Клипер Алексея Пещурова

Вячеслав Прытков
                КЛИПЕР   АЛЕКСЕЯ   ПЕЩУРОВА

Знаменательное  плавание  в  Японию  на  фрегате  «Паллада»  для  молодого  мичмана  Алексея  Пещурова  закончено, и  он  возвращается  в  Санкт – Петербург. Ещё  в  памяти  дни, проведённые  далеко  от  родины, в  морях  под  водительством  Евфимия  Васильевича  Путятина, и  вдруг  новое  назначение  морским  агентом  в  Англию  и  Францию, получение  чина  лейтенанта.
Пещурова  радует, что  его  бывший  начальник – адмирал  Путятин  к  тому  времени  возглавляет  иностранную  миссию  в  тех  же  странах. Им  суждено  встретиться  и  обсудить  важную  для  России  задачу – постройку  у  англичан  совершенно  нового  военного  корабля. Алексей  Пещуров  радушно  встречен  адмиралом:

«Вы, конечно, представляете, Алексей  Алексеевич, всю  важность  дела, предстоящего  перед  нами. России  нужны  новые  корабли, а  англичане, как  известно, настоящие  мастера  в  их  постройке, особенно, клиперов. Морское  министерство  заинтересовано  в  заказе  для  флота  малого  крейсера – винтового  клипера.
Вам, Алексей  Алексеевич, поручается  заняться  именно  этим. Немного  введу  Вас  в  курс  дела. В  городке  Нортфлит, что  в  графстве  Кент, на  юго – востоке  Англии, там, где  река  Эббсфлит  впадает  в  Темзу, расположены  корабельные  верфи. Одна  из  них  с  1800  года  принадлежала  Томасу  Питчеру – искусному  корабельному  плотнику, на  ней  строились  прекрасные  суда  для  Ост  и  Вест – Индских  компаний  и  королевского  военного  флота. Сейчас  верфь  перешла  в  руки  сыновей  Томаса Питчера – Генри  и  Уильяма.
Я  уверен, что  Вы  найдёте  подход  к  этим  корабелам, языком  владеете  хорошо, и если  всё  сложится, будете  постоянно  находиться  там  и  следить  за  постройкой  корабля.»

Исполнительный  и  весьма  серьёзно  относившийся  ко  всему, порученному  ему, Алексей  Пещуров  понимал  всю  сложность  и  важность  поставленной  перед  ним  задачи  и  вскоре  принялся  за  её  выполнение.

Закладка  нового  корабля  на  верфи  Генри  Питчера  была  начата  после  заключения  контракта  2  марта  1859  года. Журнал  «Морской  сборник»  писал: «4  сентября  1860  года  в  Нортфлитском  адмиралтействе  в  присутствии  графа  Путятина  спущен  на  воду  заказанный  русским  правительством  винтовой  клипер  <Гайдамак>». Под  этим  названием  корабль  зачислили  в  списки  Балтийского  флота, над  ним  взвился  Андреевский  флаг.

За  успешное  выполнение  задания  А. Пещуров  получает  орден  св. Анны  3 – й  степени, чин  капитан – лейтенанта  и  назначение  командовать  «Гайдамаком».
Английские  кораблестроители  постарались  на  славу: корпус  клипера  был  выполнен  из  английского  дуба  с  элементами  ост – индского  тика, данцигской  сосны  и  американского  горного  вяза. На  судне  установили  опреснительную  установку, мощную  силовую  машину, способную  передвигать  его  в  безветрие. Команде  предоставили  даже  комплекты  белья, офицерам – серебряную  посуду. Вооружение  «Гайдамака»  составляли  три  68  - фунтовые  пушки  на  поворотных  платформах  и  четыре – 36 - фунтовые.

За  более  чем  двадцатилетнюю  историю  служения  «Гайдамака»  Российскому  флоту  им  было  совершено  три  похода  на  Дальний  Восток, экспедиции  к  берегам  Америк, открытие  новых  географических  мест – залив  Восток, бухты  Гайдамак, Средняя, мыс  Пещурова.
У  Алексея  Алексеевича  Пещурова, ставшего  впоследствии  вице – адмиралом, с  этим  кораблём  будут  связаны  очень яркие  страницы  жизни, а  появление  в  Российском  флоте  таких  кораблей, уже  построенных  в  России, станет  настоящей  головной  болью  для  британских  министров  и  адмиралов.




16  сентября  2022  г.

                Вячеслав  Прытков.