Краснодар - город моей мечты

Георгий Пещеров
Краснодар – город моей мечты

(рассказ)

Славься, славься город величавый!
Ты казачью честь не урони.
В грозный час тревоги и печали, Матушку - Россию сохрани.
Ты - как сердце русское открытый,
Ты для нас как дивный Божий дар.
Ты наш хлеб насущный и молитва.
Ты душа Кубани, Краснодар!

Краснодар – это город моей мечты. Впервые я узнал про этот город где-то на рубеже 2000 годов. Там жил мой друг и частенько бывал у меня в Москве по различным делам. Он наслаждался московской прохладой и жаловался на жару в Краснодаре. Раньше я часто ездил на море, останавливался на побережье Черного моря, отдыхал и возвращался обратно в Москву. Все было хорошо. Потом, в одном из командировок я попал в Краснодар. Мой первый визит в город Краснодар меня очень здорово удивил. Влияние южного солнца сразу бросается в глаза, встречающимися красавицами практически на каждом шагу. Здесь у вас очень много красивых женщин, говорю я коллегам на работе. Все приезжие так говорят, отвечают мне они. Действительно, есть солнце – есть жизнь, видимо, обилие солнечного света оказывает такое благотворное влияние на людей и поэтому здесь очень много красивых женщин. Они просто светятся красотой, как будто, сами излучают солнечный свет. В Москве тоже много красивых женщин, но Москва собрала их со всей России, а здесь в Краснодаре, каждая вторая – просто неописуемая красавица. Впоследствии, я много раз бывал в этом городе, восхищался его красотами и ездил на море. Уникальность этого города заключается в его близости от Черного моря, всего в 120 километрах. Потом, так много солнца, что с Москвой не сравнишь. Вспомнил один случай, когда в Москве было холодно и дождь лил все лето. Солнца не было вообще. Черные тучи заволокли небо. Я собрался в Краснодар и на военном самолете вылетел из Чкаловского аэродрома. Первое время мы летели в облаках, но на подходе к Краснодару облака оборвались четкой линией и дальше одно солнце на фоне голубого неба. Мы приземлились на военном аэродроме Краснодарского летного училища. Небо чистое, светит солнце. Я выхожу из самолета и не могу открыть глаза. Меня встречает мой друг на машине. Я ему говорю, нужно срочно купить темные очки, я не могу открыть глаза. Мы поехали в город, я купил очки и смог немного приоткрыть глаза. А на второй день все прошло, глаза адаптировались к солнечному свету и я начал нормально смотреть на мир, освещаемый ослепляющим солнцем.
Удобство жизни в Краснодаре заключается в том, что утром едешь на море и вечером возвращаешься обратно. Такой режим отдыха мне очень понравился и я даже решил, что как только немного освобожусь от дел, перееду в город Краснодар на постоянное место жительства и заведу пчел. Помню, три года назад я уже окончательно решил, что с 1 сентября я продолжу свою жизнь в Краснодаре. Но работа в Москве и некоторые другие жизненные обстоятельства постоянно переносили этот мой долгожданный переезд. Действительно, солнце и прекрасные климатические условия Краснодара привлекают людей. В последние годы очень много народу переехало в Краснодарский край, особенно из районов Сибири и крайнего Севера.
В этом году также различные обстоятельства переносили мою поездку и вот на 3 сентября я, наконец, купил билет на поезд до Краснодара. В день отъезда к вечеру похолодало. Температура на улице +16 и чтобы не замерзнуть, я оделся потеплее. За час до отправления поезда я прибыл на Киевский вокзал, который меня обескуражил не только своим видом, но и внутренним убранством. Как-то давно я отправлялся из этого вокзала на Украину, все было живо и благоухало. А теперь же вокзал пустой, одно электронное табло, кафе и небольшой магазинчик с товарами для отъезжающих. Я вышел на перрон. Мой поезд № 567 Москва – Анапа стоял на втором пути. Сентябрь, дети пошли в школу, народу не много. Я подошел к вагону № 6. Проводница проверила мои билеты и пригласила в вагон. В купе нас оказалось трое, две женщины и я. Я решил постелить постель и ужаснулся, обнаружив слегка влажное белье. Вспомнил советские времена, когда садишься в поезд, а постельное белье мокрое. Тогда рассказывали, что проводницы бегают по магазинам в поисках дефицита и поэтому у них не остается времени для просушивания постельного белья. Забирали влажное постельное белье из прачечной и пассажиры сушили их своим телом. Соседка по купе рассказывает, что в советские времена многие проводницы вообще не носили постельное белье на стирку. Просто постельное белье аккуратно складывали в стопку и брызгали водой, а потом уже якобы не высохшую, раздавали пассажирам. Таким образом, экономили деньги. Может быть, не знаю, возможно, обе версии правдивы. А теперь то, что? Вроде, везде все есть, только нет денег у населения. Чем же тогда заняты проводницы? Не знаю. Я заправил постель и лег спать не раздеваясь. Пришла проводница, проверяет билеты. Спрашиваю, почему у вас постельное белье влажное. Говорит, нам такое привозят, не знаю. Я понял, что тут крайнего не найдешь и решил не испытывать нервы проводницы, поскольку, может быть, она действительно не виновата. Ладно, высушим, подумал я и приготовился ко сну. Ехать полторы суток, можно будет выспаться под убаюкивающее движение железнодорожного состава, а белье скоро высохнет. Вскоре я заснул.
Утром проснулся в 7.30. Поезд стоит. Смотрю, написано Ряжский вокзал. Пасмурно, солнца нет. Вышел на улицу, прохладно. Оказалось, что мы отъехали от Москвы всего на 277 километров. Обычно, на скором поезде утром просыпаешься и уже Воронеж. А наш поезд пассажирский, идет медленно. Вот поезд попался, говорю я проводницам, стоящим на перроне. Нет билетов, говорят они, вот наш поезд и заполнен битком. Самолеты не летают и все едут поездом. Что правда, то правда, говорю я, времена сложные. Поезд тронулся. В Ряжске к нам в купе подсела еще одна женщина. Оказалось, что я в купе с тремя женщинами. Хотя в душе я всегда мечтал о гареме, но с возрастом попутчиц, видимо, произошла нестыковка. Я умылся и принялся за завтрак. Оказалось, что в вагоне нет кипятка. Проводница говорит, что титан доводит до 80 градусов, больше не нагревает. Хотя, на самом деле, не такой уж старый вагон. Пошел в соседний вагон и набрал кипятка. А вагон-ресторан есть в составе, спрашиваю проводницу. Нет, говорит проводница. Я вспомнил свои поездки на поезде в школьные годы. Мы с крестной каждый год летом ездили в Казахстан. Конечно, на дорогу с собой брали продукты и кое-что покупали на перроне во время остановок. Благо, в те годы продавали все и было очень хорошо. Но, все равно, я просил, чтобы мы обедали в вагоне-ресторане. Каждый раз качество приготовления было разное, но мне тогда казалось, что полноценная еда для человека хотя бы раз в день обязательна. С возрастом взгляды человека на жизнь меняются. Теперь мне кажется, что это был обыкновенный детский каприз, основанный на любопытстве все познать вокруг себя. Мы проезжаем современный, достаточно окультуренный город. Перед нами проплывают высотные дома, колесо обозрения и леса с зеленой листвой, еще не тронутые осенью. Проезжаем речку, по берегам которой расстилаются разноцветные покрывала всевозможных трав, яблоневые сады с бесчисленным количеством яблок, уже указывающих на начало осени. Справа от нас, проезжаем металлургический завод, из труб которого поднимаются в небо большие клубы дыма. Работает завод, значит, его не затронула, произошедшая в стране разруха 90-х годов прошлого века. Мы едем, оставляя по обе стороны дороги, поля, леса, покрытые зеленью лета. Какая же все-таки богатая у нас страна, конца и края нет.
Действительно, пассажирский поезд идет медленно, останавливаясь на каждом полустанке. Мне спешить некуда, зато есть возможность полюбоваться красотами родной природы. В нескончаемом потоке лесного массива за окном поезда, очень часто проскакивают рябины, с гроздьями наливающихся красным цветом плодов. По народным приметам, если много рябины, значит, зима будет холодная. Посмотрим, время покажет. Проезжаем поселок, где в садах у жителей созрели яблоки. Так много яблок, от обилия которых, просто сводит с ума. Вот где просторы для творчества кулинарам, от варенья, повидла, компота до всевозможных выпечек с яблоком. А еще можно высушить и готовый полуфабрикат для компотов и других блюд в зимних условиях. Вдоль железнодорожного полотна по обеим сторонам огромные территории не скошенной травы. Уже осень и трава никому не нужна. Изменился уклад жизни в селе и несметные богатства пропадают зря. Я вспоминаю советские времена, когда люди косили и делали заготовку сена на каждом отрезке земли и было много живности в хозяйстве у каждого жителя села.
Вдали, скошенные поля напоминают о близости, наступающей осени. Хлеба убраны и природа готовится к приближающимся заморозкам. Я вспоминаю случай, когда я с матерью ехал в поезде. Вагон был старый и аварийный тормоз располагался на полу. Я потянул за рычаг из-за любопытства узнать, что же случится. Смотрю, поезд замедлил движение и потом остановился. Я говорю, я остановил поезд, но меня никто не слушает. Я отпускаю рычаг и поезд начинает движение. Я говорю, я отпустил поезд, но меня опять никто не слушает. Взрослые поддакивают, а сами о чем-то болтают. Мимо нас пробежала группа проводников во главе со старшим. Проверяют состав, видимо, ищут, где останавливают поезд. В очередной раз, когда я потянул за рычаг аварийного тормоза, меня заметила проводница и за руку отвела к матери со словами, следите за своим сыном. Мать заступилась за меня, говоря, уберите свой тормоз отсюда. Короче, пошумели и разошлись. А я сижу, думаю, подумаешь, немного поезд остановил. Ничего же страшного не произошло.
Желтые поля подсолнуха просто радуют глаза. Только вопрос, почему их до сих пор не убрали. Может оставили на семена. Огромные пастбища. Пасутся коровы. Сена сколько угодно и, наверное, у этих коров очень вкусное молоко. По составу поезда прошел бригадир поезда, интересовался обслуживанием. Я спросил, почему постельное белье мокрое. Надо было вернуть, вам бы обменяли на сухие, говорит бригадир. На мой взгляд, он делает вид, что не понимает, что все белье в вагоне мокрое. Поездов много, не успевают, оправдывается он. Я не стал дискутировать и прекратил разговор. Многие пассажиры пожаловались, что не разносят чай. Бригадир ушел. Хотя бы контролируют, подумал я, значит все дело в неповоротливости проводников. Вскоре, действительно, проводница начала разносить чай. Указания бригадира подействовали, подумал я. Поезд неторопливо идет вперед, раскачивая вагонами и убаюкивая пассажиров, отчего многие спят целыми днями. Возможно, люди вырвались в отпуск и решили отоспаться в поезде. У каждого пассажира своя история. Я сижу в купе. Моя соседка говорит, может покушать хотите, у меня есть колбаса. Я говорю, спасибо, у меня есть продукты. Просто, еще рано обедать. Меня всегда поражает добродушие и способность к состраданию нашего народа и каждый раз общаясь с людьми я еще и еще раз убеждаюсь в этом.
Поезд подъехал к станции Елец. Стоянка около 40 минут, видимо, меняют электровоз. Есть возможность пообедать, поскольку на территории вокзала очень много кафе и магазинов. Продают фрукты, которые здесь в три раза дешевле, чем в Москве. Я купил стакан малины за 300 рублей и потом пообедал в кафе. Блюда оказались очень вкусными и, как мне показалось, хорошего качества. Поезд тронулся, и мы продолжили путь в направлении Краснодара. Через 2 часа поезд подошел к городу Липецку. Малооблачно, светит солнце и немного теплее, чем в Москве. Каждую остановку пассажиры рвутся на выход, чтобы подышать свежим воздухом. После 10 минутной стоянки поезд тронулся. В дальнейшем пути небо становилось все чище от облаков и солнце все сильнее прогревало земную поверхность. После станции Усмань небо очистилось полностью и солнце на фоне чистого голубого неба ярко светило своими божественными лучами. На одном из полустанков поезд остановился и простоял больше часа. Оказывается, это техническая остановка, чтобы пропустить скорые поезда.
Стемнело. На небосклоне появилась луна в окружении россыпи звезд. Я немного наблюдал ночные пейзажи и лег спать. Действительно, поезд является самым усыпляющим транспортом в мире и вскоре я провалился в сон.
Утром проснулся в 7.00. Небо чистое, светит солнце. Поезд подошел к станции Первомайская, что возле города Ростов-на-Дону. Вышел из вагона, бодрит, но теплее, чем в Москве. Воздух уже с приятным южным оттенком. Поразительно, меняется окружающая природа и меняется воздух. Поезд тронулся. Лесной массив средней полосы сменился на деревья и кустарники юга России. Припекает. От одного вида, что над тобой чистое небо, залитое солнцем, душа прыгает от радости и хочется кричать, я снова на юге. Поезд медленно движется вперед, оставляя по обе стороны пути убранные поля, а кое-где уже вспаханные и, по всей видимости, засеянные озимыми участки. Подъехали к станции Староминская. Одна из соседок с моего купе вышла. Она едет в Ейск. Вторая со мной до Краснодара, а третья до Анапы. У всех туристов свои маршруты. Спустя 36 часов в 12.10 мы прибыли на железнодорожный вокзал Краснодар-1. Я вышел из поезда, заказал такси и поехал к сыну, который недавно обосновался здесь в южном солнечном городе.
Вечером, я заказал трансфер на следующее утро в Архипо-Осиповку и пошел на прогулку по городу. Прогулялся по паркам и аллеям Краснодара, все знакомо и как-то по-своему притягивает. К вечеру вернулся домой и лег спать. Утром встал в 4.00 по будильнику и направился на остановку для поездки в Архипо-Осиповку. Небо чистое, не единого облачка. На северо-востоке низко над горизонтом ярко горит Венера. Прохладно. Рано утром улицы пусты, изредка проезжают машины. В 5.00 подошел микроавтобус и мы отъехали в направлении Черного моря. Как грамотно организован трансфер на море. Утром по городу на заранее обозначенных местах микроавтобус собирает туристов. Посредине маршрута предусмотрена санитарная остановка, где можно перекусить и попить что-нибудь горячее. Около двух часов в пути и ты уже на побережье. Вечером обратно в Краснодар и развозят туристов по заранее определенным точкам.
Мы въезжаем в Архипо-Осиповку. Архипо-Осиповка – один из наиболее крупных населенных пунктов на берегу Черного моря, имеющая свою давнюю историю. Когда то, здесь была крепость, защищавшая черноморское побережье России от турков. Населенный пункт назван в честь воина Осипова Архипа, который 22 марта 1840 года взорвал пороховой склад в укреплении Михайловском, чтобы он не достался врагу. Простой солдат своим подвигом увековечил свое имя на века, оставив в памяти народной достойный пример для подражания, как служить Родине. Здесь много развлекательных заведений, магазинов, ресторанов и всевозможных услуг для отдыхающих. В одном из кафе я позавтракал и пошел на берег. С утра дует ветерок, прохладно и пришлось подождать подъема солнца над горизонтом. Где-то в десятом часу солнце поднялось высоко, стало теплее, я разделся и начал принимать солнечные ванны. Местные зазывалы по громкой связи приглашают на морской круиз, путешествия на водопады и предлагают другие экзотические услуги. На обед взял уху из красной рыбы, уже по сложившейся привычке, на море есть только морепродукты и после обеда продолжил процесс загорания под лучами горячего осеннего солнца. Народ катается на катамаранах, досках (сапбордах). Правда, вода слегка бодрит, поэтому основная масса отдыхающих лежит на берегу и принимает солнечные ванны. Меня поразила собака, которая бродит по берегу с палкой в зубах. Подходит к отдыхающим, бросает палку, отбегает к берегу и в позе готовности к броску ждет, пока кто-нибудь не кинет палку в воду. Я бросил палку подальше от берега. Собака далеко в воду не лезет, ждет, пока палку волной прибьет к берегу. Как только палка оказалась недалеко от берега, собака берет ее и подходит к другим отдыхающим. Кто-то приучил собаку так играть, причем без перерыва, целый день. Народу на пляже много и желающих поиграть с собакой хватает. Несмотря на то, что основная масса детей засели за школьные парты, людей, которые приезжают в отпуск на море предостаточно. Много пожилых людей, которые предпочитают отдыхать, именно, в бархатный сезон. К вечеру показались мошкара. Их не так много, но все-таки они пристают. Как правило, на юге, я всегда делал апитерапию. Но, в этот раз не нашел ни одной пчелы. Видимо, в сентябре пчелы уже не собирают нектар. Жаль, что раньше я этого не знал. К 16.30 я подошел к микроавтобусу и поехал в Краснодар. Уже через пару часов я был дома и готовился ко сну.
Второй день я посвятил городу Краснодар. Мне нравится прогуливаться по улице Красная - главной улице города, протяженностью около 5 километров от кинотеатра Аврора до Александро-Невского собора, любуясь красотами старинных архитектурных сооружений, фонтанов, памятников и магазинов. Особенно выделяется бульвар, со всевозможными ресторанами и закусочными в окружении разноцветных цветов и памятников архитектуры. Богатый, крытый рынок в Краснодаре, где можно выбрать любой продукт питания и на любой вкус, были бы деньги.
На третий день я спланировал поездку на бухту Инал. Рано утром в 5.00 меня снова забрал микроавтобус и повез к побережью Черного моря. Удивительны человеческие отношения. На санитарной остановке мои соседи муж с женой и ребенком на ровном месте поругались из-за того, что муж купил кофе в кафешке, а не на заправке. Жена утверждала, что на заправке кофе вкуснее и около получаса пилила мужа за плохой кофе. В конце концов муж отсел на свободное место, чтобы не слушать бухтение своей жены. В семейной жизни, на мой взгляд, очень ценно умение находить компромисс в отношениях и, конечно, необходима выдержка и терпение. Если все эти качества присутствуют в характере супругов, то их семейная жизнь будет гармоничной. Бухта Инал – один из самых моих любимых мест отдыха на берегу Черного моря. Про Инал мне впервые рассказал мой друг из Краснодара, где очень мало народу, чистейшая вода и все прелести уединенного отдыха между не высокими возвышенностями. Первоначально туристов было мало, продавали парное молоко и рядом с берегом источник голубой глины. Я каждый свой приезд на море, обязательно посещал Инал, где можно поесть парное молоко со свежим белым хлебом. На мой взгляд, что может быть лучше и вкуснее парного молока со свежим белым хлебом. Настоящее наслаждение и только. А голубая глина обладает таким свойством, что после нее тело становится нежным и бархатистым. Люди мажут все тело и потом прыгают в воду. Со временем, народ распознал про прелести Инала и сюда хлынула толпа туристов. Но, сейчас сентябрь, народу не много. Ветер намного спокойней, чем в Архипо-Осиповке и солнце греет хорошо. Что-то произошло с населением. Парное молоко уже давно не продают, говорит местная жительница. На продаже всевозможные фрукты, овощи, выпечки и различные сувениры. В поездках по побережью Черного моря я многократно убеждался в том, как местные жители с утра штурмуют торговые центры и затем купленные там экзотические фрукты продают втридорога, как будто выращенные в собственном саду. Конечно, есть и местные фрукты, но они не такие презентабельные, как зарубежные. Например, местный персик, как правило маленький, весь в пупырышках или сморщенный.
В очередной день я взял такси и поехал в термальный парк «Золотая рыбка», который находится в двух часах езды от города Краснодара в станице Ярославская, Мостовского района. Как мне рассказали местные жители, оказывается еще в советские времена, в 1960-х годах в Краснодарском крае при поиске залежей нефти и газа, на глубине 3 тысячи метров были обнаружены горячие источники. Впоследствии по инициативе АМН СССР в 1970-х годах были построены государственные геотермальные лечебницы (санатории Солнечный, Горячие ключи и др.). Отдых на термальных источниках восстанавливал моральные и эмоциональные силы организма, оказывал лечебное воздействие при заболеваниях опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем, а также оказывал благотворное влияние на кожные покровы человека. С распадом СССР, местные жители каждый сам себе провел горячую воду из источника и в настоящее время огромное количество всевозможных частных лечебниц удовлетворяют широкие потребности местного населения и приезжих. Концентрация лечебной воды везде разная, а вот температурный режим поддерживается по просьбе пациентов в пределах 40 градусов. Вода сероводородная со специфическим запахом, который сопровождает посетителей в течение всего дня практически до принятия очень хорошего душа с мылом. Для приезжих посетителей есть гостевые домики. Мы здесь по нескольку раз в год, рассказывает один из купающихся в бассейне, это лучшее среди лечебниц, в других вода разбавленная. А как зимой, не холодно, спрашиваю я. Зимой тоже хорошо, только голова мерзнет, отвечает мужчина. В Российской Федерации 42 региона имеют термальные источники, наиболее известные из которых в Краснодарском, Алтайском и Камчатском краях, Республике Адыгея, Волгоградской, Архангельской, Тюменской, Саратовской, Свердловской и Иркутской областях, в Пятигорске, Крыму, Башкирии, Бурятии и других регионах.
Следующий день я спланировал выезд в Джубгу. Джубга – один из наиболее крупных и благоустроенных населенных пунктов на восточном побережье Черного моря. Здесь много достопримечательностей, куда входят огромный Аква парк, Дельфинарий, рынок и очень хорошо оборудованный пляж. На пляже широкий перечень всевозможных аттракционов, куда входят катание на банане, прыжки с парашютом, катание на скутерах, морские прогулки на катерах и многое другое. Здесь всегда очень много народа, поэтому немного грязновато, но от этого привлекательность пляжа не уменьшается.
Подошло время отъезда. Учитывая не совсем удачный опыт с выбором поезда в начале поездки, я на обратный путь купил билет на фирменный поезд № 030 Новороссийск - Москва, который идет всего 19 часов. В 17.00 сегодня я отъезжаю из Джубги в Краснодар. По прибытии в Краснодар, сборы и на железнодорожный вокзал. В 23.50 я покидаю дорогой мне город, даже не знаю на сколько. Пройдет время, может полгода, может год, и я вернусь сюда обязательно может на время, а может и навсегда.
Я сел в поезд и сразу же лег спать. Поезд тронулся, и я провалился в сон. Утром проснулся в 8.00. Поезд уже подъезжал к станции Россошь. Остановок у этого поезда мало и большинство из них не более 5 минут, чем и обеспечивается сокращение общего времени нахождения поезда в пути. Проезжаем Дон. Почему-то вспомнил фильм Тихий Дон. Классика жанра. Могучая река запечатлена еще в названии произведения. Следом станция Лиски. Стоянка 14 минут. На перроне пусто, никто ничего не продает, но есть небольшие торговые точки, где можно купить все необходимое. Небо чистое, ярко светит солнце. Бодрит. Вскоре нам принесли завтрак. Оказалось, что вагон с питанием. Видимо, при покупке билета я не обратил внимание на перечень услуг. Омлет, неплохо приготовлен. Вообще то, я не люблю покупать билеты с питанием. Так получилось, случайно. Но, здесь, в поезде, все организовано хорошо. Проехав еще немного в сторону Москвы, уже наблюдаем в окно смешанный лес. На небе появились небольшие облака. В купе попалась хорошая кампания. Каждый рассказывает интересные истории из своей жизни. Познавательно и смешно. В 16.00 прибыли в город Рязань. Ярко сияет солнце на фоне чистого голубого неба. Температура +22. Перрон пуст. Нет никакой продажи. Видимо, эпидемия и здесь внесла свои коррективы. Говорят, что введен запрет на продажу продуктов питания частными лицами. Поезд тронулся. До Москвы осталось 3 часа пути. Проезжаем населенные пункты, где сады усыпаны яблоками. Урожай яблок происходит через год, говорят садоводы. Видимо, этот год у жителей урожайный для яблок. Не случайно, даже название населенного пункта Фруктовая. Мы все ближе к Москве. Кое-где появляются слегка покрытые желтизной осени березы, на фоне умиротворенно смотрящих на все происходящее в природе, вечнозеленых сосен. В 19.00 мы подъехали к Казанскому вокзалу. Я попрощался с соседями и поехал домой, вспоминая в пути позитивные моменты моего путешествия в любимый солнечный город Краснодар и на побережье Черного моря. Путешествия вносят разнообразие в жизнь человека и от этого жизнь становится эмоционально ярче, богаче и интереснее.