Алыча

Марк Щеглов
Действо в одном бесконечном действии


Действующие лица:

Иван Иваныч и Лапида Фроловна Вздуевы, помещики. Очень добрые и глупые.

Роал, их сын и вечный студент 30-ти лет, почти мальчик, всегда горячится.

Липа, их дочь, в пьесе не видна.

Цесарский Тит Титыч, их сосед, враг прогресса.

Телепяев, домашний учитель.

Анатолий Ильич Бнев, становой пристав и жуир.

Мурло, купец.

Отец Феофилакт, местный служитель культа.

Слуга Вздуевых, качавший их в колыбели.

Человек с бородой, ищущий Степаниду.

Два мужика.

Кучер Бнева.

Поющие крестьянки.

Действие происходит в лесостепной зоне России в заложенном имении Вздуевых.


Прекрасный закат. Сзади – простой сельский пейзаж. Посреди сцены стоит большой круглый стол. На столе стоит ведерный самовар. Вокруг него люди пьют чай. Доносится пение счастливых крестьянок.

Цесарский (громко всасывая чай с блюдца и обращаясь к Вздуеву). Вот вы, батенька, говорите прогресс… А какой ценой, осмелюсь спросить? А?

Роал (горячась). Какой ценой? Какой ценой, вы говорите?!

Цесарский. Да, какой ценой-с?

Роал. Ценой-с?! Вы – ретроград, замшелый ретроград!!

Вздуев. Ну-ну, не горячитесь, друзья!

Наступает тишина. На заднем фоне проходит человек с бородой.

Человек с бородой. Степанида, ты где, проклятая баба? Куды подевалась?

Вздуев. Однако, паровоз, друзья… к примеру, все же…

Цесарский. Хе-хе.

Роал вскакивает и начинает горячиться.


Свет гаснет. На краю сцены в круге прожектора лежат два мужика.

Первый мужик. Ох, и овсы нынче!

Второй мужик. Куды уж. А баре, баре-то! Грех один!

Первый мужик. Дык господа ведь…

Второй мужик. Гляжу давеча – чай пьють! И что за чай такой?

Первый мужик. Трава такая индейская.

Второй мужик. Да-а-а… Одно слово – господа.


Снова чай.

Входит отец Феофилакт.

Отец Феофилакт. Овсы, овсы-то нынче!

Цесарский. Вот Иван Иваныч хочет овсы на паровоз сменять.

Лапида Фроловна глупо хохочет.

Роал (в сторону.) Нет, я так больше не могу!

Входит слуга Вздуевых.

Слуга. Мурло пришлис-с.

Вздуев. Проси.

Входит Мурло в армяке и смазных сапогах.

Мурло. Чаи-сахары! Как насчет леску-то?..


Свет снова гаснет.

Снова два мужика.

Первый мужик. Давеча барыня в купальню пошла …

Второй мужик. Эх, мать честная!

Первый мужик. Да-а-а… И я за ней по кусточкам.

Второй мужик. Ну?

Первый мужик. Она туды – и я туды. Да-а-а…. Начала она это…

Вдруг возле мужиков что-то ухает. Оба вскакивают в страхе и убегают.


Роал один в березовой роще.

Роал. Доколе и доколе? Чтоб ты, кусок говядины, исчез и испарился! Диплома нет и счастья нет! Быть иль не быть? Где денег взять? Маман скупа! Папаша глуп! О, духи ада! Я сойду с ума!

Бьется головой в березу. Слышится пение счастливых крестьянок. Роал уходит. В рощу входят Лапида Фроловна и Телепяев. Она в белом платье, он – в сюртуке и панталонах.

Телепяев. В Симбирске мы будем счастливы…
Лапида Фроловна. Друг мой, почему в Симбирске?

Звук поцелуя.

Неожиданно начинает играть вальс «На сопках Манчжурии» (из будущего).

Снова чай. Ведерный самовар наполовину пуст.

Вздуев. Мурло надоел. Сад купил и вырубил. Лесу просит. Купит и вырубит.

Цесарский. Непременно вырубит.

Вздуев. Липа, Липа!

Ответа нет.

Вздуев. Несносная девчонка!

Цесарский. Хе-хе.

Вздуев. Липа!!

Цесарский. Хе-хе.

Слышится колокольчик приближающейся тройки. Тройка выносится на сцену и останавливается, как вкопанная, у стола с самоваром. Из коляски выходит Бнев. У него красная рожа и нет одного сапога.

Бнев (смотрит на ногу без сапога, потом орет на кучера). Где сапог, анафема?! Сапог где?
Кучер. Не могу знать!
Бнев снова садится в коляску. Пшел!!

Тройка трогается с места и уносится со сцены.

Цесарский (мечтательно). Умеют же люди жить!

Отец Феофилакт. Поелику, сын мой, поелику…

Вздуев (допивая чай). Все, больше не могу, семь стаканов выдул. А где Лапида Фроловна? И Телепяева что-то не видно.

Цесарский. Хе-хе.

Отец Феофилакт. Слыхал я, есть в Туркестане, у басурман, ягода, алыча называется…

Песня крестьянок все ближе.

Кто-то неподалеку стреляется. Возможно, Роал.

Занавес.

Занавес заедает.

Все в недоумении.