа», претендуя на то, что они являются коренным населением штата. Что с их стороны было, конечно, неправильно, нечестно и нехорошо. Трудовые мигранты, переселявшиеся британскими колонизаторами на Бирму, привыкшие в несколько поколений жить на Бирме, в итоге отказались от своей собственной Родины и даже собственного национального названия «бенгальцы», придумали себе новое название «рохинджа» и новую историю. И это тоже одна из причин, что их невзлюбило местное население, отказывающее принимать их ни в каком уже виде и делить с ними свою страну.

В 1970-м кто-то подсказал рохинджа использовать ислам в своём противостоянии местному население, которое по воле судьбы оказалось буддистским, чтобы таким образом заручиться поддержкой мусульманского мира. И весь мир взорвала новая интерпретация социального гражданского конфликта как религиозного. Самая большая проблема в мире - это искусственный перенос гражданских и социальных конфликтов между разными народами в форму религиозных. В такой форме меняется сразу всё: уже никто не станет разбираться в корне ситуации, весь мир моментально разделится на «мусульман» и «немусульман». А то, что эти «мусульмане» на деле и не соблюдают никаких предписаний ислама, что они более показывают свою набожность исключительно на камеру, не являясь набожными по сути, становится неважным. Совершенно точно, что ислам к конфликту между бенгальскими мигрантами (рохинджа) и бирманцами не имеет никакого отношения.


Но кто здесь действительно НЕ ПРАВ?


«Это конфликт, который, к сожалению, очень сложно, практически невозможно решить» (руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института Востоковедения РАН Дмитрий Мосяков). По его словам, с одной стороны в этом столкновении — естественная миграция бенгальцев, которые уходят из перенаселённого Бангладеш в поисках свободных земель, а с другой — восприятие бирманцами Ракхайна как своей исторической территории, ни пяди земли которой они не намерены отдавать чужакам-бенгальцам.

«Как всё происходит: приплывают бенгальцы на лодках, основывают поселение, их находят местные бирманцы и убивают. Всё происходит на уровне почвы, вне любого международного права, на что повлиять очень сложно. Речь идёт о каких-то средневековых процессах движения народов, — утверждает эксперт. — Государство бирманское, которое так обвиняют, не может к каждому араканцу приставить по полицейскому, который учил бы его толерантности».

Здесь нет никакой РЕЛИГИИ, никакого конфессионального противостояния, а только НЕПРИЯТИЕ бирманцами нелегальных мигрантов, которые ещё и претендуют на то, чтобы объявить себя коренным народом Бирмы только на основании того, что несколько последних их поколений жило на этой территории. Жить скромно и не претендуя ни на что, это одно. Жить громко и претендуя на то, чтобы стать коренным народом – это уже другое. Так не бывает, что пожить 50-70 лет на чужой земле и объявить себя коренным народом там, где уже имеется настоящий коренной народ. Такое проходит только в том случае, если коренной народ слишком слаб и допускает такое (это когда-то сделали сами понимаете кто на Южном Кавказе) что потом обращается против него же самого рано или поздно, и выливается в то, что подлинный коренной народ, проявивший хоть раз слабость перед пришлыми, которые пустив корни, усиливаются, клюют беспрестанно, угнетают допустивший их на свою территорию коренной народ, а если он терпит и молчит, то прессинг усиливается, в конце-концов его самого же и объявляют пришлым. Бирманцы оказались крепким орешком и такое на своей земле отказались допускать. Можно ли их в этом винить? При этом, бирманцы не пытались никогда ассимилировать бенгальцев (рохинджа) или менять их вероисповедание. Никогда бирманцы не пытались растворять бенгальцев в себе и таким образом нивелировать конфликт. Что свидетельствует об их порядочности. Всё, что требовали изначально бирманцы от бенгальцев, это оставить в покое Бирму и уехать назад в Бенгалию. Пожили, пора и честь знать. Требование к ним покинуть Бирму всегда звучало и звучит. Ничего иного бирманцы не собирались делать бенгальцам (рохинда) или причинять им ущерб. Бирманцы просто устали от бенгальцев, которые усугубляли их бедность, не желали видеть их на своей земле.

Но ухудшилась история после того, как этот конфликт, между бирманцами (Мьянма) и бенгальскими мигрантами (рохинджа) с 1970-х годов перенесли в религиозное русло, придав ему религиозный окрас. И тут рохинджа совершили роковую ошибку, вмешав в социальный конфликт религию и давая себя использовать исламским экстремистским силам извне, что им не только не помогло, но сделало их положение на Бирме в разы хуже, так как их ещё обвинили в поддержке исламских экстремистов, что было не без оснований. В 1990-х и 2000-х годах бенгальцы (рохинджа) стали сближаться с мировым исламистским интернационалом, в том числе с «Аль-Каидой», на афганских базах которой моджахеды из Мьянмы проводили тренировки. Но при всём этом никто в мире ещё понятия не имели ни о бенгальцах (рохинджа), ни об их конфликте с бирманцами.

С 2000 года в эту тема активно вошла США, пытавшая так или иначе контролировать Мьянму, а рохинджи давала возможность держать всю страну в постоянной конфликтности, не давая возможность погасить его. Поддержание противостояния рохинджа правительству Мьянмы, через исламские организации вооружая их и направляя куда и когда надо, это то, чем занимаются американцы последние 20 лет. Поэтому этот конфликт и не получается никак погасить, и выселить рохинджа из Бирмы, чего требует остальной народ страны, не получается, но и жить мирно с ними тоже не получается. Привыкшая уже к дармовым благотворительным деньгам мужская часть рохинджа не желает вообще уже работать. Они живут в лагерях и вся их «работа» встречать журналистов, показывать им свои синяки и раны, рассказывать жуткие истории о пытках, чему верят на слово, просить денег и оружия. Много постановочных видео пыток, которые непонятно кем, как и где снимаются. Рохинджа выполняют заказ извне, не думая о судьбе своих детей и новых поколений.

С 2013 года тема противостояния бенгальцев (рохинджа) и бирманцев вдруг вышло наружу и быстро приобрело информационный размах. За считанные месяцы весь мир взорвался от бесконечных информационных сбросов фотографий, видео, как пытают, убивают «народ рохинджа» жестокие жители Мьянмы, якобы за их религию. ЧТО ПОЛНОСТЬЮ БЫЛО ЛОЖЬЮ. Это была американская информационная компания против правительства Мьянмы, которая отказывалась принимать американские транснациональные компании. Это отмечало и турецкое издание Sabah, что обострение конфликта в Ракхайне в начале 2000-х годов подозрительным образом совпало с обнаружением в этой области запасов нефти и газа.

«Там огромное газовое месторождение «Тан Шве», названное так в честь генерала, который долгое время правил Бирмой. И конечно, почти наверняка прибрежная зона Аракана содержит нефтеводороды» (руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института Востоковедения РАН Дмитрий Мосяков).

Как раз к 2013 году завершилось строительство нефтепровода и газопровода из Ракхайна в Китай. «США, увидев это, после 2012 года превратили проблему Аракана в глобальный кризис и ввели в действие проект окружения Китая», — отмечает Sabah. Активную поддержку рохинджа оказывает Целевая группа по Бирме (Burma Task Force), в которую входят организации, финансируемые в основном из фондов Джорджа Сороса. Все эти фонды поддерживают исключительно только тех, кого можно использовать против правительства Мьянмы. Деятельность этих НПО всегда вызывала недоверие коренных бирманцев. В середине августа 2017 года в столице штата Ракхайн прошли массовые демонстрации местных буддистов, которые обвинили ООН и действующие в стране неправительственные организации в поддержке террористов из рохинджа. «Нам не нужны организации, поддерживающие террористов», — заявляли протестующие. Поводом к манифестациям стало обнаружение властями страны нескольких тайных баз экстремистов, где были найдены остатки печенья, поставляемого ООН в рамках Всемирной продовольственной программы.


Мнения экспертов-международников.
Они не всегда совпадают.


«Есть и внутренние факторы у конфликта в Мьянме, но мировая практика показывает, что именно подобные внутренние настроения всегда используются, как только появляются внешние игроки. Тот же Сорос всегда, приходя в ту или иную страну, в то или иное проблемное поле, ищет религиозные, этнические, социальные противоречия, выбирает модель действия по какому-то одному из этих вариантов и их сочетанию и старается разогреть, — утверждает эксперт. — Совершенно нельзя исключать, что подобные действия подталкиваются не изнутри бирманского общества, а какими-то внешними силами» (политолог Дмитрий Егорченков)

«Поскольку британцы уже сделали в Мьянме базу для буддистского терроризма, сейчас глобалисты создают плодородную почву для терроризма исламского, провоцируя и подпитывая ненависть среди этнорелигиозных групп в Южной Азии» (политолог Ахмед Раджив)

По словам Дмитрия Мосякова, предпринимается очень серьёзная попытка раскола Юго-Восточной Азии и АСЕАН. В мире, где политика глобального управления подразумевает умение управлять через конфликты, конфликты становятся чем-то обыденным. Их привносят в более-менее стабильные региональные образования, и эти конфликты расширяются, развиваются, открывая возможности для давления и контроля. «Речь идёт о трёх направлениях. Во-первых, это игра против Китая, поскольку у Китая в Аракане очень большие вложения. Во-вторых — нагнетание мусульманского экстремизма в Юго-Восточной Азии и противопоставление мусульман и буддистов, чего там никогда не было. В-третьих — движение в направлении создания раскола в АСЕАН (между Мьянмой и мусульманскими Индонезией и Малайзией. — RT), поскольку АСЕАН показывает пример того, как очень бедные страны могут отставить противоречия и обеспечить вполне достойную жизнь. Это очень опасная и эффективная мера, направленная на то, чтобы разрушить стабильность в Юго-Восточной Азии».

Он же: «Этому делу решили придать религиозную окраску. Дескать, буддисты против мусульман. Любое упоминание религии только подливает масла в огонь. Иначе России придется вмешиваться, когда где-то обижают православных христиан. Например, в конфликт между Грецией и Турцией. Следует помнить, что «нет ни эллина, ни иудея», а есть люди. И решать конфликты нужно исходя из соображений гуманности и здравого смысла, в крайнем случае – политической целесообразности. Но не религиозной принадлежности. У нас в стране живут и мусульмане, и буддисты. Противопоставлять одних другим – неразумно и опасно.»

Бирманцев объявили палачами «мусульман» с определёнными целями. Цели эти совершенно далеки и от религии, и от народа Бирмы, и от гуманности. Цель антибирманской пропаганды - раскачивание страны, создание управляемого хаоса и свержение правительства Бирмы, которое сопротивляется американскому проникновению.

«Информация о стычках в Мьянме в первую очередь идет с международных, преимущественно западных, агентств. От них и узнали об этом и в России. Заявления делают эксперты американской Human Rights Watch, журналисты гонконгской Asia Times, сотрудники ООН и т. д. То, что в Мьянме давно происходят конфликты в приграничных провинциях, причем не только с гражданами-мусульманами, не новость. Интересна в этом деле обобщенная позиция Запада по поводу Мьянмы. Она отражена в фильме «Рэмбо-4». По сюжету плохие бирманские военные обижают мирных жителей, симпатизирующих повстанцам, и захватывают в плен американских миссионеров, нелегально приехавших этим повстанцам помогать. 60-летний Джон Рэмбо нехотя соглашается возглавить группу американских наемников, чтобы освободить хороших американских парней и наказать плохих бирманских. И практически единолично, под одобрение американских и международных зрителей, при помощи ножа и пулемета убивает более двухсот военнослужащих Мьянмы. Больше, чем погибло негодяев во всех предыдущих фильмах серии, вместе взятых.»

То есть совершенно намеренно внушается всем в мире, кто на Бирме «плохие», а кто «хорошие». Бирманские буддисты, конечно, не мирное общество с добрыми монахами, пением мантр и спокойствием, как мы себе представляем буддистов, в случае чего бирманцы легко берутся за ножи и палки и громят своих обидчиков, но и рохинджи совершенно не те, за кого себя выдают.


Представитель российской коммерческой фирмы, работающей в Мьянме:


«Во внутренних сложностях Мьянмы чёрт ногу сломит. Проблемы с рохинджа берут начало в XIX в., когда британские колонизаторы переселяли их из Бенгалии в качест­ве копеечной рабочей силы. Во время Второй мировой войны (в 1942 г.) боевики рохинджа получили от англичан оружие и убили 20 тыс. мирных жителей-буддистов - бирманцы в ответ вырезали в два раза больше мусульман. Между ними давно разлита кровь, и конфликт в штате Ракхайн (место проживания рохинджа) тлеет уже 75 лет. Власти Мьянмы отказываются дать миллионному народу гражданство, называя их «нелегальными переселенцами». Почему скандал разразился именно сейчас? Я не знаю. Видимо, кому-то выгодно вытаскивать на свет застарелые конфликты и их разжигать. В Конго, Нигерии, Южном Судане каждый год убивают десятки тысяч мирных жителей - митингов протеста в мире не видно, санкции не вводятся. Происходящее вокруг Мьянмы напоминает постановку дешёвого телешоу: «Срочно ищем нового врага!»


Журналист Тан Маун, учившийся в 1975-1981 гг. в СССР:

В Мьянме сейчас работает полностью проамериканское правительство. Его возглавляет кандидат от демократической оппозиции, дочь национального героя Аун Сан Су Чжи. Эта женщина провела 15 лет под домашним арестом, противостояла военной хунте, имеет почётное гражданство Канады и награждена золотой медалью Конгресса США. Она абсолютно «своя» для Запада. Америка выделяет стране помощь на сотни миллионов долларов. Бомбить американцы Мьянму не станут и вводить войска тоже. «Своим» позволено резать кого угодно. Именно поэтому Су Чжи никак не отреагировала на кровавые столкновения с рохинджа, флегматично заявив: «Покажите мне хоть одну страну без нарушения прав человека». Она не хочет противостоять общественному мнению Мьянмы, которое считает мусульман-рохинджа «чужаками» и «пришельцами извне».

Эксперты утверждают, что Мьянма — это альтернативный Малаккскому проливу очень короткий путь транспортировки энергоресурсов и других стратегических продуктов из Индийского океана в южные провинции Китая, прежде всего в Юньнань. Поэтому КНР строит порты в Мьянме.


Эксперт ИСАА при МГУ, востоковед Борис Волхонский:

«Поскольку транспортные потоки стали фактором большой политики, есть силы, которые не заинтересованы в том, чтобы Поднебесная получила кратчайший выход к Индийскому океану. Это прежде всего США — главный экономический и геополитический соперник Китая. Между американскими спецслужбами и движением «Исламское государство» есть определенные точки соприкосновения, об этом многократно сообщалось в мировых СМИ. Потому создание ситуации напряженности в Мьянме играет на руку геополитическим противникам Китая».

США использует исламский экстремизм как футбольный мяч, закидывая куда надо и избавляясь, когда он своё дело сделал.

«Вопрос о том, как будет поддерживаться напряженность в Мьянме — на религиозной, этнической или племенной почве, как несколько лет назад, уже второстепенен. Главное — создать ситуацию так называемого управляемого хаоса. Военная победа в Сирии и Ираке над боевиками ИГ может привести к тому, что уцелевшим боевикам надо будет найти некую новую площадку для деятельности. Этим объектом может стать Мьянма. Также есть вероятность, что боевики появятся в Йемене, потому что они уже есть на Филиппинах и в Индонезии» (Эксперт ИСАА при МГУ, востоковед Борис Волхонский)

«Есть много стран, где идеи «Исламского государства» находят отклик у определенной части населения. Любой межэтнический, межрелигиозный конфликт — это прежде всего конфликт элит. Он не может существовать, если элиты не подключают к нему большое число своих последователей, сторонников, боевиков. Действуют по принципу «наших бьют, наших обидели, давайте отомстим за все». Кризис в Мьянме продолжает разрастаться и может привести к слиянию ряда местных псевдоисламских экстремистов с террористическими силами на Ближнем Востоке. Это бросает всей Юго-Восточной Азии и Китаю огромный вызов» (Эксперт ИСАА при МГУ, востоковед Борис Волхонский)

Так как сейчас Мьянма представляет геополитическую ценность для КНР и США, то исламский фактор американцами перекинут в Мьянму, создав международный резонанс на уровне ООН, искусственно разжигая несуществующий религиозный конфликт, максимально ухудшая отношения между бирманцами и бенгальцами, которые якобы воюют как конфессии.

Аида Симония (ведущий научный сотрудник отдела Юго-Восточной Азии Института Востоковедения РАН):

«Британское наследство и саудовский след

— Бирма (так государство называлось до 1989 года) долгое время входила в состав Индии и была Британской колонией. На протяжении британского владычества рохинджа — этнические южные индийцы — массово переселялись на территорию Британской Бирмы: британцы использовали их как дешевую рабочую силу на рисовых полях. (В то время Бирма была рисовой житницей всей Азии). После объявления независимости Бирмы в 1948 году началась демаркация границ. И выяснилось, что предоставлять гражданство рохинджа правительство Бирмы не собирается. В 1962 году в стране установилась военная диктатура, руководители государства начинали думать, что делать с этим народом. В 1982 году был принят закон о гражданстве, однако гражданских и политических прав народу рохинджа так и не предоставили. Мьянма — очень сложное полиэтническое и поликонфессиональное государство с населением в 55 миллионов человек, в нем проживает 135 различных этнических групп, из которых восемь — крупные. Все они граждане — кроме рохинджа, численность которых в Мьянме сейчас составляет 1—1,2 млн человек.

Я бы подчеркнула, что конфликт носит не религиозный характер. Мьянма — толерантная страна. Да, рохинджа — мусульмане в стране с преимущественно буддийским населением. Но в Мьянме проживают и другие мусульмане, их около 5% от населения, а также христиане — 7%. Все они являются гражданами страны. В отличие от рохинджа, у которых нет ни гражданских, ни политических прав, и власти десятилетиями отказывают им в этом, не считая коренным населением. В ответ боевики (а их, конечно, стоит отделять от мирных граждан) террористической «Армии спасения Аркан рохинджа» устраивают провокации: раньше это носило преимущественно уголовный характер (нападения, грабежи, изнасилования), а сейчас вышло на совсем иной уровень. «Армия спасения Аркан рохинджа» возникла в 1948 году — практически сразу после объявления независимости Бирмы. О целях этой организации можно судить по их флагу, где изображены контуры штата Аркан (так он назывался раньше, современное название — Ракхайн) как независимого от Мьянмы государства. Долгое время об «Армии» ничего не было слышно, но в 90-х они нашли финансирование в Саудовской Аравии. Их тренировочные лагеря находятся за пределами страны. Хорошо обученные и вооруженные, они легко проникают через полупрозрачные границы и устраивают различного рода провокации — от нападений на блокпосты, до сжигания буддийских деревень. Правительство Мьянмы не без оснований считает эту организацию террористической. «На глаз» отличить молодого мужчину от боевика часто очень сложно, поэтому, когда правительство начинает зачистку в ответ на провокации, под нее нередко попадают и гражданские лица. То, что мы наблюдаем ныне, — второе серьезное обострение. Первое случилось в 9 октября 2016 года, когда хорошо вооруженные боевики в большом количестве совершили серию нападений на правительственные блокпосты. Тогда, как и сейчас, власти Мьянмы отреагировали на случившееся предельно жестко.

Владимир Путин не осуждал происходящее ныне в Мьянме. Вместе с египетским лидером он всего лишь сделал заявление о недопустимости притеснений кого-либо, в том числе и мусульман. Насколько я знаю, в последние дни в Совбезе ООН в повестку дня не вносилась резолюция по Мьянме, так что Россия не могла ее заблокировать. Хотя все предыдущие годы наша страна и Китай несколько раз блокировали резолюцию об оказании помощи мусульманскому меньшинству рохинджа. Мьянма уже 20 лет находится под жесткими санкциями Европы и США. Россия же традиционно имела хорошие отношения с этой страной. Советский Союз одним из первых признал независимость Бирмы. Особой дружбы или глубоких экономических связей никогда не было, но поддержку оказывали всегда. В 90-х годах Россия наладила с Мьянмой военно-техническое сотрудничество и стала поставлять туда авиатехнику.

Многие сейчас обвиняют премьер-министра Мьянмы лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи в том, что она молчит и ничего не делает, чтобы защитить рохинджа. Это абсолютная неправда. Она очень достойный, честный и порядочный человек, и она не молчит, она действует. Ровно год назад она создала специальную комиссию по проблемам рохинджа, которую попросила возгласить лично Кофи Анана. В течение года Анан и его коллеги десятки раз ездили в штат Ракхайн и детально документировали все, что происходит там. По итогам собранного материала 24 августа комиссия опубликовала 70-ти страничный доклад с рекомендациями, как правительству Мьянмы выйти из существующего положения. А 25 августа боевики «Армии» — напали на правительственные блокпосты, и началась очередная эскалация конфликта. По данным Amnesty International, за неделю обострения конфликт спровоцировал исход от 50 до 90 тысяч беженцев — как мусульман, так и буддистов. Точное число погибших неизвестно. Официально правительство говорит о 401-й жертве с обеих сторон.»

Как видите, какое разное мнение об Аун Сан Су Чжи у журналиста Тан Маун из Мьянмы и у Аиды Симония, сотрудника отдела Юго-Восточной Азии Института Востоковедения РАН.



Социально-экономический фактор конфликта.


Увеличению численности рохинджа способствовали гражданские столкновения, военные действия и природные катаклизмы в соседних землях. С каждым из них новый поток беженцев пытался найти убежище в Мьянме, которая тогда была еще Бирмой. Поскольку этот регион два века относится к самым бедным на Земле, ждать от местных правительств регулярной внятной демографической статистики не приходится. Но рост численности рохинджа налицо и без статистики. Стоит отметить, что если исключить города-государства и Мальдивы, то в Бангладеш самая высокая плотность населения в мире. Спасают это население только плодородные разливы Ганга, позволяющие собирать до четырех урожаев в год. Численность рохинджа в Мьянме специалисты ООН еще в 2012 году оценивали в 800 тысяч, а в 2017 уже более миллиона (газеты Мьянмы пугают друг друга цифрой 2,5 млн.).

Быстрое увеличение численности рохинджа за счёт бесконтрольной рождаемости, при этом будучи невероятно бедным населением, пугает коренное население Бирмы. Бирманцы боятся такого рост численности пришлого некоренного населения в стране. И этом и состоит основная вина рохинджа в глазах автохтонного населения Мьянмы, которое категорически не желает признавать их местными, боясь, что рохинджа подавит их своей численностью, заняв всю страну. А абсолютно необоснованное стремление бенгальцев, говорящих на бенгальском языке, называться «народ рохинджа» и нечестные попытки заставить признать себя коренным народом – отталкивают бирманцев от них ещё более. Сейчас не те времена, когда такое было возможными в мире.




Искренние мусульмане ли рохинджа?

Соседние мусульманские страны отказывают принимать беженцев рохинджа. Никого не удивляет, что ни одна соседняя мусульманская страна, такие как Бангладеш и другие, не желает принимать беженцев рохинджа у себя? Потому что, они понимаю прекрасно, с чем они тогда столкнутся. Насколько народ рохинджа верующие мусульмане, которым всё-равно у кого какой цвет кожи и какой расы, как это предписывает Коран и Хадисы Пророка, свидетельствует тот факт, что он отказался от предложения западноафриканского государства Гана с чёрным населением переехать туда и жить в прекрасной местности в спокойствие и в труде. Несколько лет назад правительство Ганы, преимущественно христианского и очень светского государства, официально предлагало убежище рохинджа, они заявляли о том, что готовы принять всех до единого человека и обеспечить им все права. Однако рохинджа отказались. Где же их вера? Рохинджа желает жить там, где он сам хочет, неважно, что это чужая земля, что там нет нормальной жизни их детям, что хозяева земли не желают видеть их там. Рохинджа готовы воевать, проливать кровь, подвергаться жизни своих детей и новых поколений опасности, разжигать раздор, но упорно жить именно там. А когда им предложили путь решения их проблемы: прекратить кровопролитие, оставить землю, которая их не принимает, переехать всем до единого в новую страну, где их примут, устроят, дадут все права, рохинджа отказались. Гана как страна не устраивает их. Потому что там живут чернокожие люди. «Нет предпочтения арабу перед неарабом и неарабу перед арабом, так же как нет превосходства белого человека над черным и черного над белым. Превосходство одних людей над другими может быть лишь в богобоязненности». В чём же богобоязненность восточных бенгальцев, мигрантов в Мьянме, называющих себя «народ рохинджа»?

После отказа народа рохинджа переселиться в Гана, где могли бы спокойно жить и развиваться, но не пожелали жить в африканской стране с чернокожим населением, трудно понять в чём же заключается вера рохинджа, в 1950-е годы отказавшегося даже от собственных корней, отказавшегося называться бенгальцами, являясь самыми что ни есть настоящими бенгальцами, говоря на бенгальском языке, имея традиции и культуру бенгальскую, ради того, чтобы любыми путями укорениться в Мьянме (Бирма). Потому не всё так просто, как кажется многим, спешащим осудить Мьянму, его правительство и бирманцев.


В Мьянме 135 национальностей. Никаких конфликтов здесь раньше не было. Такой национальности как «рохинджа» официально в Мьянме нет. Бенгальцам предлагают прямой честный путь: записываться теми, кем они в действительности этнически являются, то есть бенгальцами. Если кто не согласен, он может не участвовать в переписи. Если бы бенгальцы пошли этим путём, было и правильно, и лучше для них. Сейчас ситуация более-менее контролируемая. Но чтобы жить нормально, необходимо соблюдать законы и правила страны, не сеять смуту и не разжигать конфликты.


Экономика Мьянмы (Бирмы) является одной из наименее развитых в мире, страдая от десятилетий застоя, бесхозяйственности и изоляции. Это одна из самых беднейших стран мира, в котором в 2000-м году были обнаружены запасы нефти и газа, из-за чего США попыталось поставить своё марионеточное правительство и контролировать страну, выкачивая его углеводороды, что ему не удалось сделать, потому Мьянму и начали выставлять перед всем миром как фашистскую страну, где «геноцид мусульман». Попытка США поменять режим в Мьянме также натолкнулось на Китай, который поддержал Мьянму. Большая часть населения занята в сельском хозяйстве. Многие из тех, кто занят в других секторах экономики, так или иначе вовлечены в сельское хозяйство посредством таких видов деятельности, как транспортировка, переработка, сбыт и экспорт сельскохозяйственных товаров. Наибольший вклад в экономику делают сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство. Около половины всех сельскохозяйственных угодий в Мьянме отведено под рис. В стране также выращивают сахарный тростник, бананы, бобовые, арахис, кукурузу, лук, кунжут, каучук и душистый перец. В Мьянме находится основная часть мировых запасов тикового дерева. Мьянма богата полезными ископаемыми. В стране имеются значительные запасы драгоценных и полудрагоценных камней, ведется добыча нефти, олова, цинка, меди, вольфрама, свинца, угля, мрамора и железа. На мировые рынки Мьянма также экспортирует текстильные товары, лесоматериалы, резину.


У России позитивные отношения с Мьянмой. Россия помогает этой несчастной стране, которая никак не может выйти из гражданского конфликта, который используется внешними силами и выдаётся за религиозный. Поэтому бирманцы очень надеются на Россию.

Президент Мьянмы, Мин Аун Хлайн, посетил Восточный экономический форум в сентябре 2022 года и встречался с В. В. Путиным. Он рассказал об укреплении сотрудничества с Россией и начале импорта нефтепродуктов. «Будем использовать принимаемую Россией валюту», — отметил Аун Хлайн, параллельно занимающий должности административного совета Мьянмы и премьер-министра. Чиновник добавил, что использование рублей упростит процесс, учитывая существующие ограничения для операций с другими платежными средствами.

На этом всё.
Надеюсь, что кому-то будет полезно, кто-то изменит своё мнение и отношение.



P/S Можно как угодно относиться к позиции правительства Бирмы в отношении рохинджа. Но, если честно, без общих пустых слов, то мы на своём примере знаем, что происходит, когда впускаешь на свои земли многочисленное пришлое население, даёшь им равные права, наивно предполагаешь в них братьев, друзей, соседей, попав в благоприятную почву, оно растёт как на дрожжах, поднимается, заполняет собой всё вокруг, одновременно растут его амбиции, и в конечном итоге, доброта и благородство древнего народа, приютившего его на своей земле, принимается за слабость, сам автохтон безвозвратно вытесняется со своей родной земли и объявляется пришлым, а пришлый объявляет сам себя «коренным».